Макаров, Степан Осипович


Макаров, Степан Осипович

— контр-адмирал; род. в 1848 г.; с 1865 г. на морской службе; в 1872—76 гг., состоя при адмир. Попове, был занят устройством непотопляемых приспособлений на наших броненосных судах. В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем "Вел. кн. Константин". В 1881 г. производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований М. напечатал в соч. "Об обмене воды Черного и Средиземного морей" (1883). В друг. соч., "Витязь и Тихий океан" (1893), М. изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Сев. Тихом океане, произведенных М. во время кругосветного путешествия (1886—89) на корвете "Витязь". С 1891 по 1894 г. М. состоял главным инспектором морской артиллерии, а в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской распри.

{Брокгауз}



Макаров, Степан Осипович (дополнение к статье)

— В 1896 г. назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта. В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца Иосифа на выстроенном им ледоколе "Ермак". После открытия военных действий с Японией назначен командующим русским тихоокеанским флотом. По его прибытии в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот, последний обнаружил энергичную деятельность; М. начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце "Петропавловск". Когда эскадра возвращалась, "Петропавловск" наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и М. в том числе.

В. В—в.

{Брокгауз}



Макаров, Степан Осипович

— вице-адмирал, командующий флотом Тихого океана в 1904 г. Род. в 1848 г. в г. Николаеве в семье выслужившегося из нижн. чин. флота прап-ка Осипа Федоровича, женатого на дочери отст. у.-офицера. Ран. детство М. провел в Николаеве, а 9 л. переехал вместе с семьей в Николаевск-на-Амуре; здесь он поступил в низшее отделение Никол. мор. училища, которое готовило офицеров корпуса флотск. штурманов. Выдающиеся способ-ти М. обратили на него внимание главного ком-pa порта контр-адмирала Казакевича, по ходат-ву которого М. был назначен на Тихоок. эскадру; проплавав 1863—1864 гг. на клипере "Богатырь", М. получил основы в.-мор. воспитания под руководством командующего эскадрой адм. А. А. Попова. Зимой 1864/65 г. М. был произведен в фельдфебели, а весной выдержал выпускн. экзамен; адм. Козакевич представил его, в исключение из общ. правила, к произв-ву в гардемарины флота. Осенью 1866 г. М. назначен на корвет "Аскольд", на котором и совершил переход в Россию. Судьба М. решилась только в середине 1867 г.; несмотря на хлопоты начальствующих лиц, дело тормозилось отсутствием в мин-стве документов о дворянск. происхождении М. Потребовались долг. справки; к счастью, оказалось, что М. родился год спустя после произв-ва в офицеры его отца; по особ. Выс. повелению кадет М. был произведен в гардемарины. После 2-летн. учебного плавания в Атлант. ок., проплавав воспит-ком в общ. сложности на 11 судах в теч. 5,5 лет, М. в 1869 г. был произведен в мичманы. Интересно отметить, что уже в 1867 г. он напечатал в "Мор. Сб." свою первую статью "Инструмент Аткинса для определения девиации в море". В первом же офицер. плавании на брон. лодке "Русалка" в 1869 г. М. начинает свои занятия вопросом о непотопляемости мор. судов; поводом к ним послужила авария "Русалки", коснувшейся в шхерах камня, причем, несмотря на то, что вода прибывала медленно, лодка едва не затонула и спаслась только постановкой на мель. М. подробно разобрал этот случай, доказал несоверш-во принятой водоотлив. системы и указал способы ее исправления; работа эта, напечатанная в 1870 г. в "Мор. Сб.", нашла справедл. оценку: начальник брон. эскадры адм. Г. И. Бутаков представил молодого мичмана к произв-ву за отличие в след. чин, что и последовало 1 янв. 1871 г. Однако, несмотря на всю здравость предложений М., большинство его мыслей не получило осуществления (принят был только макаровский пластырь), и только следующая авария с фрег. "Адм. Лазарев" продвинула дело вперед. С этого времени М. не оставлял вопроса о непотопл-сти судов: где и как только возможно он пропагандировал свои взгляды и, наконец, перед самой смертью, добился того, что в минном офицер. классе в 1904 г. началось чтение курса по непотопл-сти. М. оставил целый ряд талантл. работ в этой области. В одной из них в 1886 г. он писал глубоко верные и для наст. времени слова: "Несмотря на всю важность непотопл-сти, она составляет больн. место на судах всех флотов. Кораб. инженеры, ставящие переборки, — не специалисты в помпах, а механики, занимавшиеся помпами, не хотят понять переборок. Флотск. же офицеры считают, что это дело техники. Ни те, ни другие, ни третьи не любят непотопл-сти и сопряженного с ней лазания по трюмам, которое не только тяжело, но и вредно для здоровья". Из требований, предъявляемых к судостроению, особ. важным М. считал пробу водонепрониц-сти корабля действит. опытом, заливая кажд. отд-ние водой до ватерлинии, когда уже поставлены на место машины, проведены все трубы и т. п. (такую пробу впервые М. применил при постройке "Ермака"); затем следует указать на предложение М. устроить спец. "водяное" судно для произв-ва учений. "Человек так создан, — писал он в статье "Средства против потопления судов", — что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома; но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до послед. крайности". Война 1877—1878 гг. выдвигает М. как боев. офицера. Еще осенью 1876 г. М. подает свой проект на случай воен. действий, в котором предлагает снабдить быстроход. пароход паров. катерами с мин. вооружением и приспособить их к подъему на боканцах с тем, чтобы подходить по возм-сти к месту стоянки непр. судов, спускать мин. катера и, пользуясь темнотой ночи, атаковать неприятеля; проект этот, замечат-ный по смелости замысла, был одобрен Вел. Кн. Константином Николаевичем, и 13 декабр. 