Ляшко, Н.

Ляшко, Н.

беллетрист, сотр. сборн. "Сполохи" (М.) 1912 г.

{Венгеров}



Ляшко, Н.

(псевдоним Николая Николаевича Лященко) [1884—] — пролетарский писатель. Сын николаевского солдата и крестьянки. Род. в Лебедяни, где окончил церковно-приходскую школу. С 11 лет служил в Харькове мальчиком в кофейне, учеником на кондитерской фабрике. С 14 лет работал учеником токаря на машиностроительных и судостроительных заводах Харькова, Николаева, Севастополя, Ростова-на-Дону. В Харькове посещал воскресную школу для взрослых Алчевской и рабочие курсы. В 1901 Ляшко знакомится с социал-демократич. подпольем и в 1903 вступает в РСДРП (меньшевиков). В 1903 арестовывается и высылается в Олонецкую губернию, в 1908—1911 отбывает ссылку в Вологодской губернии, в 1914 приговаривается к году крепости за издание журнала "Огни"; неоднократно сидел в тюрьмах Ростова, Севастополя, Харькова, Черкасс, Кадникова, Москвы, Пятигорска. Ляшко начал писать в 1904, первые рассказы печатал в провинциальных газетах "Донская речь", "Полтавщина", "Южная неделя" и т. д., но, не найдя внимательного руководства, бросил лит-ую работу и возобновил ее лишь в 1909—1911 в ссылке. В 1911—1916 Ляшко опубликовал свыше 10 рассказов в журналах и рабочих газетах. В 1918—1919 изредка посещал собеседования Московского пролеткульта. С 1920 — один из руководящих работников группы "Кузница" (см.).

Л. — один из самых выдающихся пролетарских прозаиков старшего поколения, добившийся в пооктябрьскую эпоху широкой популярности. Творчество его первоначально было окрашено несколько идеалистической революционностью. Ляшко — выразитель идей и чувств известных кругов развитых высококвалифицированных рабочих, политически созревших в эпоху подготовки буржуазно-демократической революции в России. Относительно большая обеспеченность и в известных (очень ограниченных) пределах привилегированное положение по сравнению с широкими массами пролетариата создавали предпосылку для кастовой замкнутости и реформистских иллюзий. Это порождало особую чувствительность не столько к общим явлениям капиталистической эксплуатации, сколько к наиболее отталкивающим, хамским, самодурским чертам самодержавного строя. Отсюда легкая подверженность мелкобуржуазным влияниям (меньшевизм, народнический гуманизм). Повышенное чувство своего человеческого достоинства, особо острое тяготение к утверждению своей личности, демократическая расплывчатость и повышенно-этическая окраска революционного мировоззрения, гуманизм, характерное в то время пренебрежение к деревне — таковы первоначальные черты произведений Л. Все эти свойства особо выпукло выявились и в автобиографической повести "С отарой" [1926]. Герой ее — наиболее характерный и близкий автору образ первоначального его творчества.

Если в "Рассказе о кандалах" выражена несколько идеалистичная, полная жертвенности и этического пафоса революционность Л., то в его "Голубином дыхании", неслучайно посвященном памяти В. Короленко, проступает туманный гуманизм с примесью народнических настроений: нутряная "артельная" правда полуюродивого старика Алексея, кроткого и аполитичного, любовно противопоставляется "книжкам" и "программам" — научно-осознанной правде классовой борьбы. Борьба классов уступает место борьбе человеческого против звериного. Правда, Ляшко показывает гибель носителя этой "артельной" нутряной правды, показывает нежизненность последней в суровом мире классовой борьбы, но глубочайшие симпатии художника остаются на стороне мечтателя-старика. Эти гуманистические настроения, отражающие сложность и противоречивость процесса освобождения пионеров пролетарской литературы от мелкобуржуазных влияний и пережитков и связанные с меньшевистским прошлым писателя, окрашивают собой все творчество Л. 1918—1920. Рисуя эпоху гражданской войны, Л. не нашел тогда красок для активных бойцов. До 1924 в его произведениях почти отсутствуют образы большевиков. Гражданская война обернулась к Л. не своим великим революционным значением, а прежде всего кровавыми жертвами, хозяйственной разрухой, суровостью. Однако и тут сильно сказалась связь Л. с рабочей массой. Скорбь о жестокостях войны переплелась со скорбью об остановившихся заводах, вдохновившей Л. на потрясающий рассказ "Железная тишина".

