- Георгий Конисский
(Григорий Осипович) — святитель, архиепископ Могилевский.
† 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.
Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии.
Окончил Киевскую духовную академию.
В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.
В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.
С 1747 года — профессор богословия и философии, префект академии.
С 1 августа 1751 года — архимандрит Киевского Братского монастыря.
С 30 августа 1752 года — ректор академии.
20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.
В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Екатерины П.
С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.
В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника.
22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.
Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева.
Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".
Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог", — говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников — "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".
Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.
Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию.
Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.
В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.
Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.
Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной И, был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов.
Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.
Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников.
В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства — этого "просвещения, во тьме деемого".
Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж, в защиту Православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".
Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, написал также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:
Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла* (падаль) закрыл грешны кости
Год седьмисотый пятый девяностый.
Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к Православию, к правде, мужеству и верности долгу.
Труды:
О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству. — 1776. Исторические известия о епархии Могилевской. — 1775.
Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1847, № 8. Слова и речи. — Могилев на Днепре, 1892. Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. — 1767.
О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии // Древняя и новая Россия. — СПб., 1878, ч. 3.
Литература:
Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793—1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794—1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. — СПб., 1893, с. 8—392.
Пятницкий И. К. Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. — Могилев-на-Днепре, 1908. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 5, с. 829—830, 1079, 1080, 1123, 1372, 1373, 1395; кн. 6, с. 53,142, 418, 343, 490, 514, 515, 528. Ливотов Е. В. Георгий Конисский, архиепископ Белорусский // Русское обзорение. — 1895, № 3, 4,5.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской Духовной Академии. — Киев, 1843, с. 143—148.
Колосов Н. А. Георгий Конисский (по поводу столетия со дня его кончины). — М., 1895. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 4-е изд. — СПб., 1901— 1903, т. 3, с. 215—232.
Соловьев С. М. История падения Польши. — М., 1863, с. 32, 33, 35, 82.
Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. — Киев, 1903, с. 142, 203.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией. — Киев, 1856, т. 2, с. 118, 126.
Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. — Тула, 1910, с. 107—121.
Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 513—531.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 301, 570.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 90. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 299.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 11, 493.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 13.
Пушкин А. С. Сочинения. Редакция, вступительная статья и примечание Г. О. Морозова. — Пг., 1915, т. 5, с. 287—291 (Рецензия на соч. Георгия).
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 90. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 724, 733, 757.
Сборник Историческо-филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине: в 9 т. — 1896—1914, т. 1, с. 41—77; 113—127. Руководство для сельских пастырей. — Киев, 1860—1917, 1871, 1, 2, №№ 25, 26, 27, с. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского). Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 39, 40. Труды Киевской духовной академии. — 1868, июль, с. 109—146.
— 1870, август, с. 450—464; сентябрь, с. 359—538.
— 1873, март, с. 164.
— 1893,1, с. 133—143.
— 1894, 1, с. 127—143.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1894, № 32, с. 1109.
— 1895, № 6, с. 213—217; № 45, с. 1628—1629.
Христианское чтение. — СПб., 1873, январь, с. 1—46; 309—339.
Странник. — СПб., 1868, № 3, (статья Григоровича).
Могилевские епархиальные ведомости. — 1892 (новейшее наиболее полное собрание проповедей Георгия Конисского). Русский паломник. — 1895, № 6, с. 86—88; № 7, с. 102—105.
Православный собеседник. — Казань, 1909, с. 438; июль-август, с. 210. Исторический вестник. — 1885, т. 21, с. 448.
— 1890, март, с. 705.
— 1906, август, с. 617.
— 1908, март, с. 779.
Русская старина. — 1871, август, с. 99—100, 114—116,120,129,191—192.
— 1877, т. 19, с. 130.
— 1880, январь, с. 125.
Из записок фельдмаршала князя Паскевича // Русский архив. — 1889, кн. 1, с. 407. Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — 1893, кн. 1, с. 225—226.
Русский архив. — 1895, кн. 1, № 3, обложка; кн. 2, № 6, с. 158; кн. 2, № 7, с. 400.
— 1903, кн. 3, № 10, с. 258.
— 1910, кн. 2, № 8, с. 355—357.
Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 1, с. 44. — 1946, № 2, с. 20—29.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 11, с. 409—502, 504, 505. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 228. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 631—632; т. 2, с. 1582.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 15-а, с. 954. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 432—437.
