- Ершов, Иван Васильевич
— русский оперный певец. Род. в 1868 г.; окончил курс в СПб. консерватории. В 1894—1895 г. пел в Харькове, с 1895 г. поет на сцене СПб. Мариинского театра.
{Брокгауз}
Ершов, Иван Васильевич
— род. в 1868 в Области войска донского; в 1893 окончил курс СПб. консерватории по классу пения (ученик Габеля, тенор), после чего учился у Росси в Италии, где и дебютировал. В 1894—95 пел в Харькове; с 1895 с успехом поет на СПб. Мариинской сцене (дебютировал в "Фаусте"), преимущественно в драматических партиях; выделился между прочим, в ролях вагнеровского репертуара (Тристан, Зигмунд и Зигфрид), благодаря чему получил приглашение петь за границей (Париж, 1902).
(В.).
{Риман}
Ершов, Иван Васильевич
[8(20).11.1867, хутор Малый Несветай, Обл. Войска Донского, ныне пос. Алексеевка Ростов. обл.] —21 (в нек-рых источ. 28). 11.1943, Ташкент (в 1956 его прах был перевезен в Ленинград) — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Муж С. Акимовой. Мать Е. была вынуждена отдать незаконнорожденного ребенка в бедную крестьянскую семью. С пяти лет жил с матерью. Обучался в приходском уч-ще в Новочеркасске, где пел в ученическом хоре. В 1884—88 учился в Елецком ж-д. уч-ще и получил диплом пом. машиниста. В период учебы пел в церковном хоре, в любительских концертах исп. нар. песни. Ярким талантом привлек внимание певца Ю. Закржевского, пианистки, проф. Петерб. конс. Н. Панш и скрипача Н. Стрекалова. С целью материальной помощи Е. был устроен благотворительный концерт. На средства, собранные с этого концерта, в 1888 он уехал в Москву, где поступил в конс. и три мес. занимался в кл. А. Успенского, затем (по настоянию А. Рубинштейна) был принят в Петерб. конс. (кл. С. Габеля). В 1891 был удостоен стипендии им. Н. Фигнера. В 1891 — 93 принимал участие в ученических спектаклях (кл. О. Палечека), в к-рых исп. партии Финна, Ленского, Паолино, Радамеса, Флорестана, Тамино, Феррандо ("Так поступают все"), Оттавио. В 1891 исп. сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта и в 1892 участвовал в концерте п/у Э. Направника. По окончании конс., в апр. 1893 неудачно дебютировал в партии Фауста на сцене петерб. Мариинского т-ра. В конце того же года на средства мецената К. Варгунина отправился в Милан. где четыре мес. совершенствовался в вокальном искусстве под рук. Ч. Росси. В янв. 1894 успешно дебютировал в партиях Канио и Хозе ("Кармен") в т-ре "Форкатти" (г. Реджио-Эмилия, Италия), весной того же года выступил в Турине (т-р "Альфиери"). В сезоне 1894/95 пел в Харькове (антр. Э. Эспозито), где исп. десять партий. После успешных дебютов (по инициативе Направника) в апр. 1895 в операх "Фауст" и "Ромео и Джульетта" (пел вместе с Ф. Шаляпиным) был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого выступал 34 года (до 1929). Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1906, 1916) и Киеве (1909, где пел партии Садко и Гришки Кутерьмы). В 1901 выступал в Париже. Обладал мощным, подвижным, редким по тембру голосом широкого диапазона (свободно брал верхнее ре, легко справлялся с любой тесситурой), богатой тембровой палитрой, яркой сцен. внешностью; ему был свойствен поразительный дар перевоплощения. Горловой призвук голоса, к-рый в нач. оперной деят-сти Е. отмечался современниками как единственный недостаток певца, с годами сгладился. Муз. критики сравнивали Е. с Ф. Таманьо и Ж. Решке. Репертуар включал 55 разнообразных партий (лирич., драм., трагич., героич., характерные) , из к-рых 47 было создано на сцене Мариинского т-ра. Наиболее полно талант певца раскрылся в операх Н. Римского-Корсакова и Р. Вагнера. Первый выход певца на сцену в вагнеровском репертуаре в 1895 ("Тангейзер") открыл новые возможности исполнительской трактовки вагнеровских образов на рус. сцене. В 1910 и 1911 выступал в "Тристане и Изольде" и "Лоэнгрине" п/у дирижера Байрейтского оперного т-ра Ф. Мотля, назвавшего его одним из лучших интерпретаторов образа Тристана ("Тристан и Изольда"). По приглашению вдовы Вагнера и его сына Зигфрида приехал в Байрейт в качестве слушателя.
