- Иннокентий Борисов
(Иван Алексеевич) — архиепископ херсонский, знаменитый проповедник и ученый, род. 15 декабря 1800 г., умер 26 мая 1857 г. Сын священника г. Ельца, он обучался сначала в Воронежской, потом в Севской семинариях, в 1823 г. окончил курс в Киевской духовной академии первым магистром и был тогда же назначен инспектором и профессором Петербургской семинарии и ректором Петербургского духовного училища. 10 декабря 1823 г. он постригся в монашество и занял кафедру богословских наук в Петербургской духовной академии, был в ней инспектором, членом правления, конференции и духовно-цензурного комитета, в 1826 г. сделан архимандритом, в 1829 г. возведен в степень доктора богословия. 27 августа 1830 г. назначен ректором Киевской духовной академии; 21 ноября 1836 г., возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии, 1 марта 1841 г., перемещен на епископскую кафедру в Вологду; 31 декабря того же года сделан епископом харьковским, 15., апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа; наконец, 24 февраля 1848 г. перемещен на епархию херсонскую, где и скончался. Еще будучи студентом, он изумлял всех замечательною даровитостью. Хотя в состав первого курса только что преобразованной (в 1819 г.) Киевской академии поступили лишь самые лучшие воспитанники из семинарии киевского округа, по самому строгому выбору, тем не менее студент Борисов настолько превосходил всех своих товарищей успехами, что, по их собственному отзыву, написав в разрядном списке первым Борисова, следовало пять-шесть мест оставить пустыми и потом уже писать прочих. Семестровые сочинения он писал, после предварительного обдумывания, прямо набело, и тем не менее они были настолько хороши, что три его ученые трактата и четыре его проповеди, вместе с некоторыми другими работами его товарищей, были изданы на счет Академии в книге "Собрание опытов первого курса студентов Киевской духовной академии" (Киев, 1824 г.). Исправно слушая лекции профессоров Академии, состав которых в то время был очень хорош, и исполняя все обязательные для студента работы, молодой Иван Борисов самостоятельно изучал новейшую германскую философию и читал о ней лекции своим товарищам, увлекавшие их, пожалуй, более, чем чтения профессоров, изучал новейшее западное богословие, о котором лекции в Академии не читалось, особенно же усердно знакомился с произведениями великих церковных ораторов запада. В этих занятиях Борисова находит себе объяснение то смелое новаторство в области богословия, каким он заявил себя сразу же по занятии профессорской кафедры в Петербургской духовной академии: широко пользуясь пособиями новейшей западной богословской литературы, преимущественно протестантской, еще более проявляя самобытного научного творчества, он в своих лекциях совершенно реформировал постановку и метод богословского курса: вместо старой схоластической системы, он ввел историю догматов, создал совершенно новые отрасли богословской науки: "религиозистику" (ныне называется обыкновенно "основное богословие"), "богословие сравнительное" (оценка разных вероисповеданий с точки зрения православия), "экклезиастику" (учение о составе и юрисдикции церкви) с "символикой" (обзор символических изложений христианского учения в историческом порядке). Лекций своих как в это время, так и позже, когда профессорствовал в Киеве, Иннокентий не писал, но они отчасти сохранились в записках студентов: часть их напечатана в собрании его сочинений, другие имеются в рукописях в библиотеке Петербургской духовной академии (в коллекции митрополита Исидора), в библиотеке П. И. Савваитова, а также у некоторых киевских учеников Иннокентия. Блестящие, художественные по изложению лекции Иннокентия возбудили общий восторг и необычайно подняли интерес к науке в студентах; но старая рутина воздвигла против него гонение. Его и его товарища по профессуре Γ. Π. Павского, знаменитого филолога и гебраиста, обвинили в "неологизме". К петербургскому периоду профессорства Иннокентия относятся три замечательные его сочинения, за которые, по представлению трех членов конференции — Γ. Π. Павского, И. С. Кочетова и архимандрита Иоанна Доброзракова он в 1829 г. был возведен в степень доктора богословия: "Жизнь св. Киприана", "Жизнь св. апостола Павла", и "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". Напечатанные в "Христианском Чтении", эти и другие сочинения Иннокентия сделали этот журнал одним из наиболее распространенных в то время. