Федин, Константин Александрович


Федин, Константин Александрович

[1892—] — советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение "Серапионовы братья". С 1934 — член президиума ССП.

Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в "Новом Сатириконе" напечатал "Мелочи". Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа "Города и годы" [1924]. В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из "окуровских" тупиков, из глухих, заброшенных "пустырей".

Первый сборник Ф. носит символический заголовок "Пустырь" [1923]. На бесплодных "пустырях" уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах ("Анна Тимофевна", "Рассказ об одном утре" и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести "Анна Тимофевна" [1923].

"Города и годы" — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, "с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его". Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.

В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.

Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман "Города и годы" представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в которых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.

Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа "Города и годы". В рассказах "Наровчатская хроника", "Мужики", "Тишина" и др. [1925—1926] Ф. возвращается к миру и героям "Пустыря". Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.

Особенно выделяется рассказ "Трансвааль" с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в, себе, по словам Ф., "черты Фомы Опискина и Квазимодо". Образ фединского кулака, который "все может", который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В "Трансваале" Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя "всемогущество" кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.

К теме "интеллигенция и революция" Ф. возвращается в романе "Братья" [1928], посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, "обособленном" мирке. Но если в "Городах и годах" Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его "скорбный музыкантский послух" дают ему возможность создать величайшую "симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция".

Тезис об особом "избранническом" пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман "Братья", композиционно напоминающий "Города и годы" (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, "смурского мира", контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, "в молчаливом ожидании катастроф".

Роман Ф. "Похищение Европы" [1934—1935] отражает борьбу двух миров, двух систем, двух культур, оканчивающуюся победой социалистического мира над капиталистическим. Интерес Ф. к социальным проблемам в этом произведении выступает еще резче, чем в прежних. Личная интрига здесь в большей степени, чем в ранних произведениях, подчинена общественно-политическим вопросам. Мир обреченной на гибель капиталистической Европы (I кн.) показан "глазами большевика" Рогова. Мир обновленной, крепнущей Страны Советов (II кн.) дан в восприятии капиталиста, голландского короля леса Ван-Россума. Образ Филиппа Ван-Россума получился значительно полнокровнее, чем нечеткий образ Рогова, этого интеллигента, готового участвовать в строительстве социализма, но еще не утратившего своих индивидуалистических черт. Картины Западной Европы — кризиса, безработицы, забастовки, биржевого ажиотажа — в романе вышли рельефнее, чем изображение строительства Страны Советов.

Имеющиеся в повествовании полемические диалоги, рассуждения, речи отчетливо обнажают идейный замысел произведения, но органически не врастают в его художественную ткань. Этот недостаток романа особенно остро чувствуется во второй книге.

В последнем своем произведении "Я был актером" [1937], построенном на автобиографическом материале, Ф. возвращается к теме Германии периода империалистической войны, теме, затронутой в "Городах и годах". Но уже не сложная социально-философская проблематика, а реалистическое живописание быта немецкого захолустного городка, полубогемных, полумещанских нравов провинциального театрика в центре внимания автора.

В последних произведениях Ф. постепенно освобождается от "орнаментализма", "увлечения словесной игрой", от "ритмической прозы", "легкого бреда сказом" — этой, по выражению самого Ф., "литературной кори", которой "переболело большинство писателей" его "поколения", и переходит к более простому, свободному от вычурности и витиеватости языку. Усиление реалистических тенденций — такова закономерная эволюция творчества Ф., характерная для ряда советских писателей.

Библиография: I. Coбp. соч. в 4-х тт., изд. "Прибой", Л., 1927; то же, ГИХЛ, М. — Л., 1929—1930 (т. I. Пустырь. Повести и рассказы; т. II. Города и годы. Роман; т. III. Трансвааль. Повести и рассказы; т. IV. Братья. Роман); Трансвааль. Рассказы, Гиз, М. — Л., 1927; Старик, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; Повести и рассказы, Изд-во писат. в Ленинграде, [Л.], 1933; изд. 2-е, "Сов. писатель", М., 1936; Похищение Европы. Роман, кн. I, Л., 1934, и кн. II, Л., 1935 (неск. изд.). Я был актером. Повесть, "Сов. писатель", 1937. Статьи: Как я работаю, "Литературная учеба", 1930, № 4; Язык литературы, "Литературная учеба", 1933, №№ 3—4; Автобиография: "Писатели", под ред. В. Лидина, "Современные проблемы", М., 1926.

Л. Поляк.

{Лит. энц.}



Федин, Константин Александрович

Род. 1892, ум. 1977. Писатель. Участник объединения "Серапионовы братья". Произведения: "Города и годы" (роман, 1924), "Братья" (роман, 1927—28), "Первые радости" (трилогия, 1945), "Необыкновенное лето" (роман, 1947—48), "Писатель, искусство, время" (1957), "Костер" (роман, 1961—65), "Горький среди нас" (1941—68) и др. В 1959—71 гг. первый секретарь Союза писателей СССР, председатель правления Союза писателей СССР (с 1971 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Действительный член АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1967).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Федин, Константин Александрович" в других словарях:

  • Федин Константин Александрович — Константин Федин Памятник Федину в Саратове Имя при рождении: Константин Александрович Федин Дата рождения: 24 февраля 1892 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 15 июля 1977 …   Википедия

  • Федин, Константин Александрович — Константин Александрович Федин. ФЕДИН Константин Александрович (1892 1977), русский писатель, общественный деятель. Принадлежал к “Серапионовым братьям”. В романах (“Города и годы”, 1924; “Братья”, 1927 28; трилогия “Первые радости”, 1945,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Федин Константин Александрович — [12(24).2.1892, Саратов, √ 15.7. 1977, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Член корреспондент Германской академии искусств (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провёл… …   Большая советская энциклопедия

  • Федин Константин Александрович — (1892—1977), писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). В 1921—37 жил в Петрограде (Ленинграде), входил в группу «Серапионовы братья», сотрудничал в петроградской прессе. Петроград эпохи Гражданской войны и …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ФЕДИН Константин Александрович — (1892 1977) русский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Принадлежал к Серапионовым братьям . Романы, в т. ч. Города и годы (1924), Братья (1927 28); трилогия Первые радости (1945), Необыкновенное лето (1947… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Федин Константин Александрович —       (1892 1977), писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). В 1921 37 жил в Петрограде (Ленинграде), входил в группу «Серапионовы братья», сотрудничал в петроградской прессе. Петроград эпохи Гражданской войны и… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Федин, Константин Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Федин. Константин Федин Имя при рождении: Константин Александрович Федин Дата рождения: 12 (24) февраля 1892(1892 02 24) Место рождения: Саратов …   Википедия

  • Федин Константин Александрович — (1892 1977), русский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Принадлежал к «Серапионовым братьям». Романы, в том числе «Города и годы» (1924), «Братья» (1927 28); в трилогии «Первые радости» (1945),… …   Энциклопедический словарь

  • ФЕДИН Константин Александрович — (1892—1977), русский советский писатель, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1967). 1 й секр. (1959—71) и пред. правления (1971—77) СП СССР. Ром. «Городаи годы» (1924), «Братья» (1927—28), «Похищение Европы» (кн. 1—2 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Константин Александрович Федин — Константин Федин Памятник Федину в Саратове Имя при рождении: Константин Александрович Федин Дата рождения: 24 февраля 1892 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 15 июля 1977 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Федин, Константин Александрович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.