1876 г. 28-летн. лейт-ту М. дан был в командование пароход "Великий Князь Константин", на котором он должен был привести свой план в исполнение. В течение 4 мес. шла трудная подготовит. работа, душой которой был М.; входя во все мелочи, он заботился не только о мор. кач-вах своего корабля, но сам усовершенствовал типы нов. оружия, мины: видоизменил шестовые и предложил новые подкильные или бросательные мины, а также крылатки, ввел кормовой шест и т. п. "Трудно бывало по временам, бесспорно, — пишет один из участников совместн. работы с М., — но труд не казался особенно тяжелым, п. ч. делался с убеждением и имел целью только полезн. сторону дела". К началу войны, 12 апр. 1877 г., пароход был готов, и М. с нетерпением ждал возм-сти выхода; но местн. нач-во, несмотря на объявление войны, медлило с разрешением, и только через 2 недели М. мог выйти в море. Первые 2 похода к Поти и Батуму не дали резул-тов; при третьем — к Сулинскому гирлу — катерами был поврежден корв. "Иджлалие". В июне, при крейсерстве у Анатолийск. берега, миной пущен ко дну купеч. бриг и потоплено 3 парус. судна; в июле у входа в Босфор уничтожено 5 коммерч. судов; в авг., благодаря счастл. стечению обстоят-в, М. отвлек огонь тур. бр-сца от отряда полк. Шелковникова и в том же месяце произвел атаку Сухумского рейда. В снт. "Вел. Кн. Константин" нес транспорт. службу, которая с перерывами продолжалась до середины декабр. В ночь на 16 декабр. произведена атака Батумск. рейда и, наконец, в ночь на 13 янв. 1878 г. на том же рейде утоплен авизо "Интибах". Таковы, в кратких чертах, воен. действия М. в камп. 1877 г.; за свои подвиги менее чем в год молодой лейт-т получил 6 наград: зол. оружие, ордена святого Владимира 4 степени с мечами, святого Георгия 4 степени, чины кап.-лейт-та, кап-на 2 ранга и звание флигель-адъютанта. Так скоро исполнились слова одного из командиров кадета М., что "М. будет одним из лучших мор. офицеров молод. поколения". Окончание войны с Турцией не остановило деятельности М.; он занялся эвакуацией войск, во время которой познакомился с М. Д. Скобелевым. Последний предложил М. в начале 1880 г. место своего помощника по мор. части в Ахал-Текинск. эксп-ции. Следует отметить, что всего за 5 мес. до своего прибытия на нов. театр воен. действий М. женился на К. И. Якимовской. Новое поручение возложено было на М. в конце мрт., и 7 апреля он отбыл из СПб.; отряд моряков вышел за ним, и уже 21 мая "морская" батарея выступила в степь. Сам М. в боев. действиях не участвовал; он находился в тылу армии и занимался, как выразился Скобелев, "черной работой" — орг-зацией подвозки грузов и припасов из Астрахани в Красноводск., где временно исполнял и обяз-ти по управлению Закасп. округом. Скобелев был чрезв-но доволен действиями моряков и их начальника и в знак особого расположения к М. обменялся с ним Георг. крестами; со скобелевским крестом М. и погиб под П.-Артуром. В конце 1881 г. М. был назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего стационером в Константинополе; на этом спокойн. месте М. завоевал себе новую славу выдающегося исслед-ля физич. свойств моря. Сейчас же по прибытии на место М. начал исследование течений Босфора; убедившись в сущ-нии на глубине обрати, течения, М. определил его границы, скорость и пр. свойства; после систематизации этого материала получился целый трактат "Об обмене вод Черн. и Средиз. морей", удостоенный академией наук неполной Макарьевской премии и, по словам извест. гидролога бар. Ф. Врангеля, остающийся "и поныне самым полным и законченным решением вопроса о течениях в проливах". Вместе с тем М. занялся изучением Босфора как объекта будущих воен. действий России и в 1883 г. подал обстоят. записку, в которой предлагал ряд мер, могущих обеспечить разрешение этой задачи. 1 янв. 1882 г. М. был произведен в кап. 1 ранга и летом состоял флаг-кап-ном шхерного отряда при контр-адмирале Шмидте, а в 1883 г. — при контр-адмирале Чихачеве в практич. эскадре Балт. моря; к этому времени относится проект М-ского способа быстр. разводки пара, при котором через 7,5 мин от зажигания котлов м. дать ход, а в дальнейшие 4 мин довести его до полного. Как многое другое, и эта мера не была осуществлена во флоте, и только в 1904 г., уже во время войны, М. как командующий флотом ввел этот способ на судах эскадры Тих. ок. Лето 1885 г: М. командовал фрег. "Кн. Пожарский" и после кампании, ввиду ожидавшегося столк-ния с Англией, представил проект "мобилизации корабля". При этом он писал: "Если не вырабатывать мобил-ции в мирн. время, то в случае войны произойдет сумбур". Но и это предложение М. подверглось только критике. В снт. 1885 г. М. был назначен командующим корв. "Витязь", готовившегося к кругосвет. плаванию; корвет еще строился и был принят только в середине 1886 г. Ко времени постройки "Витязя" относится замечат-ный, но малоизвест. труд М., вышедший без подписи: "В защиту старых бр-сцев и новых усоверш-ний" ("Мор. Сб.", 1886). В этой работе в легкой литер. форме М. изложил свой взгляд на необходимость переделки старых бр-сцев согласно нов. усоверш-ниям и доказывал это резул-том сражения флотов двух фантастич. республик, Белой и Синей, оканчивающимся в пользу "качества", а не "количества" судов. Статья эта, явившаяся и протестом против увлечения мор. мин-ства одним судостроением, рисует идеальные типы мор. вождей, как они представлялись в то время будущ. адмиралу и к достижению образа которых он, несомненно, стремился тогда и впоследствии. "Секрет, которым обладал адмирал X, — пишет М., — заключался в том, что он умел выбирать своих командиров", а "создав командиров, адм. X м. уже делать с эскадрой такие маневры, о которых другой адмирал не мог бы и думать... Успех дела зависит от единства, а единство достигается только продолжит. плаваниями и упражнениями". В авг. 1886 г. "Витязь" пересек Атлант. океан, зашел