Городецкий, Сергей Митрофанович


Городецкий, Сергей Митрофанович

(род. 1884) — современный русский поэт; из дворян; сын литератора-этнографа; окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та (специальность — теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916—1917, — корреспондент "Русского слова" на азиатском фронте (в Турецкой Армении и Персии). В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском Азербайджане. С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще (заведовал последовательно литературной частью "Известий", затем театра Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала "Искусство трудящимся" и т. д.).

Писать стихи стал с детства; первая же книга "Ярь" (1907) обратила на себя внимание. Поэзия Г. 1907—1912 входит в русло символистского движения. Ранние работы Г. (сборники "Ярь" и "Перун", 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки позднейшей "крестьянской" поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно также отражение в этих первых опытах Г. социальных мотивов (отзвуки революции 1905). Поэтика Г. этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок. В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Г. выделяло из среды символистов "непосредственное упоение бытием", жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение. В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение — акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г. стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г. ставит в заслугу то, что "он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство". В связи с этим в поэтике Г. живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность. — Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей "Краса", из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.

Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы. Г. стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями. "Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя", — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление "ветоши" дается Г. нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.

Городецкий много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — "Некоторые течения в современной русской поэзии" ("Аполлон", № 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике "Наши дни", № 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие вещи, как роман "Алый смерч", повесть "Сутуловское гнездовье" и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Г. особо примечательны "Ночь" М. Мартине, "Тюремные песни" Э. Толлера, две пьесы Мольера. "Собрание стихов" Г. изд. в 2 тт., СПб, 1909—10; избранные стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом (1923), Грань. Лирика 1918—28, М., 1929.

Лит.: Библиография — в книгах Владиславлева И., Русские писатели, Ленинград, 1924, и Литература великого десятилетия, Москва — Ленинград, т. I, 1928; у Е. Никитиной, Русская литература, Москва, 1926; Брюсов В., Далекие и близкие, Москва, 1912; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; "Новый мир", № 2, 1930 (ст. А. Глаголева), "Красная новь", № 3, 1930 (ст. Е. Брайниной).

Г. Лелевич.



Городецкий, Сергей Митрофанович

[1884—] — современный поэт. Род. в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

Первая книга стихов — "Ярь" — появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал к символистам. В 1912 г. от этого течения отошел и вместе с Н. Гумилевым организовал группу акмеистов. В 1915 — начало расхождения с акмеистами и участие в организации крестьянских поэтов, в которую входили Клюев, Ширяевец, Есенин. В 1916 г. — уехал на фронт в Турецкую Армению корреспондентом "Русского слова". В начале революции, находясь в армии в Тифлисе, организовал тифлисский цех поэтов. Меньшевиками был выслан из Тифлиса. В 1920, с первого дня советской власти на Кавказе, заведовал худ. отд. Кавроста, организовал театр Сатир-агит. С 1921—1924 руководил лит-ой частью в Театре Революции, театре МГСПС, редактировал журнал "Искусство трудящимся". В 1925 вернулся к художественной работе. В настоящее время пишет преимущественно для массового читателя (агитстихи, пьесы, проза) и для детей. Член ВКП(б).

В первый период своей лит-ой деятельности Г. находился под сильным влиянием К. Д. Бальмонта. Поэтическое творчество Г. в ту эпоху довольно разнообразно: 1. чисто лирические произведения, 2. попытки в поэтической форме показать древнее народное мифотворчество — фигурируют Перун, Стрибог, Ярил и т. п. К этой группе произведений необходимо отнести сказки Г., как напр. "Касьян" (сб. "Дикая воля"), 3. "Темь" или "Заросли злобы", где Г. не уходил в прошлое, в мифотворчество, а давал порой яркое изображение гримас капиталистического города.

Переход Г. к акмеизму был продиктован стремлением перейти от иррациональных тем к живой действительности. В стихотворении "Адам" (М., 1916), в этом своего рода манифесте акмеистов, Г. видел призвание поэта в том, чтобы "живой земле пропеть хвалы". К этому периоду относятся сборники стихов — "Ива" (СПб., 1913) и "Цветущий посох" (СПб., 1914). Значение Г. в дореволюционную эпоху характеризуется влиянием его на группу крестьянских поэтов (Клюев, Клычков и др.).