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа" — одно из прекраснейших произведений русской духовной литературы до настоящего времени, показались тогда некоторым настолько либеральными, что несмотря на особенный интерес к этому сочинению в обществе, оно могло быть напечатано вновь не ранее кончины Иннокентия (в 1857 г.). Особенно блестящею и плодотворною была профессорская и ректорская деятельность Иннокентия в Киеве, где он в лице митрополита Евгения Болховитинова, этого великого ученого, нашел себе если не покровителя, то беспристрастного ценителя. Время ректорства и профессорства его в Киеве составляет, можно сказать, самый замечательный, блестящий период в истории высшего богословского образования в России. Первым делом Иннокентия по прибытии в Киевскую академию была отмена существовавшего целые столетия преподавания богословия на латинском языке. Иннокентий явился здесь новатором и зиждителем не только в области образования собственно богословского, но также и в общеобразовательной половине академического курса, к которой относятся философия, история, литература и проч. И в эту сферу Иннокентий внес небывалое дотоле оживление, указывая новые методы наук, расширяя и обновляя программы, входя сам ближайшим образом во все частности преподавания; он довольно часто присутствовал на лекциях профессоров и сообщал им свои замечания и советы. Особенное внимание обращал он на студенческие сочинения, сам назначал для них темы (большею частью исторические), иные из этих сочинений сам перерабатывал и издавал (так, например, явилась его работа "Историческое обозрение богослужебных книг", выдержавшее 4 издания). Иннокентий обладал особенным даром возбуждать в студентах любовь к ученой работе и очень многие из студентов Академии его времени впоследствии составили себе хорошее ученое имя. Однако и в это время по поводу нескольких неточных выражений в студенческих записях его лекций, читанных еще в Петербурге, Синод, по настоянию московского митрополита Филарета, назначил секретное дознание "об образе мыслей архимандрита Иннокентия". Узнав об участии в этом деле Филарета, Иннокентий адресовал ему почтительное письмо, в котором горько жаловался на несправедливые преследования с его стороны. Удовлетворенный его смирением, Филарет отвечал, что с этого времени "будет преследовать его лишь любовию своею". За вышеупомянутые неправильные выражения в студенческих записях Иннокентий был признан не ответственным, так как эти записи не были им редактированы. В это же время Иннокентий основал в Киеве новый духовный еженедельный журнал "Воскресное Чтение". В 1886 г. он был возведен в сан епископа чигиринского. Во время пребывания его в Петербурге для посвящения он был избран в действительные члены Российской Академии и в торжественном собрании ее произнес блестящую речь. Когда в следующем году скончался митрополит Евгений и кафедру киевской митрополии занял Филарет (Амфитеатров), Иннокентий вскоре оставил профессуру, посвящая свои труды исключительно обязанностям ректора и делам управления епархиального, а главным образом кабинетным ученым занятиям и проповедничеству. В это время он начал многие ученые предприятия, из которых далеко не все успел осуществить вполне, постоянно встречая затруднения то в отсутствии под руками самых необходимых научных пособий, то в разных других обстоятельствах. Ученые друзья его в Петербурге и Москве старались облегчить ему научные работы, отыскивая для него по его указаниям книги и рукописи и в русских библиотеках и у заграничных антиквариев. Из ученых работ Иннокентия за этот период назовем здесь главнейшие: 1) "Памятник Веры" — собрание символов и вероизложений христианского учения, в подлиннике и в переводах, от начала церкви до позднейшего времени. В бытность свою в Киеве Иннокентий успел провести этот колоссальный труд лишь до XII в., в последующее время он был окончен вполне, после многих задержек отпечатан, но отправленный, до выхода в свет, на окончательный просмотр автора в Одессу, в 1857 г., за его смертью так и не был издан. 