- Феодор, епископ ростовский
(по некоторым рукописям: Феодул, Федорцо, Белый клобучок, Феодорец-Калугер) — епископ ростовский; именуется лжеепископом, насильником и хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169—1170 гг. Он считался родственником какого-то знатного боярина Петра Бориславова и племянником смоленского епископа Мануила — словом, был "рода велика и имеяше богатства много". Он был постриженником Киево-Печерского монастыря и потом игуменом суздальским. Нравом был "зело лют, дерзновенен и безстуден, телом крепок, язык имеяше чист и бе велеречив, в мудровании злокознен и всем грозен и страшен; нецыи глаголаху, яко от демона есть сей, инии же волхва быти того нарицаху". По сказаниям летописцев, похищение Ф. епископского престола произошло следующим образом: в 1168 г. великий князь киевский Мстислав собрал собор из 150 духовных лиц для решения вопроса о мясоястии; от владимирского князя Андрея Боголюбского на собор был прислан суздальский игумен Ф. с предложением свергнуть киевского митрополита Константина и избрать нового; предложение это принято не было; тогда игумен Ф. "со многим златом и сребром" отправился в Царьград к патриарху, которого уверил, что в Киеве митрополита нет, "и ce аз, да поставити мя в митрополита Киеву"; патриарх, однако, не согласился. Ф. это не смутило. Он принес патриарху богатые дары "и начат прилежнее молити, глаголя, яко и в Ростове епископа несть, ныне убо постави мене епископа Ростову", так как в России некому поставлять в епископы, ибо в Киеве митрополита нет. Патриарх сдался, и в 1170 году 16 июля Ф. был хиротонисан в епископа ростовского. Ф. прибыл и жил во Владимире, составлявшем тогда часть Ростовской епархии. Князь Андрей Боголюбский сначала с любовью принял епископа Ф. и уговаривал его ехать в Киев для получения благословения от киевского митрополита Константина. Епископ Ф. с гордостью отверг добрые советы и не поехал в Киев, "глаголя: не митрополит мене постави Ростову, но патриарх в Царьграде, от кого убо другаго благословения ми искати". Слухи о новопоставленном епископе дошли до митрополита, и он своим посланием известил паству о том, чтобы не признавали Ф. епископом и не принимали от него благословения. Ф. после этого подверг проклятию игуменов и священников, затворил церкви во Владимире и других городах "и не бысть пения нигде же". По сказанию летописей, Ф. укорял не только князя многими досадами и хулениями, но "и на Пречистую Богородицу хулу изглагола", а что проделывал с людьми — страшно подумать: отбирал имения, противящихся всячески мучал, держал в узах и темницах, нагих жег свечами, иных распинал, иных пополам рассекал, иных в котле варил, — "не точию мужи, но и жены честныя". Грозный и страшный "рыкаше аки лев и яко беснуемый от неприязни", князь со слезами умолял его "престати от гнева и преложитися на кротость и милость", но Ф. был непреклонен. По повелению князя епископ Ф. был закован в железо и отправлен к митрополиту на суд. После допроса и увещания митрополита Ф. еще "более яряшеся и худая блядословяше", так что митрополит послал его в заточение и на исправление на Песий остров, где он пробыл "все лето не только без покаяния, паче же и на горшая хуления небоязненно простираяся". Видя непокорство Ф., митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал его на суд народного веча. Суд был без милости; Ф. отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновным камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 года. "И тако злый зле погибе". Казнь происходила на так называемом "Вонючем болоте", где теперь находится городская площадь. В синодике церковном имени Ф. нет; "злаго ради жития и кончины его, понеже не дверьми вниде, но прелезе инуде, яко тать, владычествуя яко разбойник и волк хищный, погибе же яко богопротивник", — так кончается летописное сказание о нем.
"Летописец о Ростовских архиереях", с прим. А. А. Титова (Изд. Общ. Люб. Др. Письм.), СПб., 1890 г. — Того же автора, "Ростовская иерархия", M., 1890 г. — Макарий, "История Русской церкви", 2 изд., 1868 г., т. III, стр. 24—29. — "Христианское Чтение", январь, 1857 г., стр. 50. — Строев, "Списки иерархов". — Амвросий, "История Российской иерархии".
К. Здр—в.
{Половцов}
Феодор, епископ Ростовский
— святитель, епископ Ростовский.
† 1023, память 8/21 июня, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня/ 6 июля в Соборе Владимирских святых.
По происхождению грек.
Прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992, память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) в 987 году в Корсуни.
После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир-Волынский были поставлены епископы.
В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом.
Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: "Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую".
В первый же год святитель воздвиг в Ростове христианский храм (из дуба) в честь Пресвятой Богородицы, который простоял 168 лет. Усердие епископа к распространению христианства озлобляло язычников. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Они постоянно оскорбляли и унижали святителя. В результате он был вынужден покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги, святитель "изнемог" от упорных язычников и "неверных людей", не принимавших крещения.
Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице Суздальской соборной церкви, повествуется: "Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшася, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение".
Таким образом, суздальская местность, входившая в то время в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским.
Ревностная архипастырская деятельность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Память о его проповеди сохранилась впоследствии в стенной надписи 1635 года над мощами святителя Феодора.
Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным, ее можно отнести ко времени не позднее 1023 года.
Дата прославления святителя точно неизвестна, но, в соответствии с древним преданием, обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, до 1237 года.
В 1754 году епископ Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: "Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании".
В 1794 году стараниями епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова; † 1817), нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Над мощами святителя еще с 1635 года существует настенная надпись: "В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору".
Служба святителю Феодору, а также его Житие, написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре.
В иконописном подлиннике о святителе Феодоре сказано: "Подобием сед, брада аки Василия Великаго, подоле; ризы святительские и омофор, на главе клобук белый".
Литература:
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, июнь, с. 147—149. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. — М., 1807—1815. — Т. 1, с. 114.
Титов А. А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). — М., 1890. Титов А. А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). — М., 1892. — Вып. 4.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд. — СПб., 1882. — Т. 2, июнь, с. 66—68. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 1, с. 6, прим. 25.
Нарбеков В. А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20— 26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. — Казань, 1907, с. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 243—244.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902. — Т. 2, с. 153.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 16, 47. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1880. — Т. 1,1-я половина, с. 174.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — М., 1903, с. 143,426,555. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 99. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 1, с. 105.
Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. — СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. — Ярославль, изд. Яросл. еп. попечительства, 1864.
Книга степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841— 1921; 1908,1, с. 153.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 1, с. 150; т. 2, с. 88. Краткое описание о св. святителях Феодоре и Иоанне Суздальских чудотворцах. — Владимир, 1885.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 19. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 669.
Русский провинциальный некрополь // [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 996. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 299.
— 1860, май, с. 77—78. — 1901, март, с. 302—303. Исторический вестник. — СПб., 1886. — Т. 23, с. 76.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2412. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41, с. 902. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 316.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 22.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 20, 32, 38,46,105,109,138, 397,425, 429, 452. Минея июнь. — М., 1986. — Ч. 1, с. 234—235.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.