- Грушевский, Михаил Сергеевич
[Михайло Грушевський, 1866—] — украинский историк, историк литературы и писатель. Род. в семье педагога, юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии. В 1890 Г. окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету; вскоре эмигрировал за границу. В 1894, когда во Львовском университете была основана кафедра всемирной истории, Г. было предложено занять эту кафедру. Постепенно Г. становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: в 1895 он стал редактором "Записок Наукового Товариства iмени Шевченка", а в 1897 был избран председателем этого общества. В 1898 по инициативе Г. были основаны сыгравшие в истории украинской литературы большую роль журнал "Литературно-науковий вiстник" и издательство "Видавнича спшка". Литературная деятельность Г. началась в 1884, когда он, еще будучи гимназистом, напечатал в "Дiлi" и "Зopi" несколько рассказов на украинском яз. В 1891 была издана в Киеве первая историческая работа Г. — "Очерк истории Киевской земли", в 1894 — "Барское староство". Во Львове Г. написал и издал большинство своих исторических работ: "Виiмки з жерел до iстоpiï Украïни-Руси" (Л., 1895), "Описи королiвщини в землях руських XVI в." (Л., 1895—1903, 4 тт.), "Розвiдки и матерiяли до icтоpiï Украïни-Руси" (Л., 1896—1904, 5 тт.) и восьмитомную "Icтоpiю Украiни-Руси", над окончанием которой продолжает работать и в настоящее время. После революции 1905 Г., продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем "Наукового Товариства", пытается занять кафедру в Киевском университете, но получает жестокий отпор со стороны черносотенной профессуры. Он руководит деятельностью "Наукового Товариства в Киïвi", переносит сюда издание "Литературно-наукового вiстника". В 1914 Г., после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где был арестован и выслан в г. Симбирск. После Февральской революции Г. возвращается на Украину, где избирается председателем Центральной рады и остается там до печального конца этого соглашательского парламента. Историк-идеалист, недооценивавший роль пролетариата и выступивший против его диктатуры во имя "общенационального" движения, опиравшегося на "крестьянство в целом", Г. оказался недальнозорким, мелкобуржуазным политиком и стал игрушкой в руках поднявшихся кулацких контрреволюционных сил. Политика Центральной рады, испугавшейся победы пролетариата и призвавшей немцев на Украину, увенчалась "скоропадщиной", во время разгула которой и самому Г. пришлось жить на нелегальном положении. В 1919 Грушевский очутился в лагере украинской эмиграции. С 1922 у Г. началось расхождение с эмиграцией; он занялся исключительно научной работой, написал пятитомный труд по истории украинской литературы. В эмиграции Г. проявил себя как противник ориентации на Польшу Пилсудского и как противник интервенции. Порвав с эмиграцией, Грушевский занялся переоценкой ценностей, что и привело его, как и многих его последователей, на сторону советской власти. Как член Украинской академии наук Г. в 1924 переезжает в Киев, "намереваясь, — как говорит он в своей автобиографии, — повести интенсивную научную работу в новых условиях — на непосредственную пользу украинских рабоче-крестьянских масс и социалистического строительства на Украине". В настоящее время Г. состоит председателем исторической секции первого отделения академии, редактирует исторический журнал "Украïна"; на последних выборах избран в члены Всесоюзной академии наук. В историю украинской литературы Г. войдет как беллетрист, драматург и историк литературы. Беллетристика Г. была или увлечением юности или опытами ученого, пытавшегося найти в художественном творчестве отдых от научных трудов. Из двадцати рассказов Г. некоторый литературный интерес представляют только рассказы на исторические темы: "Ясновельможний сват", "Розмова з Кривоносом", "Вихрест Олександер", "Як ми стрiчали новий рiк". Большее значение имеют его две исторические драмы: "Хмельницький в Переяславi" и "Ярослав Осмомисл", написанные в ссылке. В первой из этих пьес Г. остановился на переговорах Хмельницкого с послами короля Яна Казимира, использовав дневник Мясковского и свой богатый научный багаж. Но все же значение этой пьесы заключается только в ярких исторических фактах и ценных наблюдениях историка; как драматическое произведение пьеса "Хмельницький в Переяславi" очень слаба. Зато трагедия "Ярослав Осмомисл" насыщена действием и подлинным драматизмом.
Сюжетом для этой трагедии послужила запись в Ипатьевской летописи [от 1173] об изгнании галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери "смерда". Здесь автор пытался реконструировать язык и быт начала XII в., но эта попытка не увенчалась успехом. Главным вкладом Г. в литературоведение является его "Iсторiя Украïнськоï литератури", труд еще незаконченный (вышло пять томов), но уже являющийся основным источником в области изучения древней украинской литературы. В основе труда — мысль о том, что исследование так наз. "древнерусской литературы" требует специального украинского подхода. Г. высказывается против того общерусского взгляда, которым руководствовались прежние исследователи "древнерусского наследства", в том числе и историк украинской литературы, академик С. А. Ефремов, полагавшие, что так наз. "древнерусская литература" послужила корнем не только для украинской, но и для русской литературы. Г. подвергает радикальному пересмотру вопрос "о древнерусском наследстве". Устанавливая преемственность между "древнерусской" и украинской литературой, он оспаривает эту преемственность у русской литературы, опираясь на труды многочисленных своих предшественников и гл. обр. на богатый мало исследованный материал. Первые три тома "Iсторï Украïнськоï литератури" охватывают устное творчество и начало развития письменности. Очень интересный четвертый том посвящен устному творчеству поздней княжеской эпохи и переходных веков XIII — XVII. Здесь центральное место занимает вопрос о происхождении былинного эпоса как эпоса украинского, что представляет большой интерес и для русских исследователей. Г. считает, что значительная часть былинного эпоса в его первичной форме зародилась на Украине и тут же развилась на протяжении княжеско-переходной эпохи. Пятый том "Iстоpiï украïнськоï литератури" посвящен культурным и литературным течениям на Украине в XV — XVI вв. и периоду "первого возрождения" [1580—1610]. Свой метод исследования литературы Г. называет "социологическим методом": он пытается понять литературное произведение как "социальный факт" и определить его "социальную функцию". Являясь последователем французского социолога Дюркгейма и не будучи в состоянии понять великий закон классовой борьбы, Г. вносит в свои ценные работы массу эклектизма.
Библиография
: I. Отд. изд.: Грушевський М., Пiд зорями, Оповiдання, начерки, замiтки, iсторичнi образи, вид. "Рух", Харкiв; Грушевський Михаило, Icтopiя украïнськоï литератури, т. I — III, Киïв — Львiв, 1923; т. IV, ДВУ, Киïв, 1925; т. У, ДВУ, Киïв, 1926.II. Юбiлей академика М. С. Грушевського, изд. юбил. к-та, Киïв, 1927; Багалiй Д. I., акад., Нарис icтоpiï Украïни на соцiяльно-скономичним грунтi, т. I (Глава, посвященная месту Грушевского в украинской историографии), ДВУ, 1928.
К. Буревой.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.