2) "История соборов вселенских и поместных, в их подлинных деяниях" (acta conciliurum), — этот труд был завершен лишь в недавнее время Казанской академией, но совершенно согласно с начертанным Иннокентием планом; 3) "Вертоград духовный" — хронологический сборник лучших проповедей всех времен и народов; 4) "Церковный архив" — библиотека древних и новых сочинений по истории церкви, вроде Штриттеровой "Memoria populorum"; 5) "Памятник Унии" — сборник материалов по истории Унии; 6) издание "Палинодии" Захария Копыстенского и других замечательных противоуниатских сочинений; 7) перевод и издание полного подлинного текста "Кормчей книги" — труд, предпринятый Иннокентием по настоянию обер-прокурора Синода Нечаева; 8) подробный "Богословский Словарь"; 9) издание "Записок" Петра Могилы и его "Православного исповедания веры"; 10) "История русской церкви в связи с историей церквей славянских"; 11) "История христианства в Польше" (из этого сочинения Иннокентий напечатал в "Журнале Минист. Народн. Просвещ." две главы: "О начале христианства в Польше" и "О реформации в Польше"); 12) перевод на польский язык православной литургии, годичного круга богослужебных песнопений и Катихизиса митр. Филарета; 13) перевод того же Катихизиса на молдавский язык. Из этих ученых работ одни были вполне осуществлены самим Иннокентием, для других он собрал материалы и дал подробные программы. В 1837 г. синодальный обер-прокурор, посетив Киевскую академию, нашел ее в отличном во всех отношениях состоянии и в своем годичном отчете доложил Государю, как о чрезвычайном явлении в жизни церкви, "о новом блестящем даровании красноречия духовного, достигшем полного развития" в Киеве. Государь пожаловал проповеднику орден св. Владимира 3-й ст. Изданные Иннокентием в Киеве сборники проповедей, особенно знаменитые "Седмицы" — "Первая седмица Великого поста", "Страстная седмица" и "Светлая седмица" — быстро разошлись по всей России, с восторгом читались при Дворе и в высшем обществе. Проповедник стал всероссийскою знаменитостию. К этому времени относится начало тех обширных связей Иннокентия в высшем обществе и в правительственных сферах, а также среди деятелей науки и литературы, которые дали ему возможность в продолжение последующей его жизни принести много пользы и вне его непосредственных иерархических обязанностей. Как обширна была сфера общественного и государственного влияния Иннокентия в последние 15—20 лет его жизни, показывает оставшаяся после него коллекция его бумаг и писем к нему (хранится в Императорской публичной библиотеке). Из нее мы узнаем, что императрица Александра Федоровна и принц П. Г. Ольденбургский советовались с ним об устройстве женских учебных заведений; по поручению великого князя Константина Николаевича он составил для Морского устава главу о положении священников во флоте; ему принадлежит редакция действующего у нас доселе законодательства о браке (по поручению гр. Блудова); для Министра Внутренних Дел гр. Перовского он составил записку по возникшему в то время вопросу об употреблении евреями христианской крови; для киевского генерал-губернатора Д. Г. Бибикова по поводу происходивших на юге политических движений составил записки: "О политическом значении духовенства в юго-западных губерниях", "Об устройстве Киевского университета", и "Взгляд на управление учебными округами"; в бытность свою в Одессе Иннокентий был постоянным ближайшим советником кн. М. С. Воронцова в делах, относившихся до духовного в крае управления; он деятельно переписывался также с Министрами Народного Просвещения кн. Голицыным, гр. Уваровым и Норовым, с Министром Государственных Имуществ гр. П. Д. Киселевым, с гр. Я. И. Ростовцевым. Кроме того, Иннокентий находился в переписке с гр. Нессельроде, Княжевичем, кн. В. А. Долгоруковым, Сухозанетом, кн. Меншиковым, кн. Паскевичем, кн. Васильчиковым, кн. Ширинским-Шихматовым, гр. Строгановыми, кн. Голицыными, гр. Гендриковыми, кн. Вяземскими, Шаховскими, Оболенскими, кн. Кочубеем, гр. Потоцкими, Левашевыми, Давыдовым, Никитиным, Остен-Сакеным, Т. Б. Потемкиной и множеством других более или менее известных лиц. Главной сферой плодотворного влияния Иннокентия была, конечно, область церковного управления. Четыре обер-прокурора св. Синода — Нечаев, Протасов, Ахматов и гр. А. П. Толстой обращались к нему при всяком важном деле; его мнения спрашивали постоянно и синодские дельцы — Сербинович, Войцехович, Позняк; около двадцати архиереев вели с ним переписку об общих церковных делах. По мысли Иннокентия начато было ученое описание Московской синодальной библиотеки, осуществленное впоследствии Горским и Невоструевым, и перемещены рукописи из монастырей и других мест в духовные академии, где они и лучше сохраняются и служат предметом ученой обработки; он представлял в Синод проект по вопросу об улучшении материального быта духовенства; с ним совещались каждый раз, когда заходила речь о пересмотре программ и об изменении состава учебных предметов в духовных академиях и семинариях.