Г., переходивший от одного литературного течения к другому, был выразителем настроений той части интеллигенции, к-рая в эпоху между революциями 1905 и 1917 бежала от тягостной действительности в прошлое, стремилась найти спасение в голосах "дикой воли", в анархическом презрении к капиталистическому городу. Эпоха Октябрьской революции, реально поставившая вопрос о новом обществе, заставила Г. отдать свои силы борьбе масс за свое будущее. Следует однако отметить, что его сборники стихов "Серп" (П., 1921) и "Миролом" (М., 1923) поэтической ценности не представляют. — Помимо стихов, которые и определили его положение в литературе, Г. писал повести, романы ("Старые гнезда", СПб., 1912. В 1918 году им напечатан роман "Алый смерч"), литературно-критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках. Г. перевел целый ряд произведений зап.-европейских писателей — Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера и др.

Библиография: I. Кроме упомянутого, см. еще стихи Г.: Перун, СПб., 1907; Русь, М., 1910; Грядущий день, СПб., 1914; Четырнадцатый год, П., 1915; Пушкину, П., 1915; Ангел Армении, Тифлис, 1919. Ст. Г. "Некоторые течэния в современной русской поэзии" ("Аполлон", 1913, кн. І, перепеч. в книге "От символизма до Октября", М., 1924) — очень важна дня понимания акмеизма. Проза Г.: Кладбище страстей, СПб., 1909; Повести и рассказы, СПб., 1910; "Что и как читать детям", 1912—1913, №№ 8—11; Дни любви, СПб., 1914; Дальние молнии, СПб., 1916 и др. Из стихов, написанных Г. для детей, отметим сб. "Веснушки Ванюшки", 1918, "Лети лето", 1924, "Крылатый почтальон", 1927 и др.

II. Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Полонский В., Литература и жизнь, журн. "Новая жизнь", 1914, VI (проза Г.).

III. ВладиславяевИ. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

В. И. Бойчевский.

{Лит. энц.}



Городецкий, Сергей Митрофанович

Род. 1884, ум. 1967. Поэт, участник и один из создателей "Цеха поэтов". Писал стихотворения (сборн. "Ярь", 1907, и др.), поэмы ("Красный Питер", 1922, и др.).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Городецкий, Сергей Митрофанович" в других словарях:

  • Городецкий Сергей Митрофанович — Городецкий Сергей Митрофанович, талантливый поэт модернист. Родился в 1884 г. в дворянской семье, учился на филологическом факультете Петербургского университета. Рано обратил на себя внимание языческими стихами . В них, исходя из идей Вячеслава… …   Биографический словарь

  • ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович — (1884 1967) русский поэт. Один из организаторов Цеха поэтов (см. Акмеизм). В сборнике Ярь (1907) темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т. ч. Красный Питер , 1922) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Городецкий Сергей Митрофанович — [5(17). 1.1884, Петербург, 8.6.1967, Москва], русский советский поэт. Родился в семье писателя этнографа. Первый сборник стихов «Ярь» (1907) отразил интерес поэта к народному творчеству. Используя мотивы древнеславянской языческой мифологии, Г.… …   Большая советская энциклопедия

  • Городецкий, Сергей Митрофанович — Городецкий Сергей Митрофанович (1884–1967) первыми своими книгами «Перун» и «Ярь» (1907) потряс самых взыскательных ценителей, в третьей – «Дикая воля» (1908) – казался самоповторяющимся, а в следующих – исписавшимся; зачинатель акмеизма (вместе… …   Русские поэты Серебряного века

  • Городецкий Сергей Митрофанович — (1884 1967), русский поэт. Один из организаторов «Цеха поэтов» (см Акмеизм). В сборнике «Ярь» (1907)  темы и образы русского фольклора. Поэмы (в том числе «Красный Питер», 1922). * * * ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович …   Энциклопедический словарь

  • Городецкий, Сергей Митрофанович — Сергей Городецкий …   Википедия

  • ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович — (1884—1967), русский советский поэт. Сб. стихов «Ярь», «Перун» (оба — 1907), «Дикая воля» (1908), «Изборник» (1916), «Ангел Армении». (1918), «Серп» (1921), «Думы» (1942), «Северное сияние» (опубл. 1968) и др. Поэмы «Шофер Владо» (1918) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Городецкий Сергей Митрофанович — …   Википедия

  • Сергей Митрофанович Городецкий — Сергей Городецкий Сергей Городецкий С. М. Городецкий с женой. Портрет работы И. Репина (1914) Имя при рождении: Сергей Городецкий Дата рождения: 5 (17) января 1884 Место рождения: Санкт Петербург …   Википедия

  • Городецкий — Сергей Митрофанович (1884 ) современный поэт. Р. в Петербурге в семье литератора историографа. Образование получил на историко филологическом факультете Петербургского университета. Первая книга стихов «Ярь» появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал… …   Литературная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.