в Рио-де-Жанейро, затем, обойдя Америку Магеллан. проливом, поднялся в апр. 1887 г. к Иокогаме, зайдя по пути на о-ва Маркизские и Сандвичевы; более 2/3 плавания совершено было под парусами. В Тих. ок. "Витязь" оставался до конца 1888 г., когда отправился обратно, и через Суэц прибыл 19 мая 1889 г. в Кронштадт. За 3-летн. плавание сделано было под парусами 25 856, под парами — 33412, всего же 59268 миль. Во время плавания, начиная с самого выхода из Кронштадта, М. решил произвести, подобно наблюдениям в Босфоре, исслед-ния проходимых вод. "С первых же дней, — говорит сам М., — стало очевидным, с какой охотой офицеры взялись за дело. В начале остановки для наблюдений на глубинах были редки, а потом, когда корвет был приведен в должн. вид в воен. отношении, работы участились, в особ-сти в наших Япон. и Охотск. морях, где так мало произведено еще исслед-ний". Так молод. командир "Витязя" не забывал занесенного им еще кадетом в дневник положения, что степень усердия личн. состава зависит от "осмысленности жизни". Незаурядное плавание "Витязя" обессмертило имя как ком-pa, так и самого корабля: сделаны были 194 станции с гидрологич. наблюд-ми, по окончании плавания добытые данные были систематизированы и напечатаны в 1894 г. под назв. "“Витязь” и Тихий океан". Труд этот был удостоен академией наук Макарьевской премии и Константиновской медали геогр. общ-ва. Во время пребывания "Витязя" на в. на долю М., из-за болезни начальника эскадры, выпало врем. управление ей, и немедленно строй жизни ее оживился: эскадра производила маневрирования как бы в воен. время; под председ-вом М. комиссия командиров разрабатывала планы воен. действий крейсеров на случай разрыва с той или иной державой; при этом М. не ограничился рассмотрением только самих планов, но обращал внимание высшего мор. нач-ва и на то, что Владивосток, единств. база рус. флота на Д. В., не отвечал своей цели. Не остановился М. и перед тем, чтобы обратить внимание мин-ства на то, что у него не было органа, разрабатывающего предварит. планы войны: "К-сия осмеливается думать, — говорилось в одном из ее протоколов, — что если бы в глав. мор. штабе был учрежден отдел. не связанный текущ. делами и спец-но ведущий в.-стратег. часть, то орг-зация войны много бы выиграла". Все эти высказанные за 16 л. до япон. войны горькие истины остались таковыми, и печальные 1904—1905 гг. ясно показали всю справедл-сть слов С. О. 1 янв. 1890 г. М. был произведен в контр-адмиралы, имея 41 г. от роду, и назн. младш. флагманом Балт. флота, а осенью 1891 г. — главн. инспектором мор. артиллерии. На новом, чисто технич. посту М. проявил ту же энергию; отчет за 1891—1894 гг., представленный им по уходе с должности, откровенно раскрывал недостатки нашей арт-р.ии и указывал на то, что надо предпринять для их устранения. Главн. своей заслугой М. считал изобретение колпачков на снаряды, но и это важное приспособление не получило осущ-ния до самой войны 1904—1905 гг. В отчете интересно отметить ясное понимание М. необходимости совместн. работы мор. артиллерии и сухопутной; по его инициативе выбраны были взаимные представители в комитеты, и М. с благодар-тью вспоминает совместн. работу: "Мне никогда не казалось стыдным, — говорит он, — упоминать о том, что мы подражаем нашим товарищам по артиллерии", и тут же с горечью приводит указание, как отрицат-но относился к совместн. работе артиллер. комитет (сухопутный). Минувшая война, когда креп. артиллерия в П.-Артуре, не имея фугасн. снарядов, должна была брать снаряды у флота, нагляд. обр. свидетельствует о правильности взгляда М. Ко времени занятия поста инспектора относится труд М. "Разбор элементов, составляющих боев. силу корабля", навеянный столк-нием 10 июля 1893 г. англ. бр-сцев "Виктория" и "Кампердоун". Высказываясь против больших бр-сцев, М. предлагал строить суда в 3 тыс. т водоизм., с ходом в 20 уз и сильной артиллерией. Заканчивал свою статью М. след. словами: "Будут ли строить тяжелые брон. суда в 15 тыс. т или легкие в 3 тыс. т — во всяком случае, морякам предстоит большая работа сделать их действ-но годными для боя". В заключит. словах, зовущих личн. состав на движение вперед, главн. значение этой работы — что современные ему суда были далеки от соверш-ва, — теперь, после войны 1904—1905 гг., совершенно очевидно. Но предостережения С. О. не имели последствий. В конце 1894 г. М. снова был назначен на строевое место командующего эскадрой Средиз. моря и 2 декабр. поднял свой флаг на бр-сце "Николай I"; в начале 1895 г. эскадра была вызвана в Тих. ок. на усиление наших мор. сил ввиду ожидавшегося после яп.-кит. войны столк-ния с Японией. Подготовкой рус. эскадры ведал гл. обр. М.: по просьбе командующего адм. Тыртова он выработал ряд мер на случай воен. действий, которые и были опубликованы в форме приказа (известен сейчас как приказ С. П. Тыртова); следует прибавить, что как раз в это время М. был серьезно болен, ходил на костылях. Близость воен. столк-ния заставили М. обратить особ. внимание на ненормальность мирн. плаваний и учений: в обстоят. докладе об этом тревожн. времени он перечислял все дефекты, замеченные его наблюдат. воен. глазом; так, он писал (1895) о необходимости большего однообразия в типах судов, об орг-зации мор. разведки, о необходимости отдаленного сигналопроизв-ßa, создания мор. тактики и т. п.; повторил он в 1895 г. и свой взгляд на Владивосток: "Между эскадрой и Владивост. портом должна быть полная солидарность в действиях. Глав. назначение Владивост. порта заключается в том, чтобы служить опорн. пунктом для нашего флота на Д. В. и иметь для судов все необход. запасы". Не пропускает М. случая отметить в своем отчете и неминуемость столк-ния с Японией: "Обстоят-ва так сложились, что японцы в наст. время считают Россию истин. врагом для естественного, по их мнению, развития страны. Война с Россией будет чрезв-но популярна в Японии и вызовет с первой же минуты полное напряжение ее сил... Могущ-во России знач-но превосходит могущ-во Японии, но на Д. В. нам трудно иметь столько же сил, сколько их у наших прот-ков. Необходимо иметь в виду, что наш Д. В. есть не более как колония по удаленности от населенной части страны... Борьба наша на Д. В. с Японией не будет борьбой двух государств, а борьба одного государства против колонии другого". Так ясно предвидел М. обстановку грядущего столк-ния. Дальнейшая его деятельность (М. вернулся в Россию в начале 1896 г.) сосредоточилось всецело на подготовке к этому столк-нию. Летом 1896 г. он производится в в.