Георгий Конисский
— Архиепископ Белорусский и Член Св. Синода, родился в Нежине от Дворянской фамилии 1717 года Ноября 20; издетства воспитывался и обучался в родительском доме; а в 1728 году записан в Киевскую Академию и в ней продолжал науки до 1743 года. В 1744 году Августа 11 пострижен в Монашество; в следующем 1745 году определен учителем прямо в Пиитический класс, из коего 1747 года переведен учителем в Философский, с званием Академии Префекта. В сем звании пробыл он 5 лет, а в 1751 году возложены на него должности Ректора и Богословии учителя, которые он исправлял также 5 лет, будучи при том с 1752 года и Архимандритом Киево-Братского Монастыря. В 1755 году Августа 20 в Киеве посвящен во Епископа Могилевского; в 1783 году Сентября 25, пожалован Архиепископом и Членом Св. Синода; а в 1795 году Февраля 13 скончался в Могилеве.
Жизнь сего Пастыря замечательна претерпением жестоких гонений и утеснений от Польских Католиков и Униатов. Известна трогательная Речь его, говоренная им на Латинском языке в 1765 году Июля 27 в Варшаве, пред новоизбранным тогда Польским Королем Станиславом Понятовским с разительным в ней изображением всех напастей и насильств, которые терпели в Польше исповедающие Греко-Российскую веру от Папистов. Речь сия, замечательная самим исчислением страданий единоверцов наших и жалобным описанием неправедных гонений, тогда же напечатана в Петербурге подлинником, с которого немедленно была переведена на Польский, Немецкий, Французский и Российский языки, и с особливым любопытством читана по всей Европе в разных иностранных ведомостях. Российский перевод с нее издан в С.-Петербурге 1777 г. в Собрании сочинений и переводов Ивана Голеневского; потом в Вестнике Европы 1804 г. в № 14, и наконец вместе с подлинником в Историческом известии о возникшей в Польше Унии, сочиненном Н.Н. Бантышем-Каменским, напечатан 1805 года. Замечателен также скромный ответ сего Пастыря Королю Станиславу, который по выслушании оной Речи, спросил его: "Много ли таких, как вы, умных людей в России?" — "Я самый последний," — отвечал сей Преосвященный.
Во время бывшей 1767 года Польской Конфедерации он приглашен был в Члены к сочинению Акта оной и по силе 15-й статьи сего Акта назначен Членом обостороннего между Католиками, Униатами и Неунитами суда в Варшаве. В сие время собрал он на Польском языке и того же 1767 г. напечатал там книгу под названием: Права и вольности жителей Греко-восточную в Польше и Литве исповедающих веру. В ней сведены все узаконения и постановления в пользу Православных, Польским же Правительством изданные. Но книга сия ныне уже очень редка. В Любопытном С.-Петербургском Месяцеслове на 1775 год напечатано еще его Историческое известие о Епархии Могилевской. Он также вместе с Парфением Сопковским, Епископом Смоленским, сочинил классическую Духовную книгу, именуемую О должности приходских Священников, напечатана в 1-й раз в С.-Петербурге 1776 г. С 1759 года завел он в Могилеве Духовную Семинарию и при доме своем типографию, в которой во первых напечатал в 1761 г. Катехизисе Феофана Прокоповича, со многими дополнениями, также несколько своих Поучительных Слов и других книг. Собрание всех изданных его Поучений ныне находится в библиотеке Киевской Академии. В бытность свою при Академии Киевской еще учителем Поэзии писал он несколько и Драм Духовных, по тамошнему обыкновению, но они остались в рукописях. Из приветственных его Речей одна, говоренная 1762 года Сентября 29 Императрице Екатерине II после Ее Коронации в Москве, напечатана в Историческом известии об Унии на стр. 373; а две, говоренные им той же Императрице в 1787 году при проезде Ее через Могилевскую Губернию, напечатаны тогда же в Москве. Особливо при встрече сей Государыни в городе Мстиславе, сказанная Января 19 дня Речь его Оставим Астрономам доказывать и проч., заслужила всеобщее одобрение и неоднократно печатана особо и в журналах, В ней с приятною простотою соединена в кратких словах умная игра мыслей. Государыня была оною чрезвычайно довольна. Императорская Российская Академия, в образец красноречия, издала оную с критическим рассмотрением в 1-й части своих Сочинений и Переводов 1805 г.
Сей Пастырь, несмотря на бедственную жизнь свою, во всех случаях сохранял природную отважность, спокойствие духа и оборотливость ума. Незадолго до смерти своей, чувствуя уже неминуемое приближение оной, сам он себе сочинил следующую Епитафию:
Град Нежин колыбель, град Киев мой учитель;
А в тридцать восемь лет я сделался Святитель;
Семнадцать лет потом боролся я с волками,
И двадцать два провел в покое со овцами.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду.
Георгий имя мне; я из Кониских дому,
И в жизни был коню подобен почтовому.
Сея-то падали закрыл здесь грешны кости
Седмь сот от Рождества год пятый девяностый.
{Болховитинов}
Георгий Конисский
архиеп. могилевский и белорусск.; р. 20 нояб. 1717, † 13 февр. 1795 г.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.