- Анастасий Братановский-Романенко
(Антоний Симонович) — архиепископ астраханский; род. 1761 года; с 1794 года член Российской академии; 1797 рукоположен из новоспасского архимандрита во епископа Могилевского, 1801 архиепископ; 1805 архиепископ Астраханский; 1806 составил план преобразования духовных училищ; † 9 декабря 1806 г. Известен как хороший проповедник. См. "Портреты именитых мужей росс. церкви" (Москва, 1843).
{Брокгауз}
Анастасий Братановский
-Романенко(Андрей Семенович) — архиепископ Астраханский и Моздокский.
Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника.
В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию.
26 июня 1790 года принял монашество.
В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса.
8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
В 1793 году назначен придворным проповедником.
В 1794 году избран членом Российской Академии.
В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.
С 1796 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса.
20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского.
15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.
С 4 декабря 1803 года — архиепископ Могилевский и Витебский.
20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань.
Скончался 9 декабря 1806 года.
Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества.
Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул "русского массильйона".
По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия.
Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.
Преосвященный Анастасий был знатоком и любителем церковного пения. Ему принадлежит известный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе".
В 1801 году по поручению императора Павла I он размножил и исправил труд Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи".
Труды:
Классическая книжка. — М., 1806. (Трактат о расположении проповедей). Переводы с французского: Предохранение от безверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытами доказанное. — СПб., 1794.
Арнод Ф. Плач Иеремии пророка. Поэма. — СПб., 1797.
Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и Его Божества. — М., 1801 и 1851 г. Формей Ж.А. Опыт о совершенстве. — СПб., 1805.
Не издано: Толкование на Евангелие от Иоанна (рукопись). Слова и речи:
при вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. — СПб., 1792; в день рождения Екатерины П. — СПб., 1792; в день Преображения Господня. — СПб., 1792;
в день тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны. — СПб., 1793; на погребении графини Остермановой. — СПб., 1793;
при выпуске кадетов. — СПб., 1793; на новый 1794 год. — СПб., 1794; в день рождения Великой княгини Марии Федоровны. — СПб., 1794;
на погребение действительного тайного советника И. И. Бецкого. — СПб., 1795; на погребение сенатора А. А. Нарышкина. — СПб., 1795;
на погребение графа Шувалова; в день тезоименин Великой княгини Анны Павловны. — СПб., 1795; при выборе судей. — М., 1802; при восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. — СПб., 1802;
Поучительные слова: в 4 т. — СПб., 1796, т. 1, 2; 1806, т. 3; 1807, т. 4.
Литература:
Сухомлинов М. И. История Российской академии. — СПб., б. г., т. 1, с. 245—257.
Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. — Казань, 1870—1891, т. 2, с. 400, 405.
Горючко П. С. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский. — Астрахань, 1902.
Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. — СПб., 1857, с. 5. П. М. Из прошлого // Русский вестник. — 1868, №4.
Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. — Тула, 1910.
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. — СПб., 1861—1863, т. 4.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. — СПб., 1889—1904, т. 1, с. 529—533.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1404.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 176.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 394—396.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 176.
Плюшар А. А. Энциклопедический лексикон: в 17 т. — СПб., 1835—1841, т. 7.
Письма и записки разных лиц к графу Хвостову. См. Хвостов Д. И. Полное собрание: в 5 ч. — СПб., 1821—1827, т. 3.
Русское проповедничество. — СПб., 1871.
Православный собеседник. — Казань, 1898, октябрь, с. 423. — 1899, январь, с. 112,114.
Странник. — СПб., 1887, август, с. 500.
Труды Киевской духовной академии. — 1868, июль, с. 109—146.
Русская старина. — 1885, июль, с. 168. — 1873, январь, с. 110; апрель, с. 498. — 1880, январь, с. 125. — 1910, май, с. 289—296; июнь, с. 407—409, 414.
Исторический вестник. — 1881, март, с. 500. — 1885, июль, с. 528. — 1890, август, с. 408.
Цесаревич Николай в Астрахани. // Русский архив. — 1898, кн. 3.
Русский архив. — 1904, кн. 2, № 8, с. 598—602, 601.
Могилевские губернские ведомости. — 1846, №49.
Известия по Казанской епархии. — 1903, № 13, с. 65.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 670—671; т. 2, с. 107.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 154; т. 2, с. 1582.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 570.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 514.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 102.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52, 55.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.