-адм-лы; командуя практич. эскадрой Балт. моря, М. деят-но берется за осущ-ление тех вопросов, насущность которых для флота наглядно выяснилась для него в 1895 г. Результатом сознания, что у нас нет мор. тактики, была разработка тактич. приемов, напечатанная в 1897 г. в "Мор. Сб." под назв. "Рассуждения по вопросам мор. тактики", — труд, переведенный на неск. иностр. языков, оцененный по справедливости только теперь, когда минувшая война убедила нас в невозм-сти пренебрегать воен. делом. Труд этот вышел с эпиграфом, который стал для М. девизом жизни: "Помни войну". Он представляет и сейчас чрезвыч. ценность. Вслед за ним появилась работа "Об однообразии в судов, составе флота" с тем же девизом. Идеал, к которому следует стремиться на флоте, есть полная взаимозаменяемость всего. "Такой взаимозаменяемости, по моему мнению, — говорит М., — м. достигнуть если не вполне, то в значит. степени". Виновниками разнообразия в типах адм-л признает самих моряков: они "выпустили из рук общие идеи и сами ушли, вместе с техниками, исключительно в область деталей". Проповедуя свои мысли и взгляды о грядущем столкновении в печати, М. высказывал их и в администр. учреждениях, в которых ему приходилось работать как члену комиссии по обсуждению судостроит. программы и вооружению крепостей. В первой из комиссий он наперекор всем членам (7 адм-лам) высказал, что, по его мнению, "чтобы решить, какого типа и сколько судов необходимо нам иметь на Д. Востоке, надо составить и разобрать план действий или даже неск. планов. Без разбора таких планов наши суждения лишены достаточно веск. фундамента". Предложение М. не было поддержано, может быть, потому, что, как теперь известно, в мин-стве не было никакого плана войны с Японией; по-видимому, один только М. сознавал ненормал-ть такого положения. В комиссии по вооружению крепостей М. особенно настаивал на должн. вооружении П.-Артура. Доказывая важное значение этой крепости для нашего флота, М. писал в поданной им докладн. записке: "Падение П.-Артура будет страшн. ударом для нашего положения на Д. В. Флот, лишившись своего главн. опорного пункта, д. будет стянуться весь к Владивостоку и почти отказаться от активн. роли. Чтобы этого не случилось, П.-Артур должен быть сделан неприступным и снабжен провизией, порохом и углем в таком колич-ве, чтобы выдержать продолжит. осаду, пока не прибудет подкрепление". В конце 90-х гг. М. поднимает новое дело, мечтает открыть сев. полюс, и резул-том его энергии появляется ледокол "Ермак", на котором М. два раза ходил в Сев. Лед. ок. В декабр. 1899 г. М. занимает свой последний пост перед войной — глав. ком-pa Кроншт. порта, и на этом месте проявляет ту же "осмысленность", которой проникнута вся его служба; все силы его направлены на улучшение положения, как материального, так и духовного, вверенных его управлению людей: для матросов устраиваются казармы, бани, прачечные, открываются школы; улучшается положение рабочих, им устраиваются отпуски, возбуждается вопрос о пенсиях; для офицеров организуются в Собрании сообщения, после которых устраиваются прения под председ-вом самого М. Не забывает в то же время М. и литерат. работы: отстаивая свою мысль о безбронных судах, М. предлагает прежде всего "всякое воен. судно строить для войны и боя". В начатой работе "Без парусов", с тем же эпиграфом "Помни войну", изложены послед. заветы адм-ла. "Нужно больше держать корабли в море, — пишет он, — на судне все чины — строевые, нестроевых нет; надо приохотить к морю, поощрив ученые работы, съемки, промеры и мор. спорт; нужно беречь уголь, в воен. время уголь — это жизнь; в море — значит дома". Посреди своих обшир. трудов М. все время помнил о надвигавшейся грозе и всеми силами стремился на Д. Восток. "Меня не пошлют, — писал он осенью 1903 г. своему другу, барону Ф. Ф. Врангелю, — пока не случится там несчастия; а наше положение там крайне невыгодно". И на этот раз М. оказался прав: его не послали. Наступил 1904 г. 24 янв. последовал разрыв дипломатич. сношений, 25-го об этом было опубликовано в газетах, а на другой день С. О. не выдержал и написал управляющему морским мин-ством адм. Авелану письмо, в котором предсказал катастрофу с эскадрой Тих. океана. Вот что писал М.: "Милостивый Гос-рь, Федор Карлович! Из разговоров с людьми, вернувшимися недавно с Д. Востока, я понял, что флот предполагают держать не во внутр. бассейне П.-Артура, а на наружн. рейде... Пребывание судов на открыт. рейде даст неприятелю возм-сть производить ночн. атаки. Никакая бдительность не м. воспрепятствовать энергич. неприятелю и в ноч. время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже пар. катеров. Резул-т такой атаки будет для нас очень тяжел, ибо сетевое заграждение не прикрывает всего борта, и, кроме того, у многих наших судов совсем нет сетей... Японцы не пропустят такого бесподоб. случая нанести нам вред. Я даже думаю, что надежда ослабить наш флот ночн. атаками была одной из причин объявления войны. Будь у нас в П.-Артуре большой внутр. рейд, из которого эскадра м. выходить во всякую минуту, японцы не так легко решились бы на объявление войны... По-видимому, существуют 3 причины, по которым не хотят держать наш флот во внутр. бассейне: 1) теснота самого бассейна; 2) невозм-сть выйти целой эскадрой сразу; 3) возм-сть, потопив судно, преградить выход. Как бы ни было тесно в П.