Коган, Петр Семенович

Коган, Петр Семенович

[1872—] — критик и историк зап.-европейской и русской литературы. Род. в семье врача, окончил гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при университете по кафедре зап.-европейской литературы К. было отказано ввиду его еврейского происхождения. В 1910 К. сдает магистерский экзамен при СПб. университете и избирается приват-доцентом по кафедре гермако-романской филологии. Одновременно К. читает лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта. После Октябрьской революции К. работает в Наркомпросе в качестве председателя научно-художественной секции ГУСа, ведет также и педагогическую работу. С 1921 до последнего времени — президент ГАХНа.

Печататься К. начал в "Русской мысли", "Образовании", "Современном мире" и др. журналах. Первая его работа напечатана в "Книговедении", 1895, № 4—5. В 1903 выходят его "Очерки по истории зап.-европейской литературы". Книга эта явилась на русском языке почти первым обзором (если не считать лекций профессора Стороженко), охватывающим всю зап.-европейскую литературу в главнейших ее проявлениях, рассматривающим эту литературу в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. "Автор, — пишет В. М. Фриче в статье, посвященной К., — последователь идейно-культурного метода: история литературы для него — отраженная в художественных образах, отвлеченных понятиях история духа времени" ("Новая книга по истории западно-европейской литературы", "Русская мысль", 1903, кн. 9). В эпоху реакции, когда более четко вырисовываются два враждебных течения в лит-ой критике — идеалисты и марксисты, — К. примыкает к лагерю последних и ведет решительную борьбу против идеалистов — Гершензона, Мережковского, Айхенвальда, Чулкова и др. Лозунгу последних — "литератуpa, в отличие от других форм словесного искусства, есть царство художественной формы" (Гершензон) — К. противопоставляет теорию служебной роли литературы, устанавливает зависимость ее от экономики и тесную связь литературы с наукой, философией и общественно-политическими идеями эпохи. В противовес критикам-импрессионистам, устанавливающим примат переживания в литературе и полную зависимость последней от творческой индивидуальности (Айхенвальд), Коган подчеркивает зависимость личности художника от общественной среды. "Литературное произведение есть акт общественный, а не индивидуальный" ("Пролог"). Но, ставя так. обр. литературное произведение и художника в тесную зависимость от экономики общества, а также науки, философии и общественно-политической мысли и придавая, особенно последним, огромное значение, К. недостаточно оценивает влияние классовой и политической борьбы. Лит-pa является памятником эпохи, выразителем мировоззрения всего общества, культурных его устремлений: "Лит-ра и философская мысль — лучшее выражение культурного стремления общества" — пишет Коган в брошюре "Интеллигенция и народ" [1917]. Лит-pa рассматривается у К. не как непосредственное отражение психоидеологии известного класса, а как выражение господствующей или популярной в обществе данного периода идеи или системы научных взглядов. Так. обр. творчество Ибсена у К. — воплощение идей ницшеанства, Золя — зависит полностью от естественно-научной системы Дарвина, Гамсун — поэт иррационального и т. д. Характерно, что пропагандируя в своей брошюре "Интеллигенция и народ" необходимость для литературы идти на службу к новой, разрушающей старое силе (пролетариату), К. именует ее слишком широким термином — "демократия". "Необходимо уничтожить существующий разрыв между литературой и демократией, необходимо отыскать пути, на которых могло бы начаться взаимодействие идейно-творческих, с одной стороны, и демократических явлений — с другой". ("Интеллигенция и народ"). Однако взгляду на литературу как на выражение психоидеологии определенного общественного класса противоречит высказанный в той же брошюре взгляд К. на литературу как на выражение идеологии только господствующей общественной группы. "Угнетенные никогда не имели собственных грамотеев в художественном творчестве, поэты, певшие о страданиях народа, подходят с точки зрения гуманной части угнетателей..," ("Интеллигенция и народ"). Тяготеющий к марксизму метод Когана в его дооктябрьских работах нередко сводится к радикальному просветительству.

В своих литературно-критических работах послеоктябрьского периода К. более близок к марксистскому литературоведению. Но, признавая, что разбор художественного произведения нельзя поручать человеку, стоящему на "внеклассовой" точке зрения ("Наши лит-ые споры"), К. в разборе лит-ых явлений послеоктябрьского периода, а также и в новых изданиях "Очерков по истории зап.-европейской литературы", далеко не всегда рассматривает лит-ые явления с точки зрения их классовой сущности. В определении современных лит-ых течений К. становится нередко на "объективную" точку зрения, никак не оценивая их с точки зрения соответствия общественно-политической жизни и запросам страны, хотя и признает, что "в литературе главное содержание — идеологическая чистота, революционное, подчас новое мироощущение" ("Наши лит-ые споры"). И само определение классовой сущности Коган часто заменяет расплывчатыми психологическими характеристиками. Так, историю современной литературы и критики К. определяет как борьбу двух "стихий" — действенной и созерцательной: "Лицом к лицу очутилась бьющая через край жизнь, не регулируемая потребностью выражения, с одной стороны, и инстинкт архитектонического стремления к оформлению, традиционная привычка созерцания ("Наши лит-ые споры"). В своем определении пролетарской, литературы К. часто сбивается на классификацию исключительно по тематике. Однако бесспорной заслугой К. является то, что в период лит-ой дискуссии 1923—1925 о возможности существования пролетарской литературы К. четко выступил как горячий ее поборник.