Полная оценка значения Иннокентия в этой области принадлежит, впрочем, будущему. Одно пока можно сказать: в области церковного управления, как и в других сферах своего влияния он всегда был горячим сторонником и часто инициатором всех полезных реформ за время 1834—1857 гг. Как епархиальный архиерей, он во многих отношениях являл из себя также образец для прочих архиереев своего времени: в отношениях к людям, ниже его стоявшим по положению, он отличался необыкновенною доступностью; во всех епархиях, где он епископствовал, он энергично и успешно трудился над поднятием умственного и нравственного уровня духовенства, заботился об улучшении его материального быта, улучшил порядок делопроизводства в консисториях, сам непосредственно входил во все дела духовно-учебных заведений, сам производил экзамены поставляемым в церковные степени, заботился об улучшении проповедничества в селах, об увеличении числа церквей и особенно народных школ, защищал сельские причты и простой народ от угнетения помещиков, усиленно боролся против раскола и сектантства и т. д. Любимым делом и главною заботою Иннокентия, как епархиального начальника, было восстановление упраздненных и открытие новых монастырей и скитов, которые он находил необходимыми для поднятия религиозного уровня в народе и для целей миссионерских; им восстановлены были монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский — Балаклавский; вновь учреждено несколько скитов в Крыму. Свои досуги Иннокентий с любовью отдавал научным занятиям, не одному богословию и церковной истории, но и светским наукам. В числе его сочинений есть два обширные трактата по философии: "О неологизме или рационализме" и "Взгляд на греческую философию"; он интересовался естественными науками, собрал хорошую коллекцию минералов и в Крыму не раз предпринимал геологические экскурсии; он переписывался до вопросам астрономии, космографии, нумизматики, этнографии с академиками Савичем, Сомовым, с Хавским, П. И. Савваитовым и гр. Ф. П. Литке; о политических делах Востока и о политике западных держав, о новостях западной ученой литературы — с Бурачком, Палаузовым, Казначеевым, Стурдзой; о классических и христианских древностях Греции и Афона, о религиях и литературе древнего Востока — с архимандритами Софонией и Антонином, с афинским профессором Типальдосом; со Снегиревым и Терещенко — о произведениях русского и славянского народного творчества; с Бодянским, Невоструевым и кн. М. Оболенским — о славянской и русской палеографии и о памятниках древне-русской и славянской литературы; с М. П. Погодиным, своим ближайшим другом и издателем его сочинении, с бар. Шодуаром, М. А. Максимовичем, Феоф. Новицким — о славянской и в частности польской истории; с графом А. С. Уваровым, Мурзакевичем, А. Будбергом и Ашиком о древностях Крыма и Кавказа и т. д. Особенно важны в области этих посторонних Иннокентию занятий его заслуги для археологии Крыма: ему принадлежит почин в деле изучения древностей Крыма, в частности в раскопках Херсонеса; но и кроме того в каждой из епархий, где он епископствовал, он или сам начал этнографические и историко-статистические работы, или избрал для них способных лиц; так под его руководством трудились над историей и археологией Киева Аскоченский, Максимович и другие. Вообще не было отрасли знаний, с которою бы Иннокентий не был знаком, или которою бы, по крайней мере, не интересовался. Иннокентий любил покровительствовать начинающим ученым и щедро расходовал деньги, полученные от продажи своих сочинений, на пособия нуждающимся из них, и охотно ходатайствовал за них пред своими знакомыми в высших сферах. Он близок был и со многими литераторами своего времени: с гр. А. К. Толстым, Н. Кукольником, Квиткою, Н. Ф. Щербиной и др.; Гоголь пред ним изливал свою душу в тяжелые минуты своей жизни, после удара, нанесенного ему Белинским за "Переписку с друзьями". В новом и замечательном свете выступает деятельность Иннокентия на херсонской кафедре, как деятеля политического. Русские архимандриты, состоявшие при наших миссиях в Афинах, Иерусалиме, Константинополе, Бухаресте, бывшие его товарищами или учениками по Киевской академии, его друзья, ученые греки: Пантели (переводчик на греческий язык истории Карамзина), Попандопуло (переводчик на греческий язык "Богословия" митрополита Макария), афинский купец Вальяно, афинский профессор Типальдос, греческий митрополит Агафангел, живший в Одессе, ознакомили Иннокентия подробно с положением церковных дел и с политическим настроением на Востоке; молодой болгарин, прибывший в Одессу, Н. X. Палаузов, ознакомил его подробно с бедствиями турецких славян и Иннокентий чрез греческих дипломатических агентов в России — Зографо, Негри, Делиани и Метаксу — с одной стороны, чрез русских дипломатических представителей на Востоке — Базили и В. П. Титова — с другой, старался направлять ход дел на Востоке в духе единения и мира между греками и славянами. Результатом этих забот его было построение в Константинополе, с разрешения султана и с согласия патриарха, князем Вогоридесом особой церкви для болгар и возведение в епископы образованного славянского патриота Стефана Ковачевича, с поручением ему состоять официальным представителем болгарской национальности в Турции. Знаменитому греческому богослову Константину Икономосу, благодаря ходатайству Иннокентия, дано было по Высочайшему повелению звание члена конференции Петербургской духовной академии с жалованьем в 2000 руб. Для болгар Иннокентий устроил в Одессе "Болгарское настоятельство", которое имело попечение об эмигрантах из Турции, давая им средства существования и воспитание. Когда началась война и русские войска направились в Болгарию, Иннокентий рекомендовал русскому правительству своего молодого друга Η. X. Палаузова, который был прикомандирован к русскому главнокомандующему "для сношений с болгарами" и принес много пользы. Когда театром войны сделался Крым, местные священники и иеромонахи по распоряжению своего архиерея писали ему самые подробные донесения о всем происходившем; из этих писем составился большой том, сохранившийся в бумагах Иннокентия; таким образом, он превосходно знал интимную историю крымской эпопеи и когда великие князья ехали в Севастополь, они в Симферополе целую ночь провели в совещаниях с одесским архипастырем. В Севастополе во время сражений Иннокентий бесстрашно обходил ряды войск, ободряя и благословляя героев. Но главным делом всей жизни Иннокентия было его проповедничество. Проповедовал он в храмах почти в каждый праздник и воскресный день; проповедей своих большею частию не писал предварительно, а лишь накануне произнесения тщательно обдумывал, а записывал их уже после произнесения. Тем не менее почти все его проповеди — превосходнейшие произведения истинно-ораторского искусства и настоящие образцы высоко-художественной русской речи. Как проповедник Иннокентий справедливо ставится наряду с первостепенными светилами церковного риторства. За пятью сборниками проповедей, изданными в бытность его ректором в Киеве, последовали собрания его проповедей: "К пастве Вологодской" (1841), "Беседы на четыредесятницу" (1844), "Беседы о грехе и его последствиях" (1844), "С нами Бог" беседы на Рождество Христово (1845), "Беседы к пастве Харьковской" (1847), "Слова одесские" (1855), "Слова и речи, говоренные во время нашествия неприятелей", и т. д. (1855—1856 гг.). Своею проповедническою деятельностию Иннокентий произвел, можно сказать, настоящий переворот в русской проповеди, образовав целую новую школу проповедников русских, к которой принадлежит большая часть лучших из них в последующее время. Митрополит Серафим, изложивший от лица Синода постановление о "секретном дознании его образа мыслей" и разделявший убеждение в принадлежности киевского ректора к неологам, горячо приветствовал его как проповедника: "Бог дал вам великий дар слова, — употребляйте его ко славе Его". Сам Филарет московский, придирчиво критиковавший его проповеди, не мог не сознаться, что в них "отлично много способности". Тогдашние органы печати, все до одного, восторженно отзывались о его проповедях, некоторые из них были перепечатаны в светских газетах и журналах; в "Москвитянине" рецензировали его проповеди И. В. Киреевский и С. П. Шевырев, а в "Revue critique" (ed. Cherbulier) знаменитый западный богослов — Vinet; Стурдза значительную часть их превосходно перевел на французский язык и лучший французский духовный журнал того времени, "Semeur", восторженно приветствовал гений "русского Боссюэта". Переведены были его изданные проповеди также на языки немецкий, польский, сербский, новогреческий и армянский; его проповеди первые из русских произведений этого рода стали известны в западной Европе и заслужили почет его имени. Вообще, окинув взглядом всю деятельность Иннокентия, мы должны признать его одним из замечательнейших, русских людей XIX в. Он имел огромное значение не только как богослов, церковный историк и проповедник, но оставил заметный след и в истории умственного развития русского общества вообще. Полное собрание сочинений Иннокентия в 11-ти томах издано в 1871—1875 гг.
"Материалы для биографии Иннокентия, архиеп. херсонского", издал Н. И. Барсов, 2 тома; Буткевич, "Иннокентий, архиеп. херсонский", 1887 г.; Макарий, "Биограф. записка об Иинокентие" в V т. "Учен. Зап. II отд. Акад. Наук", XXXVIII — LIV; M. Погодин, "Венок на могилу преосв. Иннокентия", 1864 и 1887 г.; Н. И. Барсов, "Иннокентий Борисов, арх. херсонский, по новым материалам", 1884 г.; собрание бумаг Иннокентия, сохраненных Н. X. Палаузовым, в Императорской публичной библиотеке.
Н. Барсов.