1-й исп. партий: Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Вакулы ("Ночь перед Рождеством"), Фабия ("Песнь торжествующей любви" В. Гартевельда), Ореста ("Орестея"), Карла VII ("Сарацин"), Валерия ("Сервилия"), Персевальда Эраля ("Миранда"), Беппо ("Корделия", 2-я ред.), Хлопуши ("Орлиный бунт"); в Петербурге — Молодого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова); в Мариинском т-ре — Гвидона ("Сказка о царе Салтане"), Михайло Тучи ("Псковитянка", 3-я ред.), Фераморса ("Фераморс"), Голицына ("Хованщина"), Флорестана ("Фиделио"), Самсона ("Самсон и Далила"), Зигфрида ("Зигфрид"); на рус. сцене — Нерона ("Нерон"), Молодого пастуха ("Суламифь"), Тристана ("Тристан и Изольда"), Зигмунда ("Валькирия"; А. Блок, слушавший певца в этой партии, написал стихотворение "Валькирия"), Зигфрида ("Гибель богов"). Логе ("Золото Рейна"), Далибора ("Далибор"); в СССР — Труффальдино ("Любовь к трем апельсинам"), Ирода ("Саломея"). Лучшие партии: Собинин (с 1896; свободно исп. арию "Братцы, в метель" из 4 д., обычно опускаемую из-за высокой тесситуры), Финн (с 1904; певец превзошел предшествующих исп. этой роли), Садко (один из первых исп. в Мариинском т-ре; по словам современников, насытил роль "конкретным национальным бытовым содержанием"), Гришка Кутерьма (исп. партии вошло в историю рус. оперного т-ра; А. Оссовский писал, что певец в этой роли, "трудной одинаково как с вокальной, так и с психологической стороны, оказался прямо удивительным художником, которому не может грозить ничье соперничество. Это уже не исполнение, а творчество"); Орест ("Орестея"), Иоанн Лейденский (одна из лучших и любимых самим певцом партий), Хозе ("Кармен"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди, исп. с 1901; в этой партии выступил в последний раз на оперной сцене в 1929), Мазаньелло, Самсон (в 1902 в Париже исп. сцену "Самсон в темнице" под аккомпанемент К. Сен-Санса, к-рый дал артисту высокую оценку), Тристан ("Тристан и Изольда"), Зигфрид ("Зигфрид"; в этой партии не знал соперников ни на рус., ни на зарубеж. сцене), Тангейзер (явился подлинным создателем этого образа на рус. сцене), Лоэнгрин, Фауст ("Осуждение Фауста"; конц. исп.). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич, Владимир Дубровский, Кашей, Берендей, Руальд, Андрей Морозов, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Дон Оттавио, Макс ("Вольный стрелок"), Артур ("Пуритане"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст ("Мефистофель"), Эрнани, Гофман; Петух ("Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана"). Партнеры: С. Акимова, А. Антоновский, А. Круглов, В. Куза, Ф. Литвин, М. Михайлова, Е. Мравина, М. Славина, Ф. Стравинский, М. Черкасская, Ф. Шаляпин. Пел п/у Л. Ауэра, Ф. Блуменфельда, А. Зилоти, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника, Д. Похитонова, В. Сука, Ф. Штидри, Э. Эспозито.
С 1890-х гг. вплоть до 1938 интенсивно выступал на конц. эстраде. Репертуар включал сольные партии в Реквиеме Дж. Верди (1901), в "Stabat mater" Дж. Россини, оратории "Рай и Пери" Р. Шумана (1924), "Страстях по Матфею" И. С. Баха, Самсона в одноименной оратории Г. Ф. Генделя (1923), 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с М. Будкевич, Л. Кобеляцкой, Г. Боссе, 1912), в "Торжественной кантате в память столетней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина" А. Глазунова (1899) и партию Командора (музыка к драме А. Толстого "Дон Жуан" Э. Направника, 28 ноября 1892, 1-е исп.). Особенным мастерством было отмечено исп. цикла "Песни и пляски смерти" М. Мусоргского (1902), романсов М. Гнесина ("Песнь Гаэтана") и А. Глазунова ("Восточный романс"). Камерный репертуар составляли также произв. В. А. Моцарта, И. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера (Песни на тексты М. Везендонк), М. Мусоргского ("Царь Саул", "Калистрат"), А. Бородина ("Море"), А. Глазунова ("Жизнь еще передо мною", "Сонет Шекспира"), П. Чайковского ("О, дитя, под окошком твоим"), рус. нар. песни "Дубинушка" и "Эй, ухнем", а также песни миннезингеров, трубадуров и композиторов XVI—XVII вв.
