Григорьева, Татьяна Петровна


Григорьева, Татьяна Петровна

(р. 18.12.1929) — спец. по традиц. учениям Востока; д-р филол. наук, проф. Окончила Моск. ин-т востоковедения (1952), асп. Ин-та вост. языков при МГУ (1957). С 1958 работает в Ин-те востоковедения АН СССР (РАН), с 1988 — вед. н. с. Докт. дисс. — "Японская художественная традиция" (1980). Традиц. учения Востока Г. сопоставляет с древ-негреч., европ. и рус. филос. Проводится взгляд, согласно к-рому недуальная модель мира, принцип недвойственности ("это есть то") характеризует буддийский Восток; дуальная ("то или это") характерна для зап. миропонимания, исходящего из греч. филос. Одну из причин несовпадения Г. видит в противоположности представлений о характере и истоке сущего — в том, что если для греков изначален Хаос (по Гесиоду), выправляемый имманентным Бытию Логосом (вследствие чего борьба, действие во имя исправления изначально несовершенного мира становятся принципом поведения и причиной ист. драматизма, трагического мироощущения), то на буддийском Востоке, напротив, изначальны Неопределенность, Небытие, Великое Единое, Природа Будды, т. е. потенциальное совершенство, Свет, к к-рому все восходит, если следует правильному Пути, Дао — подвижному равновесию инь-ян, положительной обратной связи, или Нулевому, Срединному пути в буддизме Г. считает, что вост. мудрецы не могли мыслить категориями Хаоса-Космоса, не признавая закона противоречия, веря в конечное преодоление несовершенного мира, творимого Неведением. Отсюда — принцип Недеяния, ненарушения естеств. ритма. С этим связывается различие в ценностных представлениях, в методах познания, акцент на логике у одних, на интуиции у др. Но это, подчеркивает Г., две взаимонеобходимые стороны единого Знания, и в XX в. происходит снятие двойственности, противопоставления одного др., "встреча сторон по всем параметрам материально-духовного мира", переплетение Дао (пути Вселенской Эволюции) и Логоса (целевой установки мира). Можно говорить, считает Г., о близости рус. филос. вост. учениям в силу приоритета Истины, к-рая есть Целое. Их сближает то, что отличает рус. филос. от классич. ев-роп.: устремленность к Целому, к универсальному онтологизму, к положительному Всеединству, к-рое понимается как "полная свобода составных частей в совершенном единстве целого" (по Вл.Соловьеву), т. е. такому единству, к-рое позволяет каждому, сохраняя свою самобытность, увидеть самобытность др., что согласуется с будд, принципом всеобщей связи: "одно во всем и все в одном". Но такое отношение, по Г., предполагает коренное изменение сознания, самого "метафизического" типа мышления, "доведенного до крайности" гносеол. дуализмом, механической причинностью. Принцип господства-подчинения, разъявший Целое на части и поставивший часть на место целого, ведет ко всеобщему распаду, отпадению мысли от жизни, к бездушному рационализму, феноменализму, к дурной отвлеченности, в конечном счете — к "меонизму", отрицанию природы как сущего, к отрицанию душевной субстанции и самой материи, отпавшей от духа. Такое сознание делает Свободу невозможной в принципе. И рус. филос., с ее всечеловеческой идеей, видит спасение (по Вл. Эрну) в "цельном, всеобъемлющем и абсолютно беспротиворечивом мировоззрении".

Соч.: И еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. № 7 (пер. в Японии); Даосская и буддийская модели мира // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Японская литература XX века. М., 1983; Встреча с Гумбольдтом встреча времен // Иностранная литература. 1987. № 8; Образ мира в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987; Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992; Красотой Японии рожденный. М., 1993.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Григорьева, Татьяна Петровна" в других словарях:

  • ГРИГОРЬЕВА Татьяна Петровна — (р.1929), российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов сравнительное литературоведение, японская литература. Книги: «Одинокий странник» (1967), «Японская художественная традиция» (1979) …   Энциклопедический словарь

  • ГРИГОРЬЕВА Татьяна Петровна — (р.1929) российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов сравнительное литературоведение, японская литература. Книги: Одинокий странник (1967), Японская художественная традиция (1979) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Григорьева, Татьяна Петровна — Татьяна Петровна Григорьева (род. 18 декабря 1929(19291218), Ленинград)  советский и российский востоковед японист. Содержание 1 Биография 2 Книги …   Википедия

  • Григорьева, Татьяна Александровна — Татьяна Григорьева Имя при рождении: Татьяна Александровна Григорьева Дата рождения: 26 октября 1952(1952 10 26) (60 лет) Место рождения: Ленинград …   Википедия

  • Григорьева — Содержание 1 Известные носители 1.1 В 1.2 Г 1.3 …   Википедия

  • Ташкова, Татьяна Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильева. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильева, Татьяна. Татьяна Ташкова …   Википедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… …   Википедия

  • Список синологов, пишущих на русском языке — …   Википедия

  • Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке   Это служебный список стате …   Википедия

  • Список заслуженных деятелей науки Российской Федерации за 1997 год — Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1997 году: Аверченков, Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Брянского государственного технического университета[1]… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.