Признавая и декларируя марксистский метод в оценке лит-ых фактов единственно правильным и возможным, являясь продолжателем общественной тенденции в лит-ой критике, Коган все же близок еще к культурно-историческому и социологическому методу в литературоведении. И его марксизм, в особенности в дореволюционных работах, проявляется не столько методологически, сколько лирически, в форме сочувствия материализму и социализму. Диалектика содержания и формы, диалектика лит-ых стилей редко раскрывается в работах К., склонного ограничиваться публицистическим освещением идей писателя, импрессионистическими и отрывочными замечаниями о формальных особенностях, не рассматривая стиля в его диалектическом единстве.

Несмотря на это, работы Когана сыграли положительную роль в русском литературоведении своей борьбой против эстетствующей критики, а также попыткой установить на протяжении почти всей мировой литературы зависимость последней от экономики эпохи. "История зап.-европейской литературы" К. — важный этап в подготовке марксистского литературоведения. К. — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.

Библиография: I. Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. І, М., 1903 (изд. 9-е, Гиз, М., 1928), т. II, М., 1905 (изд. 8-е, Гиз, M., 1928), т. III, чч. 1 и 2, М., 1909—1910 (изд. 4-е, Гиз, 1928); Очерки по истории древних литератур, т. I. Греческая литература, М., 1907 (изд. 5-е, Гиз, М., 1923); Очерки по истории новейшей русской литературы, 3 тт., M., 1909—1912 (изд. 6-е, 2 тт., Гиз, М., 1929); Белинский и его эпоха, М., 1911; Белинский, М., 1911; Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., СПб., 1914 (изд. 2-е, М., 1923); Интеллигенция и народ, М., 1917; Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении, П., 1917; Пролетарские поэты, Литполитотдел Реввоенсовета Запфронта, 1920; "Пролог", изд. 2-е, Гиз, М., 1923 (изд. 1-е, 1915); Белинский и его время, М., 1923; Литература этих лет, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924; Пролетарская литература, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924 (изд. 4-е, 1925); Красная армия в нашей литературе, изд. "Военный вестник", М., 1926; Наши литературные споры, изд. ГАХН, М., 1927; Литература великого десятилетия, изд. "Московский рабочий", М., 1927; История русской литературы от древнейших времен до наших дней, изд. "Молодая гвардия", М., 1927; Горький, Гиз, М., 1928; Хрестоматия по истории зап.-европейской литературы, тт. I — II, Гиз, М., 1929—1930.

II. Фриче В. М., Рецензии на "Очерки по истории зап.-европейской литературы", т. I, "Образование", 1903, кн. 10, и "Русская мысль", 1903; Белецкий А. И., Рецензии на "Теорию словесности", М. — П., 1915, "Наука и школа", 1916; № 2; Переверзев В. Ф., Рецензия на "Очерки по истории новой русской литературы", "Печать и революция", 1923, кн. 3; Эйхенбаум Б., Вопросы вокруг вопроса о формалистах, "Печать и революция", 1924, кн. 5; Ср. ответ П. С. Когана, О формальном методе, там же, 1924, кн. 5, Ипполит И., Грустная история, "Книга и революция", 1930, № 8; Динамов С., Рецензия на "Красную армию в нашей литературе", "Книгоноша", 1926, № 41—42; Фриче В. М., Рецензии на статью Когана "О комсомольской прозе", "Красная нива", 1927, № 9; Глаголев А., Рецензия на "Наши литературные споры", "Журналист", 1927, №21; Дубовников А., Рецензия на "Историю русской литературы с древнейших времен до наших дней", "Молодая гвардия", 1928, № 4; Рогожин И., Рецензия на "Историю русской литературы в самом сжатом изложении", "На литературном посту", 1928, № 1.

III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 1911; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1929.

Л. Блюмфельд.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Коган, Петр Семенович" в других словарях:

  • Коган Петр Семенович — писатель. Родился в 1872 году. Окончил курс историко филологического факультета Московского университета. Состоит приват доцентом Петроградского университета по кафедре западноевропейских литератур. С успехом читал публичные лекции о современной… …   Биографический словарь

  • Коган Петр Семенович — [8(20).5.1872, г. Лида, ныне Гродненской области, ‒ 2.5.1932, Москва], советский историк литературы, критик. Печатался с 1895. Будучи уже в дооктябрьский период сторонником марксизма, К. вёл борьбу против критиков идеалистов. С прогрессивных… …   Большая советская энциклопедия

  • Коган, Петр Семенович — Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния  2 мая, 1932, Москва)  российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.… …   Википедия

  • Коган — Петр Семенович (1872 ) критик и историк зап. европейской и русской литературы. Р. в семье врача, окончил гимназию и историко филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при… …   Литературная энциклопедия

  • Коган — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • КОГАН — (Петр Семенович (1872 1932) президент Государственной Академии художеств. наук) Вот башня, / револьвером / небу к виску, / разит / красотою нетроганой. / Поди, / подчини ее / преду искусств / Петру Семенычу / Когану. М924 (139); Чтобы разнеслась… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Коган — I Коган         Леонид Борисович (р. 14.11.1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), советский скрипач и педагог, народный артист СССР (1966). Член КПСС с 1954. В 1948 окончил Московскую консерваторию по классу А. И. Ямпольского, в 1953… …   Большая советская энциклопедия

  • Шулятиков, Владимир Михайлович — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Евреи в науке, искусстве и общественной жизни — Данный список включает личностей еврейского происхождения, удовлетворяющих . Еврейское происхождение (один или оба родителя этнические евреи), [Данные критерии не распространяются на личности, чьи приёмные родители (в том числе отчим или мачеха)… …   Википедия

  • Ленинская премия в области науки и техники — Ленинские премии в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры. Содержание 1 История премии 2 Лауреаты 2.1 Премия и …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»