-Артуре, все же корабли можно швартовать и затем, путем практич. упражнений, приучиться к скорому выходу. Полагаю, что при навыке, когда погода благоприятная, больш. корабли будут выходить не позже чем через 20 мин один после другого, и не вижу опасности выходить по отдел-сти. Говорят, что непр. флот м. подойти к выходу и будет уничтожать корабли по мере выхода их. Этого я себе представить никак не могу, ибо неприятель в это время будет находиться под огнем берегов. батарей; каждый новый корабль, выходя, усилит огонь этих последних. Что касается возм-сти заградить выход нашему флоту, потопив при выходе какой-нибудь пароход, наподобие тому, как сделали американцы в С.Яго, то такая операция не столь легко исполнима, и, кроме того, П.-Артур богат землечерпат. приспособлениями; след-но, если не удастся в скором времени поднять или разорвать утопленный корабль, то можно прокопать проход вдоль него. Вполне понимаю, что пребывание флота на внутр. рейде П.-Артура есть зло, но еще большее зло — стоянка на больш. рейде, с огром. расходом угля, с крайн. утомлением команд и возм-стью больш. потерь от мин. атак неприятеля... Из двух зол надо выбирать меньшее, а потому я бы считал, что благоразумие требует держать не занятые операциями суда флота во внутр. бассейне П.-Артура, уменьшив расход угля до минимума прекращением электрич. освещения и др. мерами... Если мы не поставим теперь же во внутр. бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночн. атаки, заплатив дорого за ошибку". В действительности в П.-Артуре все сбылось так, как предполагал М., и ему пришлось своей кровью искупить те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить из Кронштадта. 1 фвр. М. узнал о своем назначении командующим флотом Тих. ок., а через 3 дня он уже покинул СПб.; с ним ехал штаб, который и помогал ему в пути в разработке боев. инструкций. В П.-Артур М. прибыл 24 фвр. и, ознакомившись с положением эскадры, начал действовать; приказы его (боевое сигналопроизв-во, инструкции для боя, перекидной стрельбы, для быстрой разводки пара) читались и перечитывались офицерами; но сильнее всего действовал личный пример адм-ла, входившего во все мелочи, но не забывавшего и главного — воспитания в личн. составе флота утраченных воен. идей и веры в свое оружие. После ознакомления эскадры с требованиями адм-ла началось обучение эволюциям и т. п.; наконец, М. обратился к личн. составу с предложением помочь ему своими мыслями: вероятно, вспоминая свои юные годы, он предлагал всем чинам эскадры проявить личную инициативу. При М. командиры судов впервые собираются на совещание, адмирал разбирает с ними выходы эскадры, указывает сделанные ошибки, разъясняет свои требования, посвящает в свои планы, словом, старается передать им часть самого себя, заразить их своей энергией и взглядами. Не останавливается М. и перед сменой неподходящих командиров (напр., командиры "Севастополя" и неск. миноносцев). Но и здесь М. приходится бороться с упорным противодействием СПб. Так, мор. минист-во не хотело печатать его книги "Рассуждения по вопросам мор. тактики", отказало в высылке миноносцев по ж. дороге, отозвало отряд адм. Вирениуса обратно; неприязненно относился к М. и адм. Алексеев, видевший в реформах нового командующего критику строя, сложившегося на эскадре при нем. Среди тяжелых и опасн. трудов, когда все держалось одним адм-лом, М. не забывает воздействовать на боев. дух личного состава: на 3-й же день своего пребывания в П.-Артуре он выходит на маленьк. "Новике" на выручку миноносца "Стерегущий" и этим актом, не имевшим даже реальн. резул-та, сразу вселяет веру в свои действия и распоряжения. Не забывая торжест-но наградить отличившихся в боях, простыми теплыми словами М. поднимает в команде энергию для дальнейш. подвигов. Все действия М. в П.-Артуре говорят о том, что он шел по верн. пути, конечн. целью которого было научить личный состав побеждать; из воен. действий при нем произошли бой миноносцев у Ляотешана, гибель "Стерегущего", 2 бомбард-ки из-за Ляотешана, отражение 1-й атаки япон. пароходов для заграждения входа в П.-Артур, уничтожение "Новиком" япон. парохода. За время команд-ния М. эскадра выходила в море 6 раз (за все остальное время 3 раза), и последний выход был роковым для С. О.: он кончился гибелью "Петропавловска". Накануне вечером (30 мрт.) М. выслал отряд миноносцев для обследования о-в Эллиот, а наутро, узнав о том, что один из миноносцев, "Страшный", расстреливается японцами, выслал ему на выручку "Баян" и вышел сам на "Петропавловске" с целыми судами эскадры. Отогнав неприятеля в море (мин-ц спасти не удалось), М. встретил глав. силы японцев и вернулся к П.-Артуру, где в 2,5 мили от берега "Петропавловск" наткнулся на мин. банку, поставленную накануне ночью японцами; последовал взрыв, и бр-сец немедленно пошел ко дну. От М. осталось одно пальто; по свидет-ву немногих очевидцев, адм. был убит обломками падавшей мачты. Гибель любимого вождя произвела ошеломляющее впечатление на эскадру; офицеры и матросы поняли, что с М. они теряют послед. надежду на улучшение положения; последовавшая действительность показала, что они не ошиблись. На место М. вступили адм. Алексеев, Скрыдлов и Витгефт, но ни одному из них не удалось заставить эскадру поверить в себя как в вождя. На гибель М. откликнулись не только в России, но и за границей, и даже в самой Японии. "Вся Россия со мною оплакивает безврем. кончину адм. М.", — писал Государь адм. Алексееву. "Смерть адм. М. большая потеря для моряков всего мира", — телеграфировал имп. Вильгельм. Японцы посвятили его деятельности след. глубоко справедливые слова: "С самого приезда своего в П.