Леонтьев, Дмитрий Алексеевич

Леонтьев, Дмитрий Алексеевич

(р. 28.07.1960, Москва) — спец. по психол. личности, психол. искусства, теории и истории психол.; д-р психол. наук (докт. дисс — "Психология смысла". 1999).После окончания ф-та психол. МГУ (1982) и до наст. времени работает на ф-те психол. МГУ. Осн. задачи — построение общепсихол. концепции смысла, описание его форм и механизмов функционирования. В своих иссл. Л. интегрирует идеи философов и психологов экзистенциализма с деятельностным подходом в отеч. психол. Согласно последнему, смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъект с объектом действительности, под к-рыми Л. понимает соответственно индивида и его жизненный мир, причем человеч. личность рассматривается в качестве органа регуляции этих отношений. Выделяя две наиболее общие характеристики смысла: контекстуальность (смысл определяется через отнесение к более общему контексту) и интенциональность (присутствие целевой направленности), Л. определяет смысл как "место и роль (назначение) в более общей структуре" ("Психология смысла". С.105). Однако вместе с тем Л. не видит возможности полностью охватить суть понятия смысла однозначной дефиницией, т. к. признает скрывающуюся за ним сложную смысловую реальность, принимающую разнообразные формы и нуждающуюся в описании и классификации. Л. выделяет три аспекта смысла: онтологический, феноменологический (под этим термином Л. понимает личностный смысл, т. е. форму осознания индивидом его собственных жизненных смыслов) и деятелъностный (психол. субстрат смысла: неосознаваемые механизмы внутр. регуляции жизнедеятельности). В качестве важнейшего понимается онтол. аспект, характеризующий место и роль носителя смысла в жизненном мире субъекта. Его определяющая роль формулируется в виде принципа бытийного опосредования смысловых процессов. Понятие смысла изучается в синхроническом и диахроническом планах. В рамках синхронического подхода вводится классификация смысловых структур (эти структуры — личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личная ценность) и обосновывается представление о динамической смысловой системе как единице структурной организации личности. Динамическая смысловая система включает в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое. В русле диахронического подхода Л. описывает формы и механизмы динамических трансформаций смысла, индивидуальные особенности смысловой регуляции и ее нарушения при девиантном развитии. В онтогенезе Л. обнаруживает несколько линий развития (иерархиза-цию, интеграцию и структурное усложнение; распространение осмысления за пределы наличной ситуации; прогрессирующее опосредование соц. ценностями и прогрессирующую рефлексию своих смысловых регуляторов). Для понимания изменения смыслов Л. обращается к механизмам самодетерминации (свободы и ответственности), надстраивающимся над смысловой сферой и связанным с личностным здоровьем и зрелостью. Л. исследует и систематизирует также на основании принципа бытийного опосредования смысловую реальность во вне- и межличностных формах существования, в том числе во взаимодействии индивида с культурой. В теор. и экспериментальном иссл. взаимодействия искусства и личности Л. анализирует переходы смыслов и образов из объективированных в субъективированные формы существования и обратно.

Соч: Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. № 3; Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. ж. 1992. № 2; Очерк психологии личности. М., 1993, 1997; Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996, № 4; Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997; Введение в психологию искусства. М., 1998; Психология смысла. М., 1999; Психология свободы // Психол. ж. 2000. № 1; Выбор, Духовность, Мировоззрение, Ответственность, Потребность, Свобода, Смысл, Самореализация, Ценности, Юмор и др. статьи // Человек: философско-энциклопедический словарь. М., 2000.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Леонтьев, Дмитрий Алексеевич" в других словарях:

  • Леонтьев, Дмитрий Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев. Леонтьев Дмитрий Алексеевич Дата рождения: 28 июля 1960(1960 07 28) (52 года) Место рождения: Москва, СССР Научная сфера …   Википедия

  • Леонтьев, Алексей Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев. Алексей Алексеевич Леонтьев Алексей Алексеевич Леонтьев Дата рождения: 14 января 1936(1936 01 14) Место рож …   Википедия

  • Леонтьев — Леонтьев  распространённая русская фамилия (происходит от мужского имени Леонтий): Леонтьев, Авангард Николаевич (род. 1947)  актёр театра и кино Леонтьев, Александр Иванович (род. 1927)  российский теплофизик, академик РАН… …   Википедия

  • Явлинский, Григорий Алексеевич — Григорий Алексеевич Явлинский …   Википедия

  • Кропоткин, Пётр Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кропоткин. Пётр Алексеевич Кропоткин …   Википедия

  • Попов, Федот Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попов. Федот Алексеевич Попов (также Федот Алексеев (Попов …   Википедия

  • Список психологов — Список психологов …   Википедия

  • Альтруизм — (лат. Alter  другой, другие)  понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность  то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу… …   Википедия

  • Культурно-историческая психология (журнал) — Культурно историческая психология Специализация: культурно историческая, деятельностная,социокультурная психоло …   Википедия

  • Адлер Альфред — (1870–1937) австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении А. отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»