- Гливенко, Иван Иванович
[1868—] — историк всеобщей литературы. Род. в семье земского, фельдшера. Впервые выступил в печати в 1893 ("Северный вестник", перевод с испанского плутовского романа XVI в. "Лазарильо из Тормес"). Участвовал в журнале "Известия Киевского университета" [1902—1903], "Педагогическая мысль" [1904], "Кр. архив" [1922—1924], "Красная новь" [1924], "Октябрь" [1925], "Печать и революция" [1926]. До революции Г. читал лекции по всеобщей литературе в Киевском университете, в настоящее время состоит профессором этнолого-лингвистического факультета I МГУ. Гливенко напечатал свыше 30 трудов, среди которых теоретический характер носят две работы: "Этюды по теории поэзии", "Поэтическое изображение и реальная действительность". Поэзию как искусство Г. делит на два вида: поэзия изобразительная (эпические и драматические произведения) и поэзия выразительная (произведения лирические); этот двоякий характер словесного искусства определяется различными воздействиями, производимыми поэтическими произведениями на читателя или слушателя [ср. учение об искусствах образных и лирических у Д. Н. Овсянико-Куликовского (см.)]. Изобразительная поэзия пользуется тремя основными видами литературного изображения: индивидуальное, типическое и идеальное изображение. В зависимости от преобладания в произведениях писателя какого-либо вида изображения писатель относится к тому или другому литературному направлению. "Лит-ые изображения создают поэты, литературные направления создают читатели", т. е. отдельные группы читателей, "вкусы" которых удовлетворяют произведения данного направления. "Вкусы" же эти удовлетворяют "произведения, признанные правдоподобными прежде всего". Так. обр. не только в области классификации искусств (зависящей у Г. от характера читательского восприятия), но и в вопросе о литературных направлениях Г. по существу остается на точке зрения психологической школы в литературоведении, ибо критерий "правдоподобия" является критерием субъективным (см. "Психологический метод"). Из его историко-литературных работ наиболее значительны: обстоятельная монография о В. Альфьери, знакомящая русского читателя с одним из крупнейших европейских писателей XVIII в., и "Чтения по истории всеобщей литературы" (написана в духе историко-культурного метода).
Библиография
: I. Руководство для изучения итальянского яз., Киев, 1899 (2-е изд., СПб., 1912, 3-е изд. Гиз, М., 1922); Типы героев в литературе в их отношении к действительности. Историко-литературная гипотеза, "Унив. изв.", 1904, № 5 и отд. Киев, 1904; Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. I, "Зап. ист.-фил. ф-та СПб. университета", ч. CV, СПб., 1912; Чтения по истории всеобщей литературы, Киев, 1912 (2-е изд., Гиз, М., 1922); Хрестоматия по всеобщей литературе, Киев, 1914 и др. Этюды по теории поэзии. I. О литературном произведении и литературном изображении, Харьков, 1920; II. Поэтическое изображение и реальная действительность, М., 1929.II. Коган П., "Печать и революция", кн. I, 1921; Сакулин П., "Художественное слово", кн. II, 1921 (отзывы об "Этюдах").
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.