- Анохин, Сергей Николаевич
(01.04.1910—15.04.1986) — заслуженный летчик-испытатель СССР (1959, первый с таким званием), заслуженный мастер спорта СССР (1950), Герой Советского Союза (1953), лауреат Государственной премии (1953), полковник. В 30-х годах летал на планерах. В 1933 г. по его инициативе впервые в мире был осуществлен полет трехпланерного поезда. В начале Великой Отечественной войны командовал эскадрильей Центрального аэроклуба СССР. С 1943 г. на испытательной работе. Работал в ЛИИ. 17 мая 1945 г. во время испытательного полета потерял глаз. Добился возвращения в строй. Испытывал МиГ-15, МиГ-19, Ту-104, планер КТ, самолеты-снаряды и др. Всего освоил 200 типов самолетов, совершил 305 парашютных прыжков. Был инструктором-методистом по подготовке космонавтов. Автор книги "Путь в небо". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Анохин,
Сергей НиколаевичРод. 1910, ум. 1986. Летчик-испытатель, заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), полковник, Герой Советского Союза (1953), заслуженный мастер спорта (1950). Лауреат Государственной премии СССР (1953).
Анохин, Сергей Николаевич
(1.4.1910—15.4.1986). Летчик-испытатель. Родился 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1910 года в городе Москве в семье служащих. По национальности русский. В 1926 году окончил 7 классов средней школы в Замоскворечье. После окончания школы работал разнорабочим: укладчиком шпал на железной дороге, слесарем на электроподстанции, колол лед на улицах. В 1928 году Сергей Анохин окончил автомобильные курсы и стал работать шофером автобуса. Однажды старший брат Леонид выиграл по осоавиахимовской лотерее лыжи и подарил билет Сергею. Он пошел за лыжами и узнал, что среди выигрышей есть и полет над Москвой на самолете. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полет. По меткому выражению Ярослава Голованова, "так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация "выиграла" Сергея Анохина". Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошел медкомиссию. Тогда Сергей решил заняться планеризмом. В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова. В 1930-м окончил Московскую планерную школу. После этого, продолжая работу в автобусном парке, он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. С января 1931 года С. Н. Анохин — в Высшей летно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле. В ноябре того же года он закончил ее и, как один из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного летного отряда. В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральную летную школу Осоавиахима в Тушино, а в 1933-м — Высшую парашютную школу. Таким образом, С. Н. Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, а также полеты как на планерах, так и на самолетах. 1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле Сергей Николаевич впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на одноместном планере — 15 часов 47 минут (на планере ПС-1). 1934 год стал знаменательным в биографии Сергея Николаевича. В мае 1934 года он участвует в первом буксировочном перелете трех планеров Г-9 за самолетом Р-5 (пилоты планеров — С. Н. Анохин, Н. Я. Симонов, И. И. Шелест; пилот Р-5 — Н. Д. Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и вскоре с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 года С. Н. Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент по испытанию планера "Рот-Фронт-1" с преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учеными и конструкторами ЦАГИ. По расчетам известного ученого-аэродинамика В. П. Ветчинкина планер должен был разрушиться на скорости 220 км/час. По мнению другой группы ученых (в числе которых был и конструктор планера О. К. Антонов) это должно было произойти на скорости около 300 км/час. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, очень близкой к той, которую рассчитал В. П. Ветчинкин. С. Н. Анохин благополучно спасся на парашюте. 18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает всесоюзный рекорд продолжительности полета — 32 часа 11 минут (на планере Г № 2). Тогда же, в октябре 1934 года, С. Н. Анохин выполняет экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере "П. П. Постышев" и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полета — 2340 метров (на планере Г № 2). В 1934 году в Феодосии вышел "Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ", написанный С. Н. Анохиным и Н. Я. Симоновым, в котором они обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работы в школе. В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание "Мастер планерного спорта СССР", а в 1935-м за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет! В те годы в ВЛПШ обучалась группа турецких планеристов, среди которых находилась и приемная дочь президента Турции Ататюрка — Сабиха Гет Чен. Турки освоили парение на планере, прыжки с парашютом. Затем Ататюрк обратился к правительству СССР с просьбой направить в Турцию инструкторов ВЛПШ для организации общества "Турецкая птица" (аналог нашего Осоавиахима) и обучения турок планеризму и парашютным прыжкам. Для этого в Турцию были командированы инструкторы ВЛПШ С. Н. Анохин и М. Ф. Романов. Они отбыли из Одессы 11 апреля 1935 года. Вскоре в Турцию приехала жена Сергея Николаевича — известная планеристка Маргарита Карловна Раценская (в свое время она была его ученицей в ВЛПШ). Командировка планировалась на 3 месяца. Однако домой семья Анохиных вернулся лишь в январе 1940 года — через 57 (!) месяцев разлуки с Родиной. Они обучали турок полетам на самолетах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму; ими было подготовлено несколько сотен пилотов. С. Н. Анохин даже научился бегло разговаривать на турецком языке. Там же, в Анкаре, в декабре 1937 года, у семьи Анохиных родился первенец — сын Сергей. После возвращения в СССР Сергей Анохин работает в Центральном аэроклубе в Тушино: сначала командиром планерного звена (январь-март 1940), потом — командиром планерного отряда (март 1940 — сентябрь 1941). В 1940 году у С. Н. Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер практически потерял управление. Однако летчик сумел выполнить благополучную посадку. С сентября 1941 года Сергей Николаевич — командир планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба. В ноябре 1941 года С. Н. Анохину присвоено звание "Мастер парашютного спорта СССР". С декабря 1941 года Сергей Николаевич— в армии, ему присвоено воинское звание "старший лейтенант". Он назначен командиром отряда испытательной авиа эскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озерах. В одном из полетов на планере в 1942 году в воздухе сорвалась обшивка с центроплана и разрушилась проводка управления элеронами. Создалась критическая ситуация. Однако С. Н. Анохин не бросил опытную машину и сумел мастерски выполнить посадку. Зимой 1942 года у самолета-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Летчик сумел благополучно посадить самолет. К сожалению, так было не всегда. В том же 1942-м, при испытаниях планера А-7 на штопор, С. Н. Анохин был вынужден воспользоваться парашютом. В августе-сентябре 1942 года С. Н. Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху легкого танка Т-60 методом буксировки за самолетом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлетов и один полет на буксире за самолетом ТБ-3 (2 сентября 1942 года). Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно, и летчик П. А. Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С. Н. Анохин благополучно произвел посадку на Быковском аэродроме (взлет производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены. Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира летного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942—1943 годов он совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты. В апреле 1943 года С. Н. Анохиным и летчиком Ю. Желютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлет планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после выполнения перелета к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолетах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нем находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведен взлет на коротком тросе за самолетом СБ. Жизнь раненых была спасена. За этот подвиг С. Н. Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени. В июне 1943 года по личному распоряжению члена Государственного Комитета Обороны Г. М. Маленкова С. Н. Анохин откомандирован в Летно-исследовательский институт для проведения испытаний самолета "302" — одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. К сожалению, из-за недоведенности двигателя самолет был испытан лишь в планерном варианте. В сентябре 1943 года С. Н. Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу. 5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолета, снабженного турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся мотор. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолета на свой аэродром и уже на пробеге покинул кабину горящего самолета. Пожар был ликвидирован, опытный самолет спасен. 15 мая 1944 года С. Н. Анохин выполняет первый полет самолета Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с, и проводит его испытания. В это же время он проводит летные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность летчика в полете; выполняет ряд испытательных полетов на высотном самолете-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров. Сложность этих полетов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолете. В марте 1944 года С. Н. Анохину присвоена квалификация "летчик-испытатель 3-го класса", в июле 1945-го — "летчик-испытатель 2-го класса". 17 мая 1945 года С. Н. Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолета не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было сделать 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придется выполнять 13 режимов. Число "13" оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолета отломилось крыло. Летчику стоило огромных усилий и самообладания сбросить фонарь и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолета. С. Н. Анохин получил тяжелые ранения и потерял левый глаз. Через два месяца, после выхода из госпиталя, перед летчиком стал выбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С. Н. Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к летно-испытательной работе в ЛИИ и сразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний. В 1947—1948 годах совместно с С. Амет-Ханом и Н. С. Рыбко он проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30) конструкции П. В. Цыбина. Эти летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол — 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Для изменения центровки применялись заполняемые водой баки в фюзеляже ЛЛ. В полетах была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87 (на ЛЛ-2). Во время этих испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях. В полетах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу. В августе 1947 года С. Н. Анохину присвоена квалификация "летчик-испытатель 1-го класса", а в 1949 году — воинское звание "полковник". В 1947 году С. Н. Анохин прикомандировывается к ОКБ А. С. Яковлева. Там он выполняет первые полеты и проводит испытания Як-25 (2 ноября 1947), Як-30 (8 сентября 1948), Як-23УТИ (29 марта 1949), Як-50 (9 августа 1949); участвует в испытаниях Як-19 и Як-20. 22 марта 1950 года на самолете Як-50 С. Н. Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли — 1170 км/час (М=0,98). Одновременно с работой в ОКБА. С. Яковлева С. Н. Анохин проводит испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 году), а также Су-15 (в 1949 году). 3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось покинуть самолет из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала, и летчик был вынужден вручную сбрасывать фонарь кабины. Когда это не удалось, С. Н. Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел выбраться из кабины в образовавшееся пространство между фонарем и бортом самолета, и благополучно выпрыгнуть с парашютом. Летом 1949 года Сергей Николаевич провел скоростные рулежки первого отечественного сверхзвукового (по расчетам) самолета Су-17 ("Р"). Из-за закрытия ОКБ П. О. Сухого работы по этому самолету были прекращены. С. Н. Анохин также принимал участие в испытаниях самолетов Су-11 (1947 год), Як-16 (1947 год), И-215 (1948 год), Ла-174 (1948 год), И-320 ("Р-2") (1950 год), Як-11У (1951 год), Як-18У (1951 год). В 1951 году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы "Бурлаки". Эта система была разработана для увеличения дальности полета истребителей для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Пилот МиГ-15бис в полете производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полет в безмоторном режиме. В феврале 1951 года Сергей Николаевич был представлен к званию Героя Советского Союза, однако представление не было реализовано. В 1951—1953 годах совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ("Комета-3"). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа "воздух-корабль" в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. После отцепки автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. Летчик должен был контролировать работу автоматической системы и, в случае ее отказа, переключить управление на себя. При подходе к цели автоматика выключалась, и самолет-снаряд приземлялся на аэродром. За проведение этих испытаний Сергея Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза, он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР). Все это время С. Н. Анохин не порывает связи с планерным спортом. Он руководит планерной секцией Совета ДОСААФ, участвует во Всесоюзных планерных состязаниях. За выдающиеся достижения в авиационном спорте в 1950 году Сергею Николаевичу присвоено звание "Заслуженный мастер спорта СССР", в 1951-м — звание "Судья всесоюзной категории по планеризму", а в 1956 году он удостоен диплома Тиссандье, присуждаемого ФАИ, что свидетельствует о мировом признании заслуг С. Н. Анохина. Во второй половине 1950-х годов Сергей Николаевич занимается испытаниями самолетов Ту-104 (1956 год), Як-26 (1956 год), Як-28 (1958 год), проводит испытания МиГ-19 на динамический потолок (1953 год), МиГ-21Ф на штопор. В 1957 году С. Н. Анохин совместно с Г. М. Шияновым проводит испытания СМ-30 —системы запуска самолета МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта (27 мая и 3 июня 1957 года) на самолете с подвесными баками. После нескольких катастроф самолетов Ту-104, причины которых так были неясны, в 1958 году Сергеем Николаевичем проведены сложные испытания самолета Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в 1959 году — испытания Ту-16 на срыв и сваливание. 17 февраля 1959 года С. Н. Анохину в числе первых 10 летчиков было присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР", ему был вручен знак № 1! В феврале 1959 года он проводит работу по определению возможности вывода самолета из перевернутого штопора в слепую (испытания проводились на самолете МиГ-15УТИ). В 1960 году Сергей Николаевич выполнил несколько десятков полетов на летающей лаборатории Ту-104, созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервые столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами. 21 декабря 1960 года в испытательном полете на Ту-16ЛЛ возникла критическая ситуация. Экипаж был вынужден покинуть самолет. Фонарь командира экипажа, которым в том полете был С. Н. Анохин, не сбросился, и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился богатый опыт парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г. Н. Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа, и, скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. После чего отделился от самолета и благополучно раскрыл парашют. Параллельно с испытаниями самолетов С. Н. Анохин занимается и испытаниями планеров. Он проводит испытания планеров А-13 (1958 год), А-15 (первый вылет — 26 марта 1960 года), "Амур" (1961 год), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 год). В августе 1962 года С. Н. Анохин был по здоровью списан с летно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника летно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал более 20 лет жизни. Опять встал вопрос: что делать дальше? И тут на помощь пришел Сергей Павлович Королев. Они были хорошо знакомы по Коктебелю, но после этого долго не виделись. И вновь встретились лишь в 1963 году, во время проведения мероприятий, посвященных 60-летию советского планеризма. С. П. Королев пригласил С. Н. Анохина на работу в свое ОКБ, обещая в скором времени полет в космос. Сергей Николаевич откликнулся на это предложение и с мая 1964 года стал начальником методического отдела ОКБ-1 (НПО "Энергия"). Он прошел курс подготовки к космическим полетам, был зачислен в отряд космонавтов, однако после смерти С. П. Королева к полету в космос допущен не был. Вместо него полетел другой космонавт, и в сентябре 1966 года С. Н. Анохин был отчислен из отряда космонавтов. После этого он продолжал работать начальником методического отдела, руководил подготовкой гражданских космонавтов. С марта 1974 года С. Н. Анохин — начальник сектора НПО "Энергия", а с февраля 1977 года — заместитель командира отряда космонавтов — ведущий инженер НПО "Энергия". Благодаря его поддержке и помощи в отряд космонавтов были зачислены инженеры ОКБ А. С. Елисеев, В. Н. Кубасов, В. И. Севастьянов, Н. Н. Рукавишников, О. Г. Макаров, В. В. Лебедев, Г. М. Гречко, В. В. Аксенов, А. С. Иванченков, В. В. Рюмин, которые стали известными летчиками-космонавтами, дважды Героями Советского Союза. Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небо в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвященных 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года. За время своей летной деятельности С. Н. Анохин освоил около 200 типов самолетов и планеров, провел уникальные по своей сложности испытания; им выполнено более 250 парашютных прыжков (из них 6— вынужденных). Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Герой Советского Союза полковник Сергей Николаевич Анохин был награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени; орденом Красной Звезды, 14 медалями (в том числе — медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени), а также медалью Китайской Народной Республики. Его именем названа улица в Жуковском, а также малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года. На доме, где он жил (г. Москва, Кудринская площадь, дом 1), сооружена мемориальная доска.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.