Завод остановился. Рабочие разбрелись. В предместье остались одни старики, вдовы, калеки, растаскивающие и выманивающие на провизию стекло из заводских окон, куски жести и железа. Но среди запустения, в давящей тишине, раз в неделю раздается грохот и звон. Это — молотобоец Степка, хранитель исконной пролетарской любви к заводу, к машине, к железу. Степка клеймит сторожей, ворующих заводское оборудование, ходит в Совет; жалуется всем, всех просит пустить завод. В образе Степы Л. показал те творческие силы пролетариата, которые позволили рабочему классу на следующем этапе революции победить страшную "железную тишину" грохотом восстановления и реконструкции.

При переходе от гражданской войны к восстановлению Л. впал в такую же грубую ошибку, как М. Герасимов (см.) и В. Кириллов (см.), написав болезненную и упадочную повесть "Стремена", трактующую нэп как ликвидацию революции и простое возрождение капитализма. Однако в дальнейшем Л. сумел преодолеть этот мучительный кризис.

В первые же годы восстановительного периода начался процесс приближения Л. к идеологии большевистского авангарда пролетариата, процесс успешного изживания старого гуманизма, биографически завершившийся вступлением писателя в ВКП(б). Повесть "Доменная печь" [1924], предвосхищая "Цемент" Ф. Гладкова (см.), дает картину героического пуска в ход завода, ставшего в годы гражданской войны. Уступая "Цементу" в широте охвата и разнообразии побочных тем, повесть Ляшко выгодно отличается художественной простотой и строгой экономией изобразительных средств. В повести "В разлом" [1924] Ляшко выявил свое осознание непреложности суровых законов гражданской войны.

Рисуя жизненный путь доктора из рабочих, Крымова, Л. показал, как развалилась, пошла "в разлом" семья доктора, отражая великий классовый раскол в стране. Жена и сыновья доктора оказываются в лагере остервенелой белогвардейщины, сам доктор и его дочь — в лагере большевиков. Л. дает классовое столкновение в наиболее сгущенном и обостренном виде, касаясь таких боевых органов революции, как ЧК, и проводя классовую баррикаду через семью. Тем знаменательнее, что и при такой заостренной

постановке вопросов былой гуманист Ляшко безоговорочно оправдывает суровые веления классового долга, торжествующие над родственными чувствами.

А в прекрасном рассказе "Стена десятых" [1927], повествующем о занятии белогвардейцами завода и расстреле ими каждого десятого рабочего, Л. сумел изнутри показать борьбу и переживания большевистского авангарда рабочей массы в дни гражданской войны. Чрезвычайно показателен символический рассказ Л. "Кирдя на железном суде" [1930], в котором автор декларирует свой разрыв со всеми сомнениями и колебаниями прошлого и безоговорочное принятие дела Октября. В 1930 появились очерки Л. "Звездный серп", знаменующие приход писателя к тематике социалистической реконструкции.

Гуманистическая окраска идеологии Л. обусловила тягу его к жанру психологической, лирически окрашенной новеллы. В художественном отношении произведения Ляшко страдают рядом существенных недостатков — некоторой вялостью в развертывании сюжета, статичностью, растянутостью. Этически-революционная романтика вызывала внедрение в художественную ткань новелл Ляшко символов (кандалы в "Рассказе о кандалах"). Преодоление меньшевистских и народнических влияний, приближение к позициям пролетарского авангарда привели к ослаблению черт созерцательного психологизма и к динамизации сюжетного развития. Однако о полном "снятии" прежней художественной манеры Ляшко говорить еще преждевременно.