С 1915 вел пед. деят-сть в Петрогр. (Ленингр.) конс. Один из создателей Оперной студии Ленингр. конс., где осуществил девять постановок: "Царская невеста" (1923), "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Фауст", "Русалка" А. Даргомыжского (1924), "Каменный гость" (1925), "Свадьба Фигаро" (1924), "Так поступают все", "Демон" А. Рубинштейна (1938), "Евгений Онегин". На сцене Петрогр. т-ра оперы и балета в 1919 совместно с М. Масловской поставил оперу "Кащей бессмертный". Среди его учеников по оперному классу — В. Давыдова, М. Довенман, А. Иванов, В. Кудрявцева, Т. Лаврова, И. Пичугин, С. Преображенская.
Талант певца высоко ценили А. Рубинштейн, С. Танеев, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов (композитор посвятил Е. романс "Близ мест, где царствует Венеция златая"), Б. Асафьев, А. Блок, А. Белый, А. Луначарский. Е. дружил с худож. Б. Кустодиевым, неоднократно встречался с выдающимися учеными И. Павловым и В. Бехтеревым.
Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1903 и "Колумбия").
Обладал даром художника. Его картины (пейзажи, портреты маслом и карандашом) были показаны в 1910 на выставке Товарищества художников. В их числе неск. автопортретов, портреты Я. Циоглинского (его учителя живописи), Н. Римского-Корсакова и Э. Направника, худож. А. Рубцова. Художники Я. Циоглинский, Б. Кустодиев, Г. Верейский, А. Рубцов, А. Остроумова-Лебедева, А. Ларионов, Т. Жирмунская писали портреты певца.
В Ленингр. гос. конс. установлен бюст Е.
Соч.: Антон Рубинштейн; О Вагнере; Режиссер, директор, художник и артист; Делюсь опытом; Всей душой с большевиками // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма.— Л., М., 1966. С. 347—365; Общение с артистом. — в ГПБ, ф. 275, оп. 1, ед. хр. 24; Дневники (1921 — 1941). — Семейный архив С. Акимовой в ГПБ (отдел рукописей и редких книг, ф. 275).
Лит.: Асафьев Б. Ершов. — Л., 1921; Его же. Критические статьи, очерки и рецензии. — Л., 1967. С. 256—259; Его же. Иван Ершов в опере "Руслан и Людмила" // Муз. жизнь. 1983. № 13; Mалков Н. И. В. Ершов // Жизнь искусства. 1925. № 48. С. 8—9; Mазинг Б. Ершов. — М.; Л., 1928; Юбилей И. В. Ершова // Сов. искусство. 1937. № 55. С. 6; Mузалевский В. Иван Васильевич Ершов // Искусство и жизнь. 1940. № 4. С. 18—20; Серебряков П., Островский А. Великий художник // Муз. кадры (Л.). 1940. № 20—21. С. 2; И. В. Ершов. (Некролог) // Литература и искусство. 1943. № 48; Яголим Б. Гордость русской оперной сцены — И. В. Ершов // Сов. музыка. 1948. № 6; Богданов-Березовский В. Иван Ершов — М.; Л., 1951; Его же. Иван Васильевич Ершов // Муз. жизнь. 1967. № 23; Коган Л. Воспоминания о И. Ершове: Письма, воспоминания, документы // Сов. музыка. 1956. № 10. С. 97—100; Левик С. Ю. Иван Ершов // Там же. 1957. № 12. С. 87—90; Его же. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Каплан Э. И. Ершов — Гришка Кутерьма. (Из прошлого русского исполнительского искусства) // Сов. музыка. 1962. № 12. С. 82—88; Чарушников В. Творец сценической правды: Рассказываем о классе И. В. Ершова // Муз. кадры (Л.). 1965. № 16; Иван Васильевич Ершов: Статьи, воспоминания, письма. — Л.; М., 1966; Аленева К. Слово о Иване Васильевиче Ершове // Муз. кадры (Л.). 1967. № 18; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 156—157; Гозенпуд А. А. Книга о великом артисте // Сов. музыка. 1967. № 7. С. 140—143; Его же. Великий художник // Муз. кадры (Л.).
1967. № 18; Eго же. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность. Исследование. — Л., 1986; Крыжицкий Г. Всадник в Зачеренье. (Воспоминания о И. В. Ершове) // Театр. жизнь. 1968. № 11; Бабанкин Ф. Редкая фотография // Муз. жизнь. 1975. № 14; Вельтеp H. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 30, 31.
Ершов,
Иван ВасильевичРод. 1867, ум. 1943. Певец (драматический тенор). Пел на сцене Мариинского театра (1894—1929, партии в русских классических операх и др.). С 1916 г. профессор Петроградской (затем Ленинградской) консерватории. Народный артист СССР (1938).
Большая биографическая энциклопедия. 2009.