Корицкий, Осип Иванович


Корицкий, Осип Иванович

— директор вышневолоцкой системы, род. 1 января 1778 г. в г. Заславле Волынской губернии, ум. 3 августа 1829 г. Происходил из польского шляхетского рода. Первоначальные сведения по механике он получил у одного часовых дел мастера; затем самостоятельно занимался механикой и приобрел в ней серьезные познания; но вообще обстоятельства его жизни в детстве и первая молодость совершенно не известны. В 1805 г. он прибыл в Петербург искать счастья. Узнав, что в ведомстве водяной коммуникации заняты вопросом об очистке Ладожского канала, он предложил начальнику ведомства, генерал-лейтенанту Герарду, придуманную им машину. Машина эта действовала очень успешно и Корицкий был принят на службу смотрителем р. Тверцы с чином коллежского регистратора, он устроил по Тверце много мостиков и гатей, очень облегчивших тягу лошадьми по бечевнику. В 1812 г. он представил принцу Георгию Ольдебургскому проекта уничтожения неприятелей посредством взрывов; принц одобрил его проект, думал доложить Государю; но вскоре принц Ольденбургский скончался и дело это заглохло. В то же время Корицкий устроил особую повозку для больших тяжестей, в которой трение было значительно ослаблено. В 1816 г. он был послан в Смоленск для устройства плавучего моста через Днепр на то время, пока будет строиться новый постоянный, взамен обрушившегося. Корицкий исполнил это поручение чрезвычайно быстро и дешево: он воспользовался сваями моста, построенного в 1812 г. французами, и на них сделал мост, вполне заменивший предположенный плавучий. В 1823 г., в чине инженер-майора, Корицкий был назначен директором вышневолоцкой системы и произвел на ней весьма значительные и существенные улучшения, по планам, обдуманным им еще ранее. В 1825—1828 г. он значительно увеличил водохранилище: до него оно имело 5 или 6 квадратных верст, с подпором не выше 3 ар. 10 в., — он поднял воду до 6 аршин (впоследствии она поднимаема была еще на 1 аршин) и образовал искусственное озеро площадью в 50 кв. верст; это сооружение дало возможность на каждую проходившую барку нагружать на 1500 пудов более, чем прежде; такое увеличение допустимой грузоподъемности произвело, можно сказать, эпоху в торговле, связанной с вышневолоцкой системой. В 1826 г., вследствие сильной засухи, Сиверсов канал, огибающий Ильмень между pр. Мстой и Волховом, не только обмелел, но даже местами совершенно пересох; движение по системе сделалось почти совершенно невозможным, ибо переезд через озеро Ильмень был крайне опасен. Корицкий, посредством очень простого и остроумного способа, направил течение Мсты в канал, и в несколько дней восстановил вполне свободное движение. В 1815 еще году Корицкий значительно упростил полушлюз на р. Цне в одном очень неудобном и опасном для судов месте, а в 1826 г. так же привел в изумление всех окрестных жителей, уничтожив, с помощью особого им придуманного и выстроенного ящика, опасный для судов омут. Наконец, на р. Мсте, в так называемых боровицких порогах, где скорость течения была до 30 в. в час, он устроил особые "упругие заплывы", принесшие огромную пользу судоходству: заплывы эти уменьшали силу удара судов о берега, неизбежного ввиду чрезвычайной извилистости русла, но, вместе с тем, вызывавшего нередко огромные потери, ибо если одно какое-нибудь судно ударялось слишком сильно и начинало тонуть, то следующие барки тоже почти неизбежно разбивались об него и, таким образом, погибало множество судов. В 1822—1823 г. были применены заплывы по системе Корицкого и с тех пор плавание через пороги стало почти безопасным. — Таковы были главнейшие работы Корицкого на вышневолоцкой системе; кроме них он произвел еще множество менее значительных и трудных, но также в высшей степени полезных для судоходства. Корицкий вообще отличался чрезвычайной изобретательностью в области механики и постоянно устраивал различные модели, которые, к сожалению, после его смерти исчезли без следа. Но сколько он любил механику, столько же чувствовал отвращение от бумажного делопроизводства и переписки и получал много раз выговоры и замечания за несвоевременное доставление проектов, смет и отчетов. Умер он от болезни, развившейся вследствие ушиба, полученного им однажды, когда он выскочил из экипажа, который понесли лошади.

Биография Корицкого, написанная A. Штукенбергом, в "Журнале Главн. Управлен. Путей Сообщения", 1861, кн. I, 37—94.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Корицкий, Осип Иванович" в других словарях:

  • Корицкий, Осип Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корицкий. Осип (Иосиф, Юзеф) Иванович Корицкий Род деятельности: механика, гидротехника, строительство Дата рождения: 1 января 1778( …   Википедия

  • Корицкий, Александр Осипович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корицкий. Александр Осипович Корицкий Дата рождения: 1818 год(1818) Место рождения: г. Вышний Волочек(?) Тверс …   Википедия

  • Корицкий — Корицкий (Корыцкий) (рус. дореф. Корицкiй/Корыцкiй)  фамилия. Вариации перевода с польского (польск. Korycki). Корицкие (Корыцкие)  дворянский род Корицкий Корицкий, Александр Осипович (1818 1866)  русский художник живописец,… …   Википедия

  • Штукенберг, Антон Иванович — т. c., инженер путей сообщения, член техническо строительного комитета министерства Внутренних Дел, писатель и поэт. Родился 15 го августа 1816 г. в Вышнем Волочке и был сын известного гидрографа и статистика инженера. Отец его, желавший, чтобы… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Штукенберг, Антон Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штукенберг. Антон Иванович Штукенберг (15 августа 1816, Вышний Волочёк 7 марта 1887, Санкт Петербург) российский инженер путеец, писатель. Антон Иванович Штукенберг …   Википедия

  • Штукенберг Антон Иванович — Антон Иванович Штукенберг (15 августа 1816, Вышний Волочёк 7 марта 1887, Санкт Петербург) российский инженер путеец, писатель. Антон Иванович Штукенберг Российский инженер путеец, литератор …   Википедия

  • Штукенберг Антон Иванович — Штукенберг (Антон Иванович, 1816 1887) инженер путей сообщения и писатель, сын последующего; по окончании курса с чином поручика (1836) в институте инженеров путей сообщения служил в Восточной Сибири (1836 40), исследовал пути в Забайкальских… …   Биографический словарь

  • Штукенберг Антон Иванович — (1816 1887) инженер путей сообщения и писатель, сын Ивана Федоровича Ш.; по окончании курса с чином поручика (1836) в институте инженеров путей сообщения служил в Восточной Сибири (1836 40), исследовал пути в Забайкальских горах, потом исследовал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штукенберг, Антон Иванович — (1816 1887) инженер путей сообщения и писатель, сын Ивана Федоровича Ш.; по окончании курса с чином поручика (1836) в институте инженеров путей сообщения служил в Восточной Сибири (1836 40), исследовал пути в Забайкальских горах, потом исследовал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фёдоров, Пётр Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. Пётр Фёдорович Фёдоров …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.