- Максимов, Сергей Васильевич
— этнограф-беллетрист, род. в 1831 г. в семье уездного почтмейстера в Кологривском у. Костромской губ., в посаде Парфентьеве, где и получил первоначальное образование в посадском народном училище. Впоследствии был в Моск. унив. и в СПб. медико-хирургической акд. Первые литературные опыты М. (с 1853 г., преимущественно в "Библиотеке для чтения") посвящены очеркам из народного быта. Ободренный Тургеневым, М. в 1855 г. предпринимает литературно-этнографическую экскурсию — пешеходное странствование по Владимирской губ., посещает затем Нижний, Вятскую губ. и таким образом первый делает опыт прямого изучения народного быта, результаты которого изложены им в очерках "Крестьянские посиделки Костромской губ.", "Извощики", "Швецы" (т. е. портные), "Сергач" (вожак медведя), "Вотяки", "Нижегородская ярмарка", "Соцкой", "Булыня" (скупщик льна), "Маляр", "Кулачок", "Повитуха", "Колдун" и др., впоследствии вошедших в книгу "Лесная глушь" (СПб., 1871). Когда по мысли вел. кн. Константина Николаевича морским ведомством был организован целый ряд этнографических экспедиций в различные края России (1855), М. достался Север; он отправился к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры и напечатал ряд статей в "Морском сборнике", "Библиотеке для чтения" и "Сыне Отечества", составивших затем книгу "Год на Севере" (1859, СПб.; 3 изд., 1871). Морское ведомство поручило М. отправиться на Дальний Восток для исследования только что приобретенной Амурской обл. Путешествие это было предметом нового ряда статей в "Морском сборнике" и "Отеч. записках", вошедших в книгу: "На Восток, поездка на Амур в 1860—61 гг. Дорожные заметки и воспоминания". (СПб., 1864; 2 изд., 1871). На возвратном пути в Россию М. было поручено обозрение сибирских тюрем и быта ссыльных, но это исследование к опубликованию не было разрешено, а было издано морским ведомством "секретно", под заглавием "Тюрьмы и ссыльные". Позже в "Вестнике Европы" и "Отеч. записках" появились отдельные статьи М. по этому предмету, а затем и книга "Сибирь и каторга" (СПб., 1871). В 1862—63 гг. M. посетил юго-восток России, прибрежья Каспийского моря и Урала. Из статей, вызванных этой поездкой, в "Морском сборнике" появились две — "Из Уральска" и "С дороги на Урал", а остальные, касающиеся раскола ("Иргизские старцы", "Ленкорань", "Секта общих", "Молокане", "Духоборцы", "Прыгуны", "Скопцы", "Хлысты", "Субботники", "Божий промысел" и др.), напечатаны в "Деле", "Отеч. записках", "Семье и школе". Еще ранее из статей М., напечатанных в "Иллюстрации" и "Сыне Отечества", составилась книжка "Рассказы из истории старообрядцев" (СПб., 1861). По приглашению издательского товарищества "Общ. польза" для "Досуга и дела" Погосского и для Комиссии по устройству народных чтений М. редактировал и сам составил до 18 книжек для народа: "О русской земле", "О русских людях", "Мерзлая пустыня", "Дремучие леса", "Русские степи и горы", "Крестьянский быт прежде и теперь", "Соловецкий м-рь" и др. Командированный (1868) Имп. географическим обществом в Сев.-Зап. край, М. объездил губ. Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую и свои наблюдения напечатал в книге "Бродячая Русь Христа-ради" (СПб., 1877). Несобранными остается еще много статей М. о различных сторонах народного быта в разных местностях России: о казаках на Дону, на Урале, в Черноморье, о русских инородцах в Сибири, в Белоруссии, о народных праздниках и пр., рассеянных в "Живописной России" Вольфа (перевед. на нем. яз. в журнале "Natur"), "Задушевном слове", "Нови" ("Наше двоеверие"), "Сельском вестнике", "Новостях" и др. изданиях. Большой интерес представляют объяснения различных слов и оборотов живой обиходной русской речи, первоначальный смысл которых для большинства совершенно затерян; они вошли в книгу "Крылатые слова" (СПб., 1890). "Куль хлеба и его похождения" (СПб., 1873) выдержал 3 издания. Подробности об экспедиции морского ведомства М. напечатаны в "Русской мысли" (1890, февраль), под заглавием "Литературная экспедиция". См. А. Пыпин, "История русской этнографии" (т. II, стр. 55—60 и 70—73).
{Брокгауз}
Максимов, Сергей Васильевич (дополнение к статье)
— этнограф-беллетрист, почетный академик: ум. в 1901 г.
