- Карпов, Пимен
беллетрист-сектант, крест. 1913 г.
{Венгеров}
Карпов, Пимен
[1884—] — современный писатель. Род. в селе Турка Курской губ. Печатается с 1908. Первую книгу "Говор зорь" выпустил в 1909, первую книгу стихов — в 1911. В сб. статей "Говор зорь" К. трактует о народе и интеллигенции. "Народ" за редкими исключениями идеален и даровит. Интеллигенция за редкими исключениями тщеславна, эгоистична, настроена эксплуататорски. К. причисляет к ней помещиков, людей интеллектуального труда и вообще горожан кроме рабочих, на которых он смотрит как на группу угнетенную, но вырождающуюся и нежизнеспособную. Единственно здоровый класс по Карпову — крестьянство. Создание народно-деревенской культуры — задача народа и отдельных интеллигентов, которые пожелают отрешиться от городской жизни. К. считает, что борьба за политическую свободу крестьянству совершенно не нужна, а выгодна только интеллигенции; "народу" же нужна только земля и улучшение материальных условий. Социологически беспомощная книга К., проникнутая своеобразным вульгарным народничеством и национализмом, представляет собой своеобразный отклик на сб. "Вехи". К. примыкает к группе художников патриархально-кулацкой деревни (Клюев, Клычков), но отличается от них значительной степенью деклассации, своеобразного люмпенского отщепенства.
К. всецело подчинился формальным влияниям символизма и декадентства. В сборниках его стихотворений "Звезды" и "Русский ковчег" трудно различить поэтическое лицо К.: так сильны здесь воздействия Сологуба, Брюсова и др. По содержанию стихи К. неопределенно гуманитарны. По форме — зачастую очень архаичны, пестрят образами архистратигов, архангелов и т. д. Лексика их изобилует славянизмами. В 1914 К. выпустил роман "Пламень", в котором пытался в художественной форме воплотить свои антиинтеллигентские и антигородские настроения. Роман этот отличается необыкновенно кричащей формой и исключительным обилием мелодраматических эффектов и ужасов.
В рассказах пооктябрьского периода К. разрабатывает мотивы ущемленности деревенского интеллигента, обиженного городом, затертого и головотяпством деревенской советской общественности и темнотой деревенского быта. Это подчеркивание безвыходности деревенского бытия — прямой мост к реакционному отрицанию возможности переделки деревни.
Библиография
: I. Говор зорь, изд. Пушкинского т-ва, СПб., 1909; Знойная лилия, Стихи, изд. "Союз", СПб., 1911; Пламень, Роман, изд. "Союз", СПб., 1914 (конфискован и сожжен); Трубный голос, Рассказы, Гиз, М., 1920; Звезды, Стихи, изд. "Поморье", М., 1922; Русский ковчег, изд. "Новая жизнь", М., 1922; Богобес, Драматический эскиз, изд. то же, М., 1922, и др.II. Блок А., Пламень, "Знамя труда", 1918, №151 (по поводу одноименной книги К.)., или Собр. сочин., т. VII, "Алконост"; Иванов-Разумник Р. В., Жертва вечерняя, сб. "Творчество и критика", П., 1922.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. 1, Гиз, М. — Л., 1928.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.