{Половцов}
Иннокентий Борисов
(в миру Иван Алексеевич, 1800—1857) — знаменитый русский богослов и церковный оратор, род. в г. Ельце, воспитывался в Киевской дух. акд.; в 1823 г. назначен профессором, а затем инспектором СПб. дух. акд. и принял монашество; с 1830 г. ректор Киевской дух. акд., с 1836 г. еписк. Чигиринский, викарий Киевской митрополии. В 1841 г. назначен епарх. архиереем в Вологду, в том же году перемещен в Харьков, с 1848 г. архиепископ Херсонский и Таврический. И оказал большие услуги русскому богословию, введя новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, главным же образом самобытно работая по первоисточникам православного вероучения и вовсе отвергнув метод и пособия старых схоластических курсов богословия. В продолжение 16 лет профессорства он последовательно преподавал в самостоятельной обработке все главные отрасли богословия: богословие основное (по его терминологии "религиогностика"), догматическое (история догматов им введена впервые), нравственное, пастырское, обличительное и две новых науки, им основанные: символику (история символов веры, или богословская пропедевтика) и экклезиастику (учение о церкви, ее учреждениях и пр.). Из лекций его сохранились лишь некоторые, в записях студентов (в рукописи). Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащих и учащихся в духовной академии. Многими новаторство его в богословии встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. В Киеве им совершена была самая важная реформа того времени в области духовного образования — отмена преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им же введены новые предметы преподавания соответственно современному уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений и в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Сочинения его: "Жизнь ап. Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни И. Христа" положили начало его ученой известности. В Киеве был им основан еженедельник — "Воскресное чтение", в котором он помещал главным образом свои работы. Из ряда других больших ученых предприятий его вполне было осуществлено одно, "Памятник веры" — собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но, быв отпечатан к концу жизни И., "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы: "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Ж. М. Н. Пр.", но в целом виде сочинение не появилось); переводы на польский язык катехизиса митроп. Филарета, "Разговоров между испытующим и уверенным о православии греко-российской церкви", его же, литургии Златоуста и годичного круга церковных песнопений; "Вертоград духовный" — сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" — библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие другие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (напр. "Собрание церковных правил" и "Деяния вселенских и поместных соборов"). Несколько статей его по философии напечатаны в журналах. Более всего им сделано по археологии: ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры — академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. Он много сделал для славянства и для греков. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое до освобождения Болгарии давало у себя приют и образование сотням болгарских юношей, с пользой потом трудившихся для свой родины. Главным образом знаменит И. как проповедник. Владея необычайным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда сильное впечатление на слушателей. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России и переведены по частям на иностранные языки — французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант И. развился, главным образом, на изучении Златоуста, Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада; по проповеднической манере его обыкновенно приравнивают к Боссюэту. Полное собрание проповедей и других сочинений И. издано в СПб., в 1871— 74 г. Как епархиальный начальник, И. особенно любил возобновлять (в Харьковской и Вологодской епархиях) и вновь устраивать (в Крыму) монастыри, строить и украшать церкви; много заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По званию присутствующего в Синоде и по близким отношениям к четырем следовавшим один за другим обер-прокурорам Синода, а равно к своим собратьям — архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, И. имел большое влияние на общий строй церковной жизни и ход церковных дел, по крайней мере в течение четверти столетия. Настоящей биографии И. доселе не написано. См. М. П. Погодин, "Венок на могилу И." (1864); "Материалы для биографии И." (собр. проф. Н. И. Барсовым, 1884 и 1887 г.); "И., архиеп. Херсонский, по новым материалам" (речь Н. И. Барсова, 1884 г.); свящ. Буткевич, "И., архиеп. Херсонский" (СПб., 1887 г.). Главный материал для его биографии составляет собрание писем к нему и других его бумаг, находящихся в рукописях Имп. Публичной библиотеки.
Н. Б.
{Брокгауз}
Иннокентий Борисов
(Иван Алексеевич) — архиепископ Херсонский и Таврический.
Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию.
Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.
В1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца — еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года — во иеромонаха.
10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии.
За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро.
16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Иннокентий вскоре затмил своими лекциями всех профессоров академии. Он читал обличительное, затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками, и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов.
За 6-летний период службы в Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. В это время он прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень — доктора богословия.
Однако можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. "Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид" — вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.
27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской духовной академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшил материальное и бытовое положение воспитанников академии. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив, и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
3 октября 1836 года в Санкт-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской духовной академии.
В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением "Догматического сборника", который явился настоящим памятником Православной веры, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
1 марта 1840 года последовало назначение преосвященного Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.
31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "с этим Владыкою не шути!" Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий — Харьковский епископ.