{Брокгауз}
Максимов, Сергей Васильевич
[1831—1901] — беллетрист-этнограф. Род. в Костромской губ. в семье почтмейстера. Учился в Московском университете и Медико-хирургической академии в Петербурге. В Москве М. сблизился с кружком молодой редакции "Москвитянина" во главе с Островским, А. Григорьевым, Т. Филипповым. Лит-ую деятельность начал в 50-х гг. статьями для "Справочного энц. словаря" М. Даля и этнографическими очерками из быта мещан и крестьян в "Библиотеке для чтения". В 1855 М. совершил литературно-этнографическую экскурсию пешком по Владимирской, Нижегородской и Вятской губ.; рассказы из "народного быта", явившиеся результатом этой экскурсии, составили книгу "Лесная глушь" (СПб, 1871, два тома). В этих рассказах, выдержанных в духе популярных в 40-50-х гг. "физиологических очерков", описаны крестьянские посиделки, нижегородская ярмарка, извозчики, слепцы, сергач (вожак медведя), булыня (скупщик льна), маляр, колдун, сотский, питерщик, пастух и т. д. Этнографо-географическая экспедиция к Белому морю дала книгу "Год на севере" (СПб, 1859, издание 4-е, М., 1890). В результате экспедиции в Амурскую область появилась книга "На Востоке, поездка на Амур в 1860—1861 гг., дорожные заметки и воспоминания" (СПб, 1864, издание 2-е, СПб, 1871). В Сибири Максимов получил задание произвести осмотр тюрем и быта ссыльных; книга на эту тему была издана в пятистах экземплярах ("секретно") под названием "Тюрьма и ссыльные" (СПб, 1862, в дополненном виде вышла под заглавием "Сибирь и каторга", 1871). В 1862—1863 М. совершил поездку на юго-восток, на берега Каспийского моря и на Урал. Особенно большое внимание было на этот раз уделено М. местному старообрядчеству и сектантству ("Иргизские старцы", "Духоборы", "Молокане" и т. д.). В 1865 Максимов принял участие в редактировании и составлении книжек для народа, издававшихся книгоиздательством "Общественная польза", а также комиссиями по устройству народных чтений в Соляном городке; М. составил 18 книжек по описанию различных краев в России. Довольно большой известностью пользуется книга М. "Бродячая русь Христа ради" (СПб, 1877), в которой дано яркое описание различного странствующего люда. Не менее известна общеобразовательная книжка М., знакомящая с земледельческим хозяйством страны и торговлей, "Куль хлеба и его похождения" (СПб, 1871, изд. 4-е, 1890). Наконец до сих пор представляет немалый интерес книжка М. "Крылатые слова" (СПб, 1890), содержащая объяснения многих ходячих метких слов и выражений. Уже после смерти М. вышел большой том его этнографического сочинения "Нечистая, неведомая и крестная сила" (СПб, 1903), представляющая собою описание народных верований на основании собственных наблюдений Максимова и материалов, собранных по поручению князя Тенишева сотрудниками последнего. Если очерки и записки Максимова уже не представляют большого художественного интереса, то в отношении историко-бытовом и этнографическом они продолжают оставаться весьма значительными. Творчество М. выражает идеологию зажиточных прослоек русской буржуазии 50—70-х гг. и в этом смысле примыкает к тому почвенническому направлению, виднейшими деятелями которого были Островский, Потехин, Лесков, Мельников-Печерский, а главным идеологом — Аполлон Григорьев. Для М. характерны все основные тенденции этого движения — нескрываемое отрицательное отношение к дворянству, сочувствие патриархальным, нетронутым реформою прослойкам буржуазии и зажиточного крестьянства, своеобразная проповедь "народности", сказывающаяся в идеализации "народа", "бродячей Руси", связанной с реакционно-патриархальными слоями деревни, нищих, погорельцев, калик перехожих, богомольцев, живой интерес к обрядовому быту этой социальной среды, ее нравам, пословицам и поговоркам, метким "ходячим словам" и прочему устному творчеству. В произведениях М. почти отсутствует та казенно-официальная чиновничья идеология, которая была так характерна напр. для Мельникова-Печерского; М. представляет по-видимому те группы консервативной буржуазии, которые меньше были связаны с правящими бюрократич. сферами. В этом плане М. скорее приближается к Лескову (см.).
Библиография: I. Собр. сочин., 20 тт., изд. "Просвещение", СПб, 1908—1913 (с очерком его жизни и лит-ой деятельности, составл. П. В. Быковым при т. I, и полным списком работ Максимова, составл. А. Г. Фоминым при т. XX; в собр. сочин. не вошли его лит-ые статьи, воспоминания и др.).
II. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПб, 1891, стр. 56—60, 70—73. Некрологи его: "Исторический вестник", 1901, VII, и "Русская мысль", 1901, VI.
III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.
Ю. С.
{Лит. энц.}
Максимов, Сергей Васильевич
(10.11.1948—10.02.1995) — летчик-испытатель 1 класса. Работал в АНТК им. О. К. Антонова. Погиб при испытании Ан-70.
Максимов, Сергей Васильевич
Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института актуального образования "ЮрИнфор — МГУ", профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского института МВД России, эксперт Государственной Думы Федерального Собрания РФ; доктор юридических наук; принимал участие в разработке проектов законов о профилактике преступлений, о социальной помощи населению, о борьбе с коррупцией, Федеральной программы России об усилениии борьбы с преступностью на 1994—1995 годы; автор около 70 работ по вопросам уголовного права, криминологии, социологии, в том числе монографии "Эффективность общего предупреждения преступлений" (1992); лауреат премии Союза юристов СССР.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.