Арнольд, Юрий Карлович

Арнольд, Юрий Карлович

Арнольд Юрий Карлович


— музыкальный теоретик, композитор, преподаватель пения. Род. 1 ноября 1811, ум. 8 июля 1898, близ Симферополя, в мест. Каракаш. Сын выходца из Германии, но сам православный, А. детство и первые юношеские годы провел отчасти за границей, отчасти в Дерпте, сперва в гимназии, а затем в университете. Не окончив университета, он поступил в 1831 юнкером в действующую армию; затем поступил на статскую службу, которую, впрочем, также скоро покинул, предавшись музыкальным занятиям. Учителями его были Фукс (гармония) и Гунке (контрапункт). В 1839 им написана была на конкурс Филармонического общества кантата "Светлана", получившая первую премию. К выдаче последней послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до имп. Николая I, который повелел считать А. природным русским. Кроме того, А. написал оперетку "За Богом молитва, а за Царем служба не пропадает" (Александринский театр) и большую оперу "Последний день Помпеи", не принятую к постановке. Из прочих сочинений А. исполнялись в России и за границей две увертюры — "Борис Годунов" и "Ночь на Ивана Купала". Как композитор А. совершенно не успел выдвинуться: сочинения его, даже удачные в смысле формы, малооригинальны и лишены свежести вдохновения. В период от 40-х до начала 60-х годов, А. занимался и музыкальной критикой (в "Библиотеке для чтения", "Пантеоне", "Северной пчеле" и "Сыне Отечества"). С 1863 по 1870 А. пробыл за границей, где между прочим излагал основы русской музыки в лейпцигской "Neue Zeitschrift für Musik". В 1870 А. был приглашен в московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств не получил ее, хотя по распоряжению вел. кн. Елены Павловны получил все-таки звание профессора. С 1870—94 А. проживал в Москве, где между прочим открыл музыкальную школу, существовавшую в течение 10 лет; ездил в Киев и на Волгу, собирая и изучая материалы для своего исследования по церковной музыке, осуществлению которого содействовало его знакомство со знатоками в этой области — о. Преображенским и о. Разумовским. Вот изданные А. в этом направлении труды: "Die alten Kirchenmodi, historisch und akustisch entwickelt" (Лейпциг 1878) "Наука о музыке, часть I. Гармония" (1875, Москва); "Теория древнерусского церковного и народного пения". Вып. I. "Теория православного церковного пения" (Москва). "Гармонизация древнерусского церковного пения" (1886, Москва). "Применения древне-Эллинской и Византийской теории музыки к знаменному и столповому пению", "Общий свод правил гармонизации знаменного распева", "Гармонические начала церковных гласов" и "О принципе гармонизации церковных гласов". В 1889 А. ездил опять в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке. Музыкально-исторические лекции он в разное время читал и ранее в СПб. и в Москве а в 1888 занимал кафедру в Моск. университете по истории музыки (предмет не обязательный). С 1894 почти до конца жизни А. оставался в Петербурге, где давал уроки пения. К музыкально-теоретическим трудам А. принадлежат также: "Конспект рациональной музыкальной грамматики", "О теории музыкальных звуков на основании акустических начал", а также "Теория постановки голоса" (СПб., 1898, 2 части). В 1892 изданы в Москве три тома воспоминаний А.; автор, представлявший собой живую хронику русской музыки за 60 лет ее существования, рассказывает здесь много любопытного, но вместе с тем и много такого, что совсем лишено интереса и порой неточно. Из этой книги, между прочим, ясно видно, почему А. — этот в высшей степени трудолюбивый и энергичный деятель, был все-таки всю свою жизнь неудачником: это был какой-то странный, односторонний ум, рядом со счастливой мыслью, впадавший в кучу очевидных ошибок; удачную гипотезу затемнявший рядом неосновательных предположений, при чем все это пропагандировалось с одинаковым жаром и непримиримостью. К этому надо прибавить еще не всегда ясный русский язык А. и его немалое самомнение, чтобы увидеть, почему все его труды, при некоторых несомненных достоинствах, имели сравнительно мало значения для русской музыкальной литературы.

{Риман}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Арнольд, Юрий Карлович" в других словарях:

  • Арнольд Юрий Карлович — Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика… …   Биографический словарь

  • Арнольд, Юрий Карлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арнольд. Юрий (Георгий) Карлович Арнольд Основная информация Полное имя Юрій Арнольдъ Дата  …   Википедия

  • Арнольд Юрий Карлович — (дополнение к статье Арнольды) музыкальный теоретик и композитор, умер в 1898 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Арнольд Юрий Карлович (дополнение к статье) — музыкальный теоретик и композитор, умер в 1898 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Арнольд Юрий (Георгий) Карлович — (1811—1898), композитор, музыкальный теоретик. Автор труды по древнерусскому церковному пению (его звукорядная теория гласа ныне считается устаревшей). Церковно музыкальные произведения, в том числе Литургия Иоанна Златоуста (1897). Перевёл… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Арнольд, Юрий (Георгий) Карлович — [1(13). 11.1811, Петербург 8 (20).7.1898, Каракаш, близ Симферополя] вокальный педагог, муз. критик, композитор. Образование получил в Дрезденском пансионе и в Дерптском (ныне Тартуском) ун те. Гармонию изучал у Л. Фукса, контрапункт у И. Гунке.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Арнольд — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • Арнольд Ю. К. —         Юрий (Георгий) Карлович (1 (13) XI 1811, Петербург 8(20) VII 1898, Каракаш, близ Симферополя) рус. муз. теоретик, критик, композитор, вок. педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. Учился в Дерптском (Тартуском) ун те. Занимался у Л. Фукса… …   Музыкальная энциклопедия

  • Арнольд, Фёдор Карлович — Фёдор Карлович Арнольд Дата рождения: 5 (17) декабря 1819( …   Википедия

  • Арнольд Ю. К. — АРНÓЛЬД Юрий (Георгий) Карлович (1811–98), композитор, муз. теоретик. Автор тр. по др. рус. церк. пению (его звукорядная теория гласа ныне считается устаревшей). Церк. муз. произв., в т. ч. Литургия Иоанна Златоуста (1897). Перевёл на нем.… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»