Фюрст, Артемий

Фюрст, Артемий

(Otto Fürst) — coдержатель театра в царствование Петра I. Когда он прибыл в Россию, неизвестно. Будучи по ремеслу золотых дел мастером, Ф., несмотря на свою неподготовленность, заменил умершего в Москве антрепренера Кунста, составил труппу, пригласив некоторых оставшихся в России актеров-иностранцев прежней труппы, и с марта 1704 г., в течение двух — трех лет, давал представления в "Московской комидийной храмине", построенной незадолго перед тем (1702) по приказанию Петра Великого. В то же время Ф. состоял начальником театрального училища. Русские ученики этой школы жаловались на него, что он мало занимается их обучением; актер Петр Боков донес начальству, что "которые комедии они, комедианты, выучили, и те комедии за нерадением его в комплементах и за недознанием в речах, действуют не в твердости, для того, что он, иноземец, их русского поведения не знает". По докладу дьяков посольского приказа, в ведении которого находилось театральное дело, русские ученики зимою 1704 г. "действовали только три комедии и многие без дела праздны пребывали и для учения особо никаких комедий не действовали". В первый год своей театральной службы Ф., подобно Кунсту, давал пьесы только на немецком языке, а с 1705 г. — на русском. В немецких пьесах женские роли исполняли девица Иоганна фон Вилих и жена генерального доктора Германа Паггенкампфа (Паганкова). Спектакли давались два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, места в театре были четырех разрядов, в 10, 6, 5 и 3 коп. В 1704 г., с 15 мая по 10 ноября, собрано со зрителей 388 руб. 9 алт. 4 д.; число посетителей доходило до 400 человек, но нередко театральный сбор не превышал 1½ руб. в день. Посольский приказ заявил, что зрители неохотно едут в театр, потому что им приходится платить два раза пошлину в воротах; поэтому указом государя 5 янв. 1705 г. велено было не запирать до 9 часов городских ворот в Кремле, Китай-Городе и Белом-Городе и не взимать с проезжих в дни спектаклей поворотного сбора. Репертуар Фюрста состоял из комедий и опер английских, итальянских и немецких авторов в немецких переделках, приноровленных к тогдашнему грубому вкусу публики. Неуклюжие переводы этих пьес на русский язык изготовлялись в посольском приказе; сохранилось четыре таких перевода: "Сципио Африкан, вождь римский и погубление Софонизбы, королевы нумидийской" (перевод Фельтеновой переделки трагедии Лоэнштейна "Софонизба"); комедия "Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия супруга его" (переделка трагедии Чиконьема); "Принц Пикель-Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник" и "Дон-Педро, почитанный шляхта, и Амариллис дочь его", или "Комедия о дон-Яне и дон-Педре", из которой сохранилось только одно пятое действие. Кроме того Фюрсту, как раньше Кунсту, приходилось сочинять и давать пьесы на случай; в декабре 1704 г. Головин приказал ему, по случаю приезда государя, "учинить комедию торжественную (триумфальную) на русском и немецком языках". Как ни слабы были в литературном отношении трагедии и комедии, дававшиеся в комедийной храмине, и как ни плохи были их русские переводы, иногда до полной непонятности, тем не менее театр Кунста и Фюрста, по замечанию П. О. Морозова, успел привлечь и заинтересовать публику, вызвать подражания не только в высшем, но и в низших слоях общества и затем возбудить, рядом с переводной, и оригинальную деятельность в области русской драмы. Неизвестно, когда именно прекратилась театральная деятельность Фюрста; в 7706 г. он принимал еще участие в процессии при погребении своего начальника Головина; для этого ему выданы были из театрального платья "латы добрыя всея воинския одежды". В следующем 1707 г. представления в комедийной храмине прекратились; в этом году ее начали разбирать, и затем здание несколько лет стояло полуразрушенным. Часть театральных принадлежностей была передана в 1709 г. в домашний театр царевны Наталии Алексеевны, в село Преображенское, другая часть в 1713 г. — в домашний театр царицы Прасковьи Феодоровны. Последнее упоминание о "золотаре Артемии Фирште" встречается в решении государя 1709 г. по поводу перехода по наследству к Фюрсту дома какого-то иноземца Ефима Фрезе.

П. Пекарский: "Наука и литература в России при Петре Великом", т. I. — Е. В. Барсов: "Новые разыскания о первом периоде русского театра", в "Чт. Об. Ист. в Др. Росс.", 1882, кн. III. — В. С. Тихонравов: "Русские драматические произведения", т. I. — П. О. Морозов: "Очерки из истории русской драмы". — Доклады и приговоры Правит. Сената, т. II, № 812.

Н. П. — С.

{Половцов}



Фюрст, Артемий

комедиант, содержатель театр. в Москве при Петре I.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Фюрст, Артемий" в других словарях:

  • Фиршт, Артемий — см. Фюрст. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»