-Артур в начале мрт. он деят-но принялся за работу: привел в порядок побитую и расстроенную эскадру, поднял воен. дух, водворил дисц-ну и от всего сердца, не жалея сил, старался восстановить честь флота". М. погиб на 56-м году жизни, твердо храня завет "Помни войну" и честно исполнив свой долг перед родиной. В немногие дни своего команд-ния флотом адм-л дал высок. пример той "осмысленности жизни и службы", которую он не только проповедовал, но которой неизменно следовал в мирное и воен. время. После его смерти деяния М. заслужили достойное признание: в честь его назван брон. крейсер, в Кронштадте поставлен ему памятник, открытие которого последовало 24 июля 1913 г. Но лучший памятник составляют печат. труды адмирала, свидетельствующие о громад. работоспособности этого замечат. человека. Приводим перечень его сочинений: "Брон. лодка "Русалка"" — исследование плавучести лодки и средства, предполагаемые для усиления этого качества (1870); "Времен. руль кап. Коньяма"; "Инструмент Аткинса для определения девиации в море"; "Устр-во паров. предохранит. золотника Несмйта"; "Нов. прибор для отопления паров. котлов (механич. отопление)"; "Патентован. камен. уголь Уарлита"; "О картах лейт. Мори"; "Испытание Кайтахского камен. угля"; "Новый маяк в Касп. море"; "Англ. адм. Гопсон (Hopson)"; "Трюмы двухдон. судов"; "О содержании в исправности непрониц. переборок и водоотливн. приспос-ний"; "О непотопляемости судов" (1875); "Средства против потопления судов"; "Причины потопления фрег. "Vanguard" — недостатки в системе непрониц. переборок, в самих переборках и дверях и механич. недостатки принятых средств"; "Непотопляемое судно" (1876); "О прекращении подвод. течи на судах"; "Необходимость иметь на судах средства для задел-ния пробоин" (пластырь) (1873); "Испытание эволюц. картушек Курьяка, М. и Верховского и введение употребления последней на судах флота"; "Крейсерство парохода "Вел. Кн. Константин", под начальством М. по Черн. морю и рапорты его"; "Предположения об устр-ве мор. части в Закасп. крае"; "Обзор личн. состава машин. команд на рус. ком. пароходах"; "Историч. журнал практич. эскадры под начальством Шмидта и М."; "Бр-сцы или безбронные суда" ("Судостроение"); "В защиту стар. бр-сцев и военных усоверш-ний"; "Сведения о плавании корв. "Витязь" — замечания ком-pa корвета "Витязь" М. по всем частям, по окончании кругосветн. плавания с 1886 по 1889 г." (1891); "Об измерении удельного веса мор. воды" (1891); "Об уменьшении гибельн. последствий при столк-ниях судов"; "Неск. слов по поводу лекции по артиллерии Ф. В. Пестича"; "Разбор элементов, составляющих боев. силу судов" (1884); "О необходимости междунар. соглашения по опубликованию материалов, заключающихся в мор. метеорологич. журналах"; "О средствах для сохранения целости борта судов при столк-нии"; "Эскадра Средиз. моря"; "На пароходе "City of Peking" торгов. флота"; "Об исследовании Сев. Лед. океана" — лекция Ф. Врангеля и С. М-ва (1897); "Рассуждения по вопросам о мор. тактике" (1887, 1904); "О постройке ледоколов"; Румберг и М.: "Рассуждение по вопросам о непотопл-сти судов"; "Об однообразии в судов. составе флота" (1898); "Наставление как пользоваться средствами непотопл-сти"; "О содержании в исправности непрониц. переборок и водоотливн. приспособлений"; "Об обмене вод Черн. и Средиз. морей" (1855); ""Витязь". Тихий океан, гидрогр. наблюдения -во вр. кругосветн. плавания"; ""Ермак" во льдах. Описание постройки и плавания ледокола "Ермак" и свод научн. материалов, собранных в плавании, с 152 рис." (1901); "Без парусов. Мор. практика" (1909); "О подогревании воды в паровых котлах с возможно меньш. расходом топлива и о быстр. разводке пара"; "О трудах рус. моряков по исслед-нию вод Сев. Тих. океана" (1892); "Лекция в мор. кадетск. корпусе 9 мрт. 1892 г."; "Бегл. очерк работ по мор. артиллерии с осени 1891 по осень 1894 г. Приб-ние III к отчету о занятиях мор. технич. комитета по артиллерии за 1894 г." (напечатано полностью в "Отрывках из биографии С. О. М." бар. Ф. Ф. Врангеля); "Отчет об осмотре в 1893 г. за границей главн. судостроит. верфей и заводов, изготовляющих пушки и плиты. Приб-ние I к отчету о занятиях мор. техн. комитета по артиллерии за 1893 г."; "Возможно ли искусств, путем воспрепятствовать замерзанию бухты Зол. Рог" — сообщение во Владивостоке, в музее общ-ва изучения Амур. края, V том записок общ-ва. Вып. 1. 1896; "Отчет командовавшего эскадрой Средиз. моря контр-адмирала М. во время пребывания эскадры в Тих. ок. в 1895 г. и соображения о возможн. воен. действиях на Д. Востоке" (1896); "Отчет вице-адмирала М. об осмотре им летом 1897 г., по поручению министpa финансов С. Ю. Витте, мор. пути на pp. Обь и Енисей" (1898); "Извлечения из отчета глав. ком-pa Кроншт. порта вице-адмирала С. О. М. за 1900—01 гг. и сборник его приказов, обязат. постановлений и циркуляров по Кроншт. порту, городу и гарнизону 1900—04 гг.". Деятельность М. разобрана в целом ряде воспом-ний и биографий, из которых наиб. полное принадлежит другу адм-ла бар. Ф. Ф. Врангелю: Памяти С. О. Макарова ("Мор. Сб.", 1904, № 7); Памяти С. О. Макарова, кап. 2 р. А. Бутакова 3-го ("Мор. Сб.", 1904, № 9); Вице-адмирал С. О. Макаров. Поминки по нем. Издание старого его товарища Г. X. Б. (М., 1904); В. Семенов. Расплата. Ч. 1-я; Его же. Адм. С. О. Макаров. "Вестн. Евр.", 1909.; Бар. Ф. Ф. Врангель. Отрывки из биографии С. О. М. "Мор. Сб.", 1910—12 (не окончены, 1-я часть выпущена отдел. изданием); В. П. Шмитт. Гибель эскадр, бр-сца "Петропавловск". "Мор. Сб.", 1911, № 10; А. Н. Бегл. очерк русско-японской войны. "Мор. Сб.", 1912, № 7 и 9 (период команд-ния флотом С. О. М-вым); Крейс. "Адмирал Макаров", Кронштадт, 1912; Описание элементов корабля, устроенного в кают-компании музея имени С. О. М., и кратк. биографич. очерк адмирала; К. Житков. Светлой памяти С. О. Макарова, в.-адм-ла рус. флота. Биографич. очерк. "Известия общества офицеров" 1912, № 7.