Библиография: I. Автобиография Ляшко: Родов С., Пролетарские писатели, М., 1925; Львов-Рогачевский В., Книга для чтения по истории новой русской литературы, М., 1924; Лидин В., Писатели, М., 1926 (изд. 2-е, М., 1928); Собрание сочинений, 6 тт., "ЗИФ", Москва, 1926—1927 (т. I. Железная тишина; т. II. Радуга, Рассказы; т. III. Никон из Заимки, Рассказы; т. IV. В разлом, Повесть; т. V. С отарой, Повесть; т. VI. Доменная печь, Повесть), Критич. ст. Ляшко: Вырождение и возрождение, "Кузница", 1920, VII; О задачах писателя-рабочего, там же, 1920, III; О быте и литературе переходного времени, там же, 1921, VIII; Песни у каторжной гуты, там же, 1922, IX; Пролетарская литература, "Кузница", однодневная газета, М., 1922.

II. Воpонский А., Искусство и жизнь, Москва, 1924 (статья о писателях "Кузницы"); Горбачев Г., Два года литературной революции, Ленинград, 1926; Его же, Современная русская литература, Д., 1928; Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Иваново-Вознесенск, 1926; Якубовский Г., Литературные портреты, Москва, 19,26; Полянский В., Вопросы современной критики, M," 1927; Серебрянский М., Творчество Н. Ляшко, "На литературном посту", 1930, XXI — XXII и отд.: ГИХЛ, М.,1931; Майзель М.., Краткий очерк современной русской литературы, Ленинград, 1931.

III. Писатели современной эпохи, т. I, редакция Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, Москва, 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928.

Л. Г.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Ляшко, Н." в других словарях:

  • Ляшко — Н. (псевдоним Николая Николаевича Лященко) (1884 ) пролетарский писатель. Сын николаевского солдата и крестьянки. Р. в Лебедяни, где окончил церковно приходскую школу. С 11 лет служил в Харькове мальчиком в кофейне, учеником на кондитерской… …   Литературная энциклопедия

  • Ляшко — фамилия. Ляшко, Александр Павлович (1915 2002) советский государственный и партийный деятель. Ляшко, Денис Петрович (р. 1980) украинский футболист. Ляшко, Иван Иванович (1922 2008) советский, украинский учёный, академик АН УССР. Ляшко, Николай… …   Википедия

  • Ляшко — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Ляшко А. П. — Александр Павлович Ляшко укр. Олександр Павлович Ляшко …   Википедия

  • Ляшко — I Ляшко         Александр Павлович [родился 17(30).12.1915, город Миллерово, ныне Ростовской области], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1942. Родился в семье рабочего железнодорожника. Трудовую деятельность начал в 1930… …   Большая советская энциклопедия

  • Ляшко Д. — Денис Петрович Ляшко Общая информация Полное имя {{{полное имя}}} Прозвище …   Википедия

  • Ляшко — ЛЯХОВ ЛЯХ ЛЯХОВЕЦ ЛЯХОВИЧ ЛЯШКО Лях прозвище поляка в старину. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? вопрошает гоголевский Тарас Бульба у плененного запорожцами изменника сына Андрия. Из за частых войн с Польшей слово лях в старину имело и… …   Русские фамилии

  • Ляшко Николай Николаевич — Ляшко (псевдоним; настоящая фамилия Лященко) Николай Николаевич [17(29).11.1884, город Лебедин, ныне Сумской области, ‒ 26.8.1953, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1938. Рано приобщился к революционной деятельности. Начал… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЯШКО Николай Николаевич — ЛЯШКО (наст. фам. Лященко) Николай Николаевич (1884 1953), русский писатель. Повесть «Доменная печь» (1925) о начале индустриализации в СССР. Автобиографический роман «Сладкая каторга» (ч. 1 2, 1934 36) …   Энциклопедический словарь

  • ЛЯШКО Николай Николаевич — ЛЯШКО (наст. фам. Лященко) Николай Николаевич (1884 1953) русский писатель. Повесть Доменная печь (1925) о начале индустриализации в СССР. Автобиографический роман Сладкая каторга (ч. 1 2, 1934 36) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»