Кузмин, Михаил Алексеевич


Кузмин, Михаил Алексеевич

[1875—] — поэт и беллетрист. Род. в Ярославле в дворянской семье. Детство провел в Саратове; с 1885 жил в Петербурге, где учился в гимназии, а затем в консерватории. Совершил длительное путешествие в Италию и Египет. По возвращении сблизился со старообрядцами, с которыми ездил в поисках древних икон по северным губерниям. В печати выступил лишь в 1905. Творчество К. знаменует процесс буржуазного перерождения дворянской интеллигенции XX в. Оно выражает собой экспансию в область искусства буржуазно-помещичьего блока эпохи буржуазного подновления царизма (столыпинщина), блока, восторжествовавшего после 1905, стремившегося к всестороннему использованию своего положения, к утонченному наслаждению жизнью, к художественной сублимации своего бытия, к эстетизации своего быта, вариант которого и представляет "кларизм" К. Отталкиваясь от упадочно-дворянского символизма и импрессионизма. К. противопоставляет им тенденции кларизма (см. его декларативную статью "О прекрасной ясности" в журн. "Аполлон", 1910. № 4). Искусство для К. уже не религиозное священнодействие, как у символистов, а "веселое ремесло", требующее рационального оформления художественной материи, строгой логической оправданности каждой композиционной детали. Поэзия К. реализует классические принципы раздельности (отчетливости, меры, строя), гармонии, равновесия формы и содержания. Для нее характерны размеренные периоды, господствует классический размер стиха—4-стопный ямб. Стих К. не напевен; его свободные стихи близятся к разговорной речи, имеют характер интимной непринужденной беседы. К. выдвигает классический принцип четких границ жанров: "...в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов". Проза у К. вновь приобретает повествовательный характер, ситуация господствует над типажем, нет описания деталей среды, быта, обстановки, если они не необходимы для хода действия. Психологизм вытесняется фабулъностью, развитием занимательной интриги авантюрного романа, преобладает изображение внешних событий и предметов. К. восстанавливает начало пластической формы, предметности. Если импрессионизм растворял вещи в потоке ощущений, а символизм изображал их лишь как ознаменования потустороннего, то Кузмин выдвигает значимость вещно-предметного мира самого по себе, самоценность материального, телесного, конечного, в связи с чем в его поэзии большую роль играет натюрморт, "дух мелочей прелестных и воздушных". Психика деклассирующегося дворянина, захватываемого в орбиту буржуазного мира, влекущего, но во многом еще чуждого, закрепляется у К. также в образах героев его авантюрных повестей (Лебеф, Фирфакс, Элевсипп и др.). Характерные их черты: сильное чувство жизни, всепоглощающая жажда наслаждений, постоянная готовность к авантюрам, но в то же время отсутствие свободного почина, организующей воли, полагания каких-либо целей; действование по чужой воле, пассивное отдание себя потоку случайностей, направляемых роком, влекущих их от мирного старозаветного жития в пеструю смену новой кипучей жизни. К. выражает психологию буржуазного виверства рантьерского типа "буржуазной аристократии" и т. п.

Основным мотивом творчества К. является радостное приятие и утверждение мира в его данности ("Все, что случается, то свято"), беспечное, изощренное и жадное наслаждение жизнью, тяготение к "земному", "языческому", чувственному ("Веселой легкости бездумного житья,/ Ах, верен я, далек чудес послушных,/ Твоим цветам, веселая земля!"). Значительное место занимает у К. тема любви, которая трактуется уже не как мистическое переживание в духе символизма, но как чувственная эротика, часто извращенная (апология гомосексуализма в повести "Крылья") и т. п.