{Воен. энц.}



Макаров, Степан Осипович

(27 дек. 1848 — 31 марта 1904) — рус. ученый, флотоводец, полярный исследователь. Вице-адмирал. Род. в г. Николаеве в семье прапорщика. В 1858 был принят в морское училище в Николаевске-на-Амуре, к-рое окончил в 1865. С 1861, будучи кадетом, начал плавание на военных кораблях Сибирской флотилии, а затем на кораблях эскадры Тихого ок. В 1870 в результате исследования аварии броненосной лодки "Русалка" М. сделал важные предложения, касающиеся непотопляемости судов. Он изобрел специальный пластырь для заделки пробоин. В 1872 М. был вызван в Петербург для дальнейшей разработки вопросов непотопляемости кораблей.

В период русско-турецкой войны 1877—78 М. участвовал в боевых операциях, будучи командиром парохода "Константин". Им успешно были применены минные катера для атак турецкого флота. В дек. 1877 и в янв. 1878 он впервые в мире использовал в боевых действиях против турецких кораблей самодвижущиеся мины (торпеды).

С конца 1881, командуя пароходом "Тамань", стоявшим в Константинополе, М. исследовал течения в проливе Босфор и на основе этого исследования написал труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (1885), к-рый имел большое научное и военное значение. С авг. 1886 по май 1889 М. плавал в водах Тихого ок. на корвете "Витязь" и провел ценнейшие гидрологич. наблюдения над температурой и плотностью воды, течениями, грунтами и пр. По возвращении в Кронштадт он написал капитальный труд "“Витязь” и Тихий океан..." (2 тт., 1894), удостоенный премии Петербург. АН и золотой медали Рус. географич. об-ва.

В 1890 М. был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота, а затем гл. инспектором морской артиллерии. В этот период М. изобрел для снарядов бронебойные колпачки из мягкой стали (названные его именем), намного увеличившие пробивную силу снарядов.

В ноябре 1894 М. был назначен командующим эскадрой Средиземного м., в 1896 произведен в вице-адмиралы и назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии. В конце 1890-х гг. М. выдвинул идею создания первого в мире мощного ледокола "Ермак". Преодолев сопротивление ряда влиятельных чиновников, М. добился постройки ледокола. Весной 1899 "Ермак" пришел в Кронштадт. а летом 1899 и в 1901 совершил плавания в Арктику, в результате к-рых М. был собран богатый научный материал.

С началом русско-японской войны 1904—05 М. был назначен командующим Тихоокеанским флотом, возглавив на этом посту боевую подготовку и действия эскадры. 31 марта 1904 броненосец "Петропавловск", на к-ром находился М., подорвался на минах. Вместе с большей частью экипажа погиб и Макаров.

