- Даниил Рязанец
— митрополит Московский и всея Руси.
Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием.
Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки.
Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином.
В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью.
Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям.
Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию.
В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю.
В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей.
В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.
Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения великого князя.
Отрицательную роль сыграл митрополит Даниил и в деле преследования Максима Грека. Вооружив против него великого князя, он добился заточения Максима Грека в монастырь.
Несмотря на враждебное отношение к нему общества, митрополит Даниил играл большую роль в церковных и государственных делах во время княжения великого князя Василия.
После смерти великого князя Василия митрополит Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в Боярской думе была уже пассивной. А когда царем стал Василий Иванович Шуйский, затем брат его Иван, партию которых в свое время не поддерживал преосвященный Даниил, он был насильственно "сведен" с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства.
"Митрополит Даниил как нравственная личность, — писал профессор Е. Голубинский, — представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий".
Скончался митрополит Даниил 22 мая 1547 года в Волоколамском монастыре, где провел остаток своей жизни в полной безвестности. Погребен в малом приделе главной церкви.
Труды:
Сборник митрополита Даниила, состоящий из 16 догматических и поучительных слов // Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. — М., 1881.
Сборник с 14-ю посланиями Даниила к разным лицам. — Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI-го в. // Летопись занятий Археографической комиссии. — СПб., 1909, вып. 21, с. 36—38, 45—106,113—114 (№№ 2, 6—31, 33). Окружное послание // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. — СПб., 1862, вып. 4, с. 194—204. Отреченная грамота. Сборник актов, грамот и дарственных записей.
Литература:
Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. — М., 1881.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. — СПб., 1818, ч. 1, с. 114—115. Беляев А. А. Исторические чтения о языке и словесности // Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности. — СПб., 1856, т. 5, с. 194—209.
Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд. // А. Горский, К. Невоструев. — М., 1855—1917, отд. 2, т. 3, № 237, с. 147—164.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, с. 168—207.
Гинбов, священник. Даниил, митрополит Московский, как проповедник.
Жмакин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 27.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 287. Геронтий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. — СПб., 1903, с. 47,101.
Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 138—151.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1653, 1657, 1660—1662, 1705, пр. 1, 1707, 1725, пр. 1,1726; кн. 2, с. 2, 8, 31, 415, 440. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 845, с. 154. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 95, 439, 441, 467. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 583.
Русская проповедь в XI-XVI вв. // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1868, ч. 139, с. 137—138. Рязанские епархиальные ведомости. — 1874, №6. Исторический вестник. — 1881, апрель, с. 775.
— 1882, февраль, с. 471—474.
— 1884, август, с. 664.
— 1887, май, с. 259.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 240.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и К. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 922—928.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 706—707. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 6, с. 84—93. Христианское чтение. — СПб., 1872, октябрь, с. 181.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 139—140.
Даниил Рязанец
(вероятно, прозв. по месту рождения); р. задолго ранее 1492 г., вернее около 1470 г.; 1515 г. игумен Иосифова мон. и (с 27 февр. 1522 г.) митрополит москов., низложен 2 февраля 1538 г.; † 22 мая 1546 г.; писатель и проповедник.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.