- Аллан, Александр и Луиза
(Allan) —муж и жена, французские артисты, игравшие на сцене С.-Петербургского Михайловского театра. Луиза Аллан, урожденная Депрео, умерла в Париже, в феврале 1856 г.; муж ее умер несколько позже. Еще ребенком Луиза Аллан восхищала своим дарованием, в особенности в трагедии Расина "Гофолия", где играла маленького Иоаса, вместе с Тальмою-Иодаем. Затем она приобрела громкую известность в Париже на сцене театра "Comédie française", исполняя роли ingénue. Приобретя массу завистников, Луиза Аллан должна была оставить сцену "Comédie française" и была тотчас ангажирована театром "Gymnase dramatique"; здесь она переиграла почти весь репертуар Скриба, и многие пьесы собственно для нее даже были написаны. На сцену того же театра перешел из "Комической оперы" артист Александр Аллан на роли первых любовников. Вступив в брак, супруги Аллан продолжали играть вместе в небольших драмах и водевилях, а в 1837 г., приехав в С.-Петербург, поступили на сцену Михайловского театра и сразу сделались любимцами публики. Для дебюта своего Александр Аллан избрал водевиль "Le diplomate" Скриба, а жена его комедию: "La lectrice" и "Une position délicate". У супругов Аллан было много сходства в таланте: в игре их соединялись простота, естественность и неподдельное чувство; Александр Аллан, кроме того, хорошо пел куплеты. Луиза Аллан в особенности нравилась в пьесе: "M-lle de Belle-Isle", кроме того, она исполняла главные роли в пьесах: "Le proscrit" Сулье, "Les précieuses ridicules" Мольера, "Le mariage de Figaro" Бомарше, "La calomnie" Скриба и во мн. др. Александр Аллан был неподражаем в "Les mémoires du diable", "La calomnie", "La camaraderie", в драмах: "La closerie de genêts", "Elle est folle", "La savonette impériale", и др. Особенный успех имели пьесы, где они играли вместе, как, напр., в семейной драме Скриба "Une faute". С начала сезона 1840—1841 годов Луиза Аллан принуждена была по летам своим отказаться от амплуа ingénue и постепенно перейти на другие роли в драме и комедии, как напр.: Сезарины в " Camaraderie", маркизы де При в "M-lle de Belle-Isle", Селимены в "Misanthrope" и др. В мелодраме и так называемой "высокой комедии" она имела меньший успех, так, напр., ей совсем не удалась роль Марии в "La nouvelle Fanchon" ("Материнское благословение"). С приездом в 1845 г. в С.-Петербург артистки театра "Comédie française", Плесси, Луиза Аллан была совершенно забыта, и ей пришлось играть вторые роли: благородных матерей, субреток и пр. В 1847 г. она, огорченная внезапным и незаслуженным охлаждением к ней публики Михайловского театра, оставила Петербург (прощальный бенефис ее был в июле 1847 г.) и была тотчас ангажирована на сцену парижского театра "Comédie française", где и заняла первое место в драме и комедии. Александр Аллан остался на сцене Михайловского театра, где и прослужил до 1850 г.
Вольф, "Хроника Петербургских театров", т. I, стр. 64, 75, 84—85, 91—92, 103, 107—108, 111, 117, 123, 129—130, 134, 142 и 149. — "Энциклоп. Слов., составл. русск. уч. и литер." т. III, стр. 319, статья Вл. Зотова. — "Историч. Вестн." 1890 г., т. XXIX, март, "Воспоминания Зотова", стр. 564—565; 1889 г., т. XXXV, январь, "Воспоминания А. Я. Головачевой", стр. 65. — Энциклоп. словари: Толля, т. І, 74 и Клюшникова, стр. 70.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.