М. — автор ряда крупных работ по различным вопросам военно-морского дела: тактике, кораблестроению, артиллерии, минному делу. Книга М. "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897)— первый капитальный труд по морской тактике парового флота. В статье "Броненосцы, или безбронные суда?" (1903) М. дал прогноз развития подводного флота и боевых возможностей подводных лодок. В содружестве с А. С. Поповым (см.) М. добился оборудования кораблей и береговых частей радиоустановками.

Соч.: О непотопляемости судов, "Морской сборник", 1875, № 6; Об исследовании Северного Ледовитого океана, СПб, 1897 (совм. с Ф. Врангелем); "Ермак" во льдах. Описание постройки и плаваний ледокола "Ермак" и свод научных материалов, собранных в плавании, ч. 1—2, СПб, 1901; Рассуждения по вопросам морской тактики, М., 1943; Разбор элементов, составляющих боевую силу судов, СПб, 1894; Океанографические работы, М., 1950; Документы, т. 1, М., 1953.

Лит.: Бутаков А., Памяти Степана Осиповича Макарова, "Морской сборник", 1904, № 9; Беглый А. Н., Очерк морских операций русско-японской войны, там же, 1912, № 7—9; Семенов В., Дедушка минного флота, "Военный сборник", 1909, № 10; [Левоневский Д. А.], С. О. Макаров и завоевание Арктики. "Ермак" во льдах, М.—Л., 1943; Врангель Ф. Ф., Вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Биографический очерк, ч. 1—2, СПб, 1911 —13; Крылов А. Н., Вице-адмирал Макаров, М.—Л., 1944; Еремеев Л., Адмирал Макаров, М.—Л., 1939; Осипов К., Адмирал Макаров, М., 1943; Добровольский А. Д., Адмирал С. О. Макаров, путешественник и океанограф (к 100-летию со дня рождения), М., 1948; Островский Б., Адмирал Макаров, 2 изд., М., 1954; Шлямин Б. А., Океанографические исследования адмирала Макарова в Средиземном море, "Метеорология и гидрология", 1951, № 2; Дремлюг В. В., Степан Осипович Макаров, "Ученые записки Ленинградского высшего инженерного морского училища", 1955, вып. 1.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Макаров, Степан Осипович" в других словарях:

  • Макаров Степан Осипович — Степан Осипович Макаров Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев  31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт Артура)  русский военно морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице адмирал (20… …   Википедия

  • Макаров, Степан Осипович — Степан Осипович Макаров. МАКАРОВ Степан Осипович (1848/49 1904), российский флотоводец, военно морской теоретик, мореплаватель, океанограф, кораблестроитель, вице адмирал (1896). Возглавлял кругосветные плавания (1886 89, 1894 96). Выдвинул идею… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Макаров Степан Осипович — Макаров, Степан Осипович вице адмирал (1848 1904). В 1869 75 годах был занят разработкой вопроса о непотопляемости судов и напечатал о том несколько работ в Морском Сборнике (1875 76). В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем Великий …   Биографический словарь

  • Макаров Степан Осипович — [27.12.1848(8.1.1849), Николаев, ‒ 31.3(13.4).1904, близ Порт Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице адмирал (1896). Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • МАКАРОВ Степан Осипович — (1848/49 1904) российский флотоводец, океанограф, вице адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (в 1886 89 на Витязе и 1894 96). Выдвинул идею и руководил строительством ледокола Ермак , на котором совершил арктическое плавание в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Макаров Степан Осипович —       (1848 1904), флотоводец, военно морской теоретик, учёный, вице адмирал (1896). Окончил морское училище (1865). Совершил 2 кругосветных плавания. Руководил постройкой ледокола «Ермак». С 1899 главный командир Кронштадтского порта… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Макаров, Степан Осипович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макаров (фамилия). У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Макаров. Степан Осипович Макаров …   Википедия

  • Макаров Степан Осипович — (1848/1849  1904), российский флотоводец, океанограф, вице адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (1886 1889, на «Витязе», и 1894 1896). Выдвинул идею и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором совершил арктическое… …   Энциклопедический словарь

  • Макаров Степан Осипович — Памятник С. О. Макарову в Кронштадте. Памятник С. О. Макарову в Кронштадте. Макаров Степан Осипович (1848—1904), флотоводец, военно морской теоретик, учёный, вице адмирал (1896). Окончил морское училище (1865). Совершил 2 кругосветных… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Макаров, Степан Осипович — МАКА/РОВ Степан Осипович (1849 1904) российский флотоводец, океанограф, изобретатель, кораблестроитель, исследователь Босфора, Тихого океана и Арктики, вице адмирал (1896). Окончил Морское училище в Николаевске на Амуре (1865). До июля 1867 г.… …   Морской биографический словарь

Книги

  • Адмирал Степан Осипович Макаров, В. Семенов. Книга эта, как понятно из названия, об адмирале Степане Осиповиче Макарове, который по праву, наряду с другими великими фотоводцами, является гордостью русского флота, а его жизнь и гибель… Подробнее  Купить за 2036 руб
  • Ледокол Ермак, Макаров Степан Осипович, Кузнецов Никита Анатольевич, Долгова Светлана Вячеславовна. Эта книга рассказывает об истории первого в мире ледокола, способного форсировать тяжёлые льды. Знаменитое судно прожило невероятно долгий век - 65 лет.`Ермак` был построен ещё в конце XIX… Подробнее  Купить за 1927 грн (только Украина)
  • Ледокол "Ермак", Макаров Степан Осипович, Кузнецов Никита Анатольевич, Долгова Светлана Вячеславовна. Эта книга рассказывает об истории первого в мире ледокола, способного форсировать тяжёлые льды. Знаменитое судно прожило невероятно долгий век - 65 лет. "Ермак" был построен ещё в конце XIX… Подробнее  Купить за 1504 руб
Другие книги по запросу «Макаров, Степан Осипович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.