Наиболее характерна и значительна стилизаторская линия творчества К. Он черпает сюжетику и образность из мира александрийской культуры, Рима эпохи упадка, Византии, XVIII в. во Франции, Италии, оттоманского Востока и т. д. Особенно показательно его тяготение к XVIII в., к Рококо. В стихах и пьесах К. часты мотивы и образы пасторали, идиллии, популярной в XVIII в. анакреонтики, мифологические образы, трактованные как изящные украшения во вкусе Рококо, восточная экзотика в духе балетов XVIII в. Перекликаясь с живописью Сомова, художников "Мира искусства", К. погружается в мир арлекинад, фейерверков, маркизов, любовных затей. Его поэзия усваивает легкость, жеманность, всезаполняющий дух утонченной эротики Рококо, стилю которого соответствует и палитра эпитетов К. Наряду с этим главным руслом творчества у К. намечен ряд романов, рассказов, носящих совершенно иной характер ("Нежный Иосиф", "Мечтатели", "Тихий страж", "Плавающие-путешествующие" и др.). Здесь изображается современный быт буржуазных дам, чиновников, офицеров, прогоревших дворян, патриархального купечества, старообрядцев и т. д. Эта малозначительная линия творчества К. продолжает традиции романов Лескова, правда, в чрезвычайно опошленном виде.

Библиография: I. Крылья, Повесть, M., 1907 (изд. 2-е, П., 1923); Три пьесы, СПб., 1907 (конфискованы); Приключения Эме-Лебефа, Повесть, СПб., 1907; Сети, 1-я кн. стихов, М., 1908, изд. 2-е (т. I Собр. сочин.), П., 1915, изд. 3-е, Берлин, 1923); Комедии, СПб., 1909; Первая книга рассказов, М., 1910; Вторая книга рассказов, М., 1910; Куранты любви, Стихи и музыка, М., 1911; Осенние озера, 2-я кн. стихов, М., 1912; Третья книга рассказов, М., 1913; Глиняные голубки, Стихи, Сочин., т. III, П., 1914 (изд. 2-е, Берлин, 1923); Покойница в доме, Рассказы, Сочин., т. IV, П., 1914; Военные рассказы, П., 1915; Венецианские безумцы, Комедия, М., 1915; Плавающие-путешествующие, Роман, Сочин., т. VI, П., 1915 (изд. 2-е, П., 1923); Тихий страж, Роман, Сочин., т. VII, П., 1916; Антракт в овраге. Рассказы, Сочин., т. VIII, П., 1916; Бабушкина шкатулка, Рассказы, Сочин., т. II, П., 1918; Девственный Виктор, Рассказы, Сочин., т. IX, П., 1918; Вожатый, Стихи, П., 1918; Двум, Стихи, П., 1918; Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро, в трех кн. (Новый Плутарх, I), П., 1919; Занавешенные картинки, Стихи, Амстердам, 1920; Александрийские песни, Стихи, П., 1921; Нездешние вечера, Стихи, П., 1921; Это, Стихи, П., 1921; Вторник Мэри, представление в 3 ч., для кукол живых или деревянных, П., 1921; Лесок, Лирическая поэма для музыки с объяснительной прозой в 3 ч., П., 1922; Параболы, Стихи 1921—1922, П., 1923; Условности, Статьи об искусстве, П., 1923; Зеленый соловей, Рассказы, Сочин., т. V., изд. 3-е, П., 1923; Новый Гуль, Стихи, Л., 1924.

П. Белый А., ст. в "Перевале", 1907, №№ 6 и 10; Иванов В., ст. в "Аполлоне", 1910, № 7; Гуpевич Л., Литература и эстетика, ст. "О прозе Кузмина", М., 1912; Жирмунский В. М., Преодолевшие символизм, "Русская мысль", 1916, № 12; Зноска-Боpовский Е., О творчестве М. Кузмина, "Аполлон", 1917, № 4—5; Голсербах Э., Радостный путник, "Книга и революция", 1922, 3 (15); Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923 (об "Осенних озерах"); Эйхенбаум Б., Сквозь литературу, ст. о прозе Кузмина, Л., 1924; Горбачев Г., Очерки современной русской литературы, Л., 1925.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, VI., 1928.

Б. Михайловский.

