- Базен, Петр Петрович
(Pierre Dominique Bazaine) — генерал-лейтенант, директор корпуса Путей Сообщения, математик, писатель. Француз по происхождению, Базен родился 13-го января 1786 г. в городе Сэ (Sey) в Мозельском департаменте, ум. в 1838 г. Образование получил в Париже, окончив курс политехнической школы и инженерного училища. Деятельность свою, как инженер, начал в Италии и южной Франции, где обратил на свои выдающиеся способности внимание Наполеона I-го. Впоследствии Наполеон рекомендовал его Императору Александру I, вместе с инженерами Фабром, Дестремом и Потье, для организации и учреждения в России корпуса инженеров Путей Сообщения. Вступив в 1810 г. в русскую службу с чином подполковника, Базен, однако, не сразу приступил к возложенной на него деятельности; возгоревшаяся война России с Францией вызвала высылку его из Петербурга, и он был командирован в распоряжение одесского генерал-губернатора герцога де Ришелье, где первым трудом его для России был проект Евпаторийского порта. Посылаемый затем в Ярославль, Пошехонье и даже в Восточную Сибирь, где он провел более двух лет, Базен посвятил себя всецело ученым трудам и изысканиям; в Сибири же он написал свой замечательный трактат о дифференциальном исчислении и несколько мемуаров о приложении плоской геометрии и различных свойствах протяжения трех измерений. В 1815 г., с прекращением войны, он был возвращен в С.-Петербург и здесь, в чине полковника, занял в институте Путей Сообщения кафедру профессора высшего анализа и механики. В 1820 г. произведен в генерал-майоры; в 1823 г. назначен членом Совета Путей Сообщения и был генерал-инспектором; в январе 1824 г. — директором института, а вместе с тем и председателем комитета для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге. В 1828 г., Базен был командирован во Францию, и по возвращении произведен, 1-го апреля 1830 г., в генерал-лейтенанты. Обширная практическая деятельность Базена как инженера-строителя, оставила богатые следы в истории сооружений в России. Его главнейшие работы: устройство Обводного канала в С.-Петербурге; снабжение водою Ямской Слободы и Таврического Сада; постройка шлиссельбургских гранитных шлюзов (за них он был награжден орденом Белого Орла). По поводу последнего сооружения им написан замечательный трактат, которым он доказывал возможность огромного сбережения вод Ладожского канала, пропуском судов через его шлюзы: "Mémoire sur les bassins d'épargne" (напеч. в Записках Акад. Наук). В дальнейшем перечне работ Базена в период 1820—1832 гг. видное место занимают: проект перестройки Исаакиевского собора и напечатанное тогда же превосходное рассуждение о постройке храмов вообще; устройство первого в России цепного моста в Екатерингофском парке; перестройка, под личным его наблюдением, Охтенского порохового завода; углубление устьев р. Невы и ее каналов; возведение зданий Сената и Синода; переустройство здания университета; сооружение замечательного купола над собором св. Троицы (что на Петербургской стороне), диаметром в 87 фут. и многое др. Деятельность Базена доставила ему ряд наград: кроме перечисленных выше, он имел ордена св. Владимира 2-й ст. большого креста, св. Александра Невского; французский — командорского креста Почетного Легиона и прусский — Красного Орла 2-й степ. Вместе с тем, он был избран почетным членом СПб. Академии Наук, академии: туринской, стокгольмской и мюнхенской, СПб. минералогического общества и СПб. университета (с 1834 г.). Расстроенное здоровье побудило Базена подать в отставку, и в 1834 г. он был переведен в корпус военных инженеров, с назначением состоять при Вел. Кн. Михаиле Павловиче; однако, болезнь сердца заставила Базена уехать за границу, откуда он более не возвращался. Умер он в Париже и похоронен на Монмартрском кладбище. — Базен оставил много сочинений, написанных на французском языке: "Mémoire sur l'état actuel du système de Vychni-Volotchok, ou de la principale communication artificielle établie entre la mer Caspienne et la Baltique". — "Mémoire sur l'impossibilité de ramener par un simple approfondissement le niveau du canal de Ladoga, à la même hauteur, que celui du lac du même nom". — "Notice sur un nouvel artifice propre à diminuer la dépense d'eau des canaux en général et sur un nouveau système de petite navigation". — "Mémoires sur les méthodes de raccordement à employer pour les alignements des routes". — "Notice sur la construction des paratonnerres". — "Notice sur un nouvel appareil gazogène". — "Mémoire sur la construction des Chaussées, et sur la détermination des distances moyennes pour le transport des matériaux". — "Introduction à l'étude de la statique synthétique, à l'usage des élèves de l'institut des voies de communications". — "Démonstration du principe des vitesses virtuelles, considéré comme base de la mecanique". — "Notices sur la composition des reliefs". — "Memoire sur un nouveau système relatif à l'établissement d'un chantier général destiné à la construction, au radoub et à la conservation des vaisseaux". — "Mémoire sur les machines à vapeurs en général". — "Mémoire sur la détermination de la force expansive de la vapeur, et des avantages qu'on en peut retirer sous le rapport industriel"." — "Mémoire sur les moyens de preserver les machines à vapeur des exploisions auxquelles elles sont exposées". — "Mémoire sur la fabrication, et en particulier sur le séchage de la poudre à canon".
"Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. зданий", 1858 г., т. ХХVIII.
Д. С—в.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.