В Харьковской епархии, наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: "Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню, однажды позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие, три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он — Царство ему Божие — всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. "А, здравствуйте, отец! — был его привет, — садитесь около меня". Со всею скромностью я ему отвечал: "негде, Вы сами, Владыка, на книгах". Он улыбнулся и сказал: "Правда! Но сказать ли Вам — тут-то, вот в них-то и покой нам. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия, возвышают послания апостола Павла, услаждают послания апостола Иоанна Богослова, проникнутые и дышащие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14, 15, 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описывается прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными Его учениками. Советую и Вам то же делать" — и прибавил — "читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышается дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь, у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке — я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. Оттого у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено".
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятой Богородицы, Живоносному Гробу и других.
15 апреля 1845 года "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
1 апреля 1847 года он был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсонскую.
По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России. Жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря. Источником его проповеднического таланта было его сердце, полное высокой и искренной любви ко Христу и ближним, к истине, ко всему доброму и прекрасному.
В новой своей епархии архиепископ Иннокентий заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера — истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах.
За доблестное служение Церкви и Отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда правительственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов Слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, Архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 года, именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками, несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!". После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников, коленопреклоненный, незаметно скончался.
Труды:
Сочинения: в 12 т. — СПб., 1900—1901. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви. — 3-е изд. — Киев, 1857.
Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к разным лицам. — СПб., 1885. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому. — М., 1869. Слова к пастве Вологодской. — Вологда, 1860. Слово по прочтении Высочайшего манифеста 14 марта 1848 г. — СПб.
О великих Господских и Богородичных праздниках.— Киев, 1835; 2-е изд. — Харьков, 1843. О грехе и его последствиях: Беседы на Святую Четыредесятницу. — Харьков, 1844. О путях Промысла Божия в жизни человеческой.
Падение Адамово: Беседы на Великий пост 1847 года.- СПб., 1847.
Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Памятник веры.
История Соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях.
Вертоград духовный.
Церковный архив.
Памятник унии.
Палинодий. Издание книги Захарии Копыстенского.
Подробный Богословский словарь.
История Русской Церкви в связи с историей церквей славянских.
Не унывай (стихотворение) // Душеполезный собеседник. — 1905, с. 148—151.
Литература:
Погодин М. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического. — М., 1867.
Буткевич Т. И., священник. Иннокентий, архиепископ Херсонский. — СПб., 1887. Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. — Тула, 1910, с. 210.
Барсов Н. И. Архиепископ Иннокентий Борисов по новым материалам для его биографии. — СПб., 1884.
Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия Борисова, архиепископа Херсонского и Таврического: в 2 т. — СПб., 1884—1888. Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. — СПб., 1905— 1915, с. 104—105.
Макарий. Биографические записки об Иннокентии // Ученые записки второго отделения Императорской Академии наук: в 7 кн. — СПб., 1854— 1868,1859, кн. 5, XXXVIII-IV. Архангельский Н. Иннокентий, архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности. — Казань, 1889. Палимпсестов И. Мои воспоминания. — СПб., 1888.
Нилус С. Служка Божией Матери и Серафимов. — М., 1904.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911, т. 4, с. 67, пр. 1, 261, 801; т. 5, с. 12, 58,110 до 704. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 293. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-. церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397, 1403,1416.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 10, 20, 489, 733, 966.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 20.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 131.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 300,788,792,794,795,796, 797, 888.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 293. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 17, 96, 249—252.
Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, ч. 1, с. 128, пр. 1; ч. 2, с. 36. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. — М., 1852—1858, отд. 1, с. 27. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 826, 827.
Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 136. Афонская летопись // Душеполезный собеседник. — 1898, октябрь, с. 303, 304. Труды Киевской духовной академии. — 1884, июнь, с. 258; август, с. 583, 593; сентябрь, с. 132.
— 1885, июнь, с. 314; июль, с. 472;
август, с. 671; сентябрь, с. 156, 311.
— 1886, январь, с. 119; февраль, с. 261; апрель, с. 603; май, с. 142; август, с. 640; сентябрь, с. 178; октябрь, с. 32; ноябрь, с. 542; декабрь, с. 732.
— 1888, ноябрь, с. 118—127.
— 1889, август, с. 632—646.
Известия по Казанской епархии. 1887, № 17, с. 429.
— 1907, № 24, с. 721—722.
— 1903, № 3, с. 21; № 9, с. 652.
Самарские епархиальные ведомости. — 1886, № 11, с. 226; № 12, с. 250.
— 1901, № 2, с. 99.
Миссионерское обозрение. — СПб., 1901, с. 146.
Странник. — СПб., 1887, май, с. 3.
