- Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси
— патриарх Московский и всея Руси.
Происходил из боярской семьи.
Между 1597 и 1603 годами пострижен в монашество в Соловецком монастыре при архимандрите Исидоре († 1619), а позже, когда Исидор стал митрополитом Новгородским, служил при нем.
С 3 февраля 1621 года — архимандрит Псково-Печерского монастыря.
1 января 1627 года хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского с возведением в сан архиепископа.
По описанию летописей, это был архиерей "во нравах и житии добродетелен, а к царю недерзновенен".
В 1632 году архиепископ Иоасаф был подвергнут кратковременной патриаршей опале за подпись под челобитной псковичей царю о том, "чтобы немцам в Пскове не быть" (немцы прибыли с грамотой о свободной торговле в городе и разрешением на постройку там немецкого двора). В Москве челобитная была воспринята как сопротивление верховной власти, и патриарх Филарет "отнял благословение и службу" у архиепископа Иоасафа, но в скором времени от патриарха было получено разрешение (вслед за тем, как псковичи, отправив три тысячи рублей царю, добились, чтобы немцам было велено строить гостиный двор за пределами города).
6 февраля 1634 года, по завещанию своего предшественника, патриарха Филарета, архиепископ Иоасаф был поставлен патриархом Московским. Это был четвертый русский патриарх.
С самых первых шагов своей деятельности патриарх обратил главное внимание на совершение богослужений, особенно в московских храмах. Ему стало известно, что во многих храмах Москвы богослужение совершается небрежно: пение церковное совершают наскоро, голосов в пять-шесть и более; духовенство нарушает правила церковные, сокращает службы; прихожане во время службы без всякого страха разговаривают и смеются. Желая пресечь существовавшие беспорядки, патриарх Иоасаф составил так называемую "Память", в которой давал указания о порядке ведения служб и о правилах поведения священноцерковнослужителей.
Составлением "Лествицы властем" патриарх разрешил спорный вопрос о местах, который возникал среди властей, участвовавших в Соборах и разных церковных торжествах.
Патриарх Иоасаф ревностно продолжал дело своего предшественника по исправлению и печатанию богослужебных, книг. За шесть лет правления патриарха Иоасафа было напечатано 23 книги, из них семь книг было новых, впервые после рукописного периода напечатанных.
Скончался патриарх Иоасаф 28 ноября 1640 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Труды:
Грамота, посланная 14 сентября 1635 года в Сийский монастырь о снятии святительского сана с бывшего суздальского архиепископа Иосифа и о его отправке в Соловецкий монастырь // Русская историческая библиотека. — СПб., 1875. — Т. 2, № 160. — Стб. 551—555.
Мнение Иоасафа патриарха и всего священного собора // Записки Отделения русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества. — СПб., 1861. — Т. 2, с. 372—374.
Память Иоасафа тиуну Манойлову и поповскому старосте попу Панкратию от 14 августа 1636 года о прекращении в московских церквах разного рода бесчинств // Акты Археографической экспедиции. — СПб., 1836. — Т. 3. № 264, с. 401—405.
Лествица властем // Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. — М., 1858. — Ч. 3, с. 263—267.
Литература:
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 11, с. 75—94.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 204,1221,1362.
Боголюбский М. С, протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. — М., 1895, с. 19—21. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 476, 477.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 6, 379, 385.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 131.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 98.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 15, 37, 697.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405, 1410.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 644.
Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. — М., 1909, с. 67.
Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918. — Кн. 3, с. 37—40.
Всеобщий календарь на 1917 год. — СПб., 1917, с. 103.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 1, с. 512.
Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 291.
— 1897, октябрь, с. 478.
Русский паломник. — 1888, № 45, с. 531—535.
Журнал Московской Патриархии. — М., 1944, № 9, с. 14.
— 1945, №11, 50—51.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 171—174.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1103—1104.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 294—296.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13-а (кн. 26), с. 717.
Понырко Н. В. Иоасаф I // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 78—80.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.