{Лит. энц.}



Кузмин, Михаил Алексеевич

род. 18 окт. 1875 в Ярославле, ум. 3 марта 1936 в Ленинграде. Поэт, композитор. В 1893—1895 обучался в Петерб. конс. у А. К. Лядова, Н. Ф. Соловьева, Н. А. Римского-Корсакова. Брал уроки композиции у В. В. Кюнера. Автор статей о музыке, в т. ч. "Чехов и Чайковский", "Вертер", "Похищение из сераля", "Cosi fan tutte", "Малабарская вдова" (в кн.: Условности. Статьи об искусстве. Пг., 1923). Написал рус. текст оперы "У Парижской заставы" ("Водовоз" Л. Керубини), перевел тексты "Песни о земле" Г. Малера, оперы "Воццек" А. Берга, а также соч. "Жизнь Россини" Стендаля, "Бетховен. Великие творческие эпохи" Р. Роллана.

Соч.: оперы — Евлогий и Ада, Забава дев; балеты — Выбор невесты, Одержимая принцесса; для голоса и ф-п. — Духовные стихи, Арабские песни, Детские песни, Города (все циклы на собств. сл.); сб. стихотворений с собств. муз: сопровождением — Куранты любви, Александрийские песни; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Балаганчик" А. Блока (1906), "Незнакомка" А. Блока (1911), "Красный кабачок" Ю. Беляева (1911), "Роза и крест" А. Блока (1911).



Кузмин, Михаил Алексеевич

Род. 1875, ум. 1936. Писатель, поэт, близкий символизму и акмеизму, переводчик, композитор, музыкальный критик. Автор стихотворных сборников "Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929) и др., повестей, романов ("Тихий страж", 1916, и др.). Создал ряд вокальных произведений, музыку к театральным спектаклям.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Кузмин, Михаил Алексеевич" в других словарях:

  • Кузмин Михаил Алексеевич — Михаил Алексеевич Кузмин Портрет работы К. А. Сомова Дата рождения: 6 (18) октября 1872 Место рождения: Ярославль, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Кузмин Михаил Алексеевич — Кузмин, Михаил Алексеевич писатель и композитор. Родился в 1875 г. Учился в Петербургской консерватории, по классу композиции. С 1906 г. деятельный сотрудник модернистических журналов: Весы , Аполлон , Золотое Руно . Позднее напечатал ряд… …   Биографический словарь

  • Кузмин Михаил Алексеевич — (1875 1936), рус. писатель. Автор стих. «Лермонтову» (1916), к рое вошло в цикл «Дни и лица» наряду со стихами, посв. А. С. Пушкину, И. В. Гёте, балерине Т. П. Карсавиной. Л. в представлении К. «печальный певец», романтич. индивидуалист «с одной… …   Лермонтовская энциклопедия

  • КУЗМИН Михаил Алексеевич — (1875 1936) русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборник стихов Александрийские песни (1921), Форель разбивает лед (1929). Проза (повесть Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кузмин Михаил Алексеевич — [6(18).10.1875, Ярославль, ≈ 3.3.1936, Ленинград], русский писатель. Родился в дворянской семье. Учился в Петербургской консерватории. Начал печататься в 1905. Основная литературная деятельность К. развивалась в дореволюционное время. Вначале был …   Большая советская энциклопедия

  • Кузмин, Михаил Алексеевич — Кузмин Михаил Алексеевич (1872–1936), поэт и композитор, первую известность приобрел стилизованными стихами о французском XVIII веке, декадентской Александрии и призывами к «прекрасной ясности», а кончил сложными и темными «шифрованными» стихами …   Русские поэты Серебряного века

  • Кузмин, Михаил Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузмин. Михаил Кузмин Портрет работы К. А. Сомова Дата рож …   Википедия

  • Кузмин Михаил Алексеевич — (1875 1936), русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборники стихотворений «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лёд» (1929). Проза (повести «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа… …   Энциклопедический словарь

  • КУЗМИН Михаил Алексеевич — (1875—1936), русский советский писатель, композитор. Кн. стихов «Сети» (1908), «Осенние озера» (1912), «Глиняные голубки» (1914), «Александрийские песни» (ранее в кн. «Сети»), «Нездешние вечера» (обе — 1921), «Форель разбивает лед»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Михаил Алексеевич Кузмин — Портрет работы К. А. Сомова Дата рождения: 6 (18) октября 1872 Место рождения: Ярославль, Российская империя Дата смерти …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Кузмин, Михаил Алексеевич» >>