— 1888, сентябрь, с. 113.
Христианское чтение. — СПб., 1872, июнь, с. 183—229.
— 1884, январь-февраль, с. 188—220;
март, апрель, с. 489; июль-август, с. 99—161.
— 1885, май-июнь, с. 732—740, 798.
Исторический вестник. 1884, февраль, с. 336, 342; ноябрь, с. 454.
— 1885, май, с. 3, 75; декабрь, с. 35.
— 1888, январь, с. 1; март, с. 726;
ноябрь, с. 10.
— 1890, август, с. 408.
— 1895, февраль, с. 650.
— 1900, июнь, с. 795.
Русская старина. 1874, январь, с. 137,138.
— 1876, октябрь, с. 309.
— 1878, февраль, с. 203, 203; апрель, с. 547—549, 552, 562; ноябрь, с. 373—376, 396, 397—398.
— 1879, апрель, с. 651—708, 795;
май, с. 189—204; июнь, с. 367—370; сентябрь, с. 137—150,161, 350.
— 1880, январь, с. 112,123,126; февраль, с. 434; июнь, с. 225; ноябрь, с. 789; сентябрь, с. 215.
— 1881, июнь, с. 204, 205, 318; апрель, с. 781, 791, 794; октябрь, с. 346; ноябрь, с. 575—581.
— 1882, апрель, с. 187.
— 1883, июнь, с. 671, 673; июль, с. 191—194.
— 1886, январь, с. 183,184.
— 1887, апрель, с. 139.
— 1910, июль, с. 86.
Православное обозрение. — 1871, т. 3, 1—12, с. 614.
— 1872, т. 1,1—6, с. 262.
Церковный вестник. — 1891, № 25, с. 392.
— 1908, № 31, с. 970.
Душеполезное чтение. — 1900, ч. 3, с. 4, 6, 607—623.
Воскресный день. — М., 1887—1917, 1900, № 52, с. 618.
Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 4, с. 70.
— 1957, № 4, с. 61—67.
— 1958, № 2, с. 38; № 4, с. 29—31; № 9, с. 52, 54.
— 1959, № 4, с. 61, № 11, с. 39.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. доп. 2, с. 364—403,1908, май, с. 241—257.
Прибавления к "Церковным ведомостям". 1889, № 17, с. 464, прим.
— 1897, № 8, с. 299.
— 1900, № 31, с. 1223—1236; № 52, с. 2167—2173; № 50, с. 2072—2076.
— 1903, № 37, с. 1421.
Православный собеседник. — Казань, 1874, январь, с. 119.
— 1885, февраль, с. 201—214.
— 1897, июль, с. 6—13.
— 1898, май, с. 192.
— 1899, февраль, с. 334; апрель, с. 425—442; май, с. 701.
— 1902, сентябрь, с. 125,312.
— 1913, апрель, с. 184.
Русский паломник. — 1900, № 50, с. 842—844;
862—866.
Русский инок. — 1911, февраль, вып. 4, с. 65;
сентябрь, вып. 41—42, с. 24.
— 1912, вып. 49, с. 46—51.
Русский архив. — 1871, № 7, с. 1136,1307; 1895, кн. 2, № 6, с. 178; № 7, с. 277—278.
— 1900, кн. 1, № 1, с. 25.
— 1904, кн. 2, № 5, с. 50.
— 1912, № 7, с. 444.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — 1887, кн. 3, с. 245, 246, 249, 282, 287, 362, 369, 374, 381.
Из записок сенатора К. Н. Лебедева. 1854 г. // Русский архив. — 1888, кн. 2, с. 365; 1889, кн. 1, с. 149, 521.
Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским // Русский архив. — 1888, кн. 3, с. 592—597.
Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова // Русский архив. — 1889, кн. 3, с. 425. Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — 1893, кн. 1, с. 144, 216.
Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском // Русский архив. — 1893, кн. 2, с. 177—182.
Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. — 1897, кн. 2, с. 176, 596. Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. — 1898, кн. 1, с. 303—304. Граф Остен-Сакен — его письма // Русский архив. — 1898, кн. 2, — с. 116,117,121. Воспоминания Н. Д. Богатинова // Русский архив. — 1899, кн. 1, с. 662.
Дневник И. М. Снегирева // Русский архив. — 1903, кн. 1, № 2, с. 220, 246; № 3, с. 372; кн. 3, с. 91.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 713; т. 5, с. 954; т. 10, с. 619.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 241, 944, 945; т. 2, с. 2271, 2275.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 10, с. 723; т. 11, с. 162.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 48, 71, 74.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 110—115.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.