- Французова, Надежда Павловна
(р. 05.06.1928) — спец. в обл. теории познания и ист. познания; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Рудня Смоленской обл. Окончила филос. ф-т МГУ (1951) и асп. там же (1954). Работала в ВПШ: н.с, ст. преп., с 1976 — проф.; в 1978—1992 — проф. кафедры филос. АОН; с 1993 — вед. н. с. Ин-та развития личности Росс. академии образования. С 1995 — проф. Моск. гос. соц. ун-та. Докт. дисс. — "Методологические и логические вопросы исторического познания" (1974). В трудах Ф. обосновывается неразрывная связь мировоззренч. и методол. функций филос., раскрывается специфика филос. знания и отличие филос. от частных наук, методол. значение филос. категорий (1963, 1983, 1989). В работах по проблеме историзма выясняется соотношение идеи развития и принципа историзма, выявляются онтол. основы и гносеол. аспекты историзма, исследуются структура ист. познания (1972), эвристические функции историзма (1987, 1988), соотношение объективного прошлого и ист. реальности (1986, 1988), особенностей анализа ист. познания в совр. заруб. филос. литературе (1979, 1984). Выясняется также специфика ист. сознания как особой формы обществ. сознания, его структура и функции (1989, 1990). Исследуя роль детского философствования в развитии культуры, Ф. предлагает разграничивать понятие филос. бытия (или самого процесса философствования на его разных уровнях, включая обыденное сознание и детское философствование), филос. реальности (тех сторон философствования, к-рые стали объектом познания) и филос. (или философологии как освоения филос. реальности на теор. уровне).
Соч.
: Марксистско-ленинская философия — методология естественных и общественных наук. М., 1969; Исторический метод в научном познании. Вопросы методологии и логики научного исследования. М., 1972; Проблема исторического понимания в философии К.Поппера // Современные проблемы философии истории. Тарту, 1979; Проблема исторического познания в философии К.Поппера // Критический рационализм. Философия и политика. М., 1981; Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. М., 1983; Значение союза философии и естествознания для формирования мировоззрения. М., 1986; Методологический анализ исторической реальности // Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986; Принцип историзма и современное научное творчество // Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987; Историческая реальность. Методологический анализ // История и общество: проблемы развития человека. М., 1988; Эвристические функции принципа историзма // Методологические проблемы научно-технического творчества. Рига, 1988; Историческое сознание и философия // Историзм и творчество. Ч.1. М., 1990; Историческое сознание и его структура // Историзм и творчество. Ч.1. М., 1990; Детское философствование и его роль в развитии культуры // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993; История и историческое сознание в экзистенциализме К.Ясперса // Социальная теория и современность. Вып.9. М., 1993; О природе детского философствования // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна, 1995; Экологическая реальность и экологии, сознание // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996; Методология науч. познания. М., 1996; Декабристы и проблемы исторического сознания // Движение декабристов в историческом самосознании. Уфа, 1998.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.