- Иоанн Доброзраков
(Михаил Степанович) — архиепископ донской и новочеркасский, сын священника, род. в 1790 г. в Лукояновском уезде Нижегородской губернии, умер 23 июня 1872 г. Обучался в Нижегородской семинарии и Петербургской духовной академии. По окончании курса с 24 июля 1817 г. был преподавателем в Черниговской семинарии, с 20 августа 1819 г. — бакалавром Петербургской академии по классу церковного красноречия; 21 августа того же года постригся в монашество и рукоположен в иеромонаха. В Академии он был библиотекарем; 26 июля 1821 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук, а 16 августа возведен в сан архимандрита юрьево-польского Архангельского монастыря Владимирской епархии, с оставлением при Академии; 23 февраля 1824. г. был назначен членом цензурного комитета. 14 ноября 1824 г. архимандрит Иоанн был назначен ректором Петербургской семинарии, настоятелем можайского лужецкого монастыря и благочинным над законоучителями учебных заведений. 12 марта 1825 г. за сочинение "Declinatio Hermeneuticae Sacrae" удостоен степени доктора богословия; 30 января 1826 г. назначен ректором Петербургской духовной академии и профессором богословских наук и членом Синодальной конторы. 14 января 1829 г. перемещен настоятелем в пинский Богоявленский монастырь, 17 августа 1830 г. хиротонисан во епископа пензенского и саранского. В 1832 г. он временно управлял тремя епархиями: пензенскою, нижегородскою и саратовскою; 19 января 1835 г. перемещен в Нижний-Новгород, 18 апреля 1847 г. назначен архиепископом донским и новочеркасским. В 1851—1852 гг. присутствовал в Св. Синоде; 6 марта 1867 г. по болезни уволен на покой в кременецкий Вознесенский монастырь донской епархии, где и скончался.
"Донские епарх. вед.", 1872 г., № 13; Надеждин, "История Петербург. семин."; Чистович, "История Петербург. дух. академии; "Странник", 1867 г., декабрь.
Здр.
{Половцов}
Иоанн Доброзраков
(Михаил) — архиепископ Донской и Новочеркасский.
Родился около 1790 года в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в семье священника.
Обучался в Нижегородской духовной семинарии.
16 июля 1817 года окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской духовной семинарии.
20 августа 1819 года переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
С 26 июля 1821 года — инспектор Петербургской духовной семинарии; 16 августа того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при академии.
С17 октября 1822 года — экстраординарный профессор академии.
23 февраля 1824 года назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года — ректор Петербургской духовной семинарии. В том же году 25 ноября назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений.
23 февраля 1825 года удостоен степени доктора богословия.
С 30 января 1826 года — ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы.
С14 января 1829 года — архимандрит Пинского Богоявленского монастыря.
17 августа 1830 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского.
19 января 1835 года перемещен на Нижегородскую кафедру.
13 января 1847 года возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского.
В 1851—1852 годы присутствовал в Святейшем Синоде.
6 марта 1867 года по болезни уволен на покой в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии.
Скончался 23 июня 1872 года. Погребен в Кременском монастыре в соборе за колонною правого клироса.
4 октября 1911 года при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными.
С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова.
Это был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни — монах. Он удалялся сколько возможно от человеческих обществ, от общественных развлечений. "Книга, — говорил преосвященный, — лучший наш собеседник, бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад". С этим другом святитель не расставался до самых последних дней своей жизни.
Из личных качеств святителя современники отмечали его "сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность". Он, если сам не имел чем помочь, одалживал у другого, но просящему никогда не отказывал. В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но все, что остается, раздать нуждавшимся.
Замечательные качества души влекли к нему человеческие сердца. Люди разного образования и общественного положения, насладившись его беседою, бывали "умилены, наставлены, утешены им, даже, выражаясь их языком, очарованы".
Мирно окончилась жизнь архиепископа Иоанна. Он не только ждал смерти, но и знал о ее близости в последний год своей жизни. Когда инспектор духовной семинарии, прощаясь с ним зимою, обещал посетить его в "летнюю вакацию", святитель спросил: "А когда у вас вакация начинается?" И когда услышал, что в июне, то спокойно и решительно сказал: "Не увидимся".
За полгода до смерти, по воспоминаниям близких людей, стал уже "неземным человеком".
Литература:
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 193—227. Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 245, 246. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857. Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. — СПб., 1885. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Саякт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 20,15,184,185. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400, 1406,1408.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 268. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 181, 541, 607, 676, 953,1015.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 58, 70, 73.
Перенесение останков святителя Иоанна из Кременецкого монастыря // Русский инок. — 1912, вып. 51, с. 46.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 268. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 161, 212. Донские епархиальные ведомости. — 1872, №13.
Странник. — СПб., 1867, декабрь. Известия по Казанской епархии. — 1867, № 4, с. 97. — 1869, №4, с. 98.
Православный собеседник. — Казань, 1902, ноябрь, с. 624; 1914, ноябрь, с. 4. Русский паломник. — 1911, № 48, с. 768. Русская старина. — СПб., 1879, апрель, с. 723. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 9, с. 151.
Еще о Киевском митрополите Платоне // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 417. Воспоминания бывшего альта-солиста // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 191. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 3. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 767; т. 2, с. 1634,1790. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 277.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.