- Дамаскин Семенов-Руднев
(в миру Димитрий; 1737—1795 гг.) — епископ нижегородский. По происхождению великороссиянин, сын сельского священника, Димитрий Семенов родился в последних числах января 1737 г., в пределах нынешней Тульской губернии. "Обучившись словесной грамоте у отца своего", он, в начале 1750 г., поступил в крутицкую духовную семинарию, а в 1752 г. — в московскую академию, где сделана была прибавка "Руднев" к его фамилии. В 1761 г. окончил курс и поступил учителем в крутицкую семинарию, но в 1765 г. просил отправить его в Англию для изучения высших наук. Просьба его была уважена и Семенов-Руднев, в 1766—1772 гг., слушал лекции в Геттингенском университете, возвратился в Россию с прекрасными отзывами об успехах в науках и с горячим желанием работать на поприще науки и для пользы своих соотечественников и, в 1774 г., в декабре назначен был в московскую академию учителем, а с 1775 г. — префектом и профессором философии. 8 сентября 1775 г., он постригся в монашество с именем Дамаскина, что открыло ему широкую дорогу к высшему положению в церковной иерархии. 24 мая 1778 г., Дамаскин определен был ректором московской академии, а месяцем раньше возведен в сан архимандрита Богоявленского монастыря; 19 апреля 1779 г., назначен членом московской синодальной конторы. В академии он улучшил метод преподавания и освободил академическую науку от уз схоластики; он сам толковал по воскресным дням свящ. писание в богословской аудитории, обучал студентов немецкому языку, увеличил академическую библиотеку лучшими сочинениями, ввел торжественные академические собрания и ученые диспуты; с 1780 г. архимандрит Дамаскин был цензором духовных книг и периодического московского журнала, участвовал он и в трудах Вольного Российского Собрания, учрежденного при московском университете. 5 мая 1782 г., архим. Дамаскин был назначен епископом севским, викарием московской епархии. 5 июля была его хиротония. Один год и два месяца был Дамаскин епископом севским и в это короткое время успел упорядочить благочинническую отчетность, возвысить дело проповеди церковной, поднять церковное пение, возбудить в духовенстве любовь к просвещению и произвести некоторые улучшения в духовной семинарии.
22 сентября 1783 г. преосвященный Дамаскин был переведен на самостоятельную епархию в Нижний Новгород, где, по отношению к расколу, ему пришлось проявить миссионерскую деятельность, отличавшуюся веротерпимостью и мягкостью. ІІриводя в приличный с внешней стороны вид церковные храмы, преосвященный Дамаскин старался возвысить и духовенство: так, при определении на места он прежде всего обращал внимание на образовательный ценз просителя и сам испытывал его в чтении и пении церковном. Духовная семинария приведена была им в блестящее состояние: расширено преподавание богословия, введены инородческие языки, увеличена библиотека и проч. После десятилетнего управления нижегородскою епархиею, епископ Дамаскин в конце 1793 г., по болезни, стал проситься на покой; просьба его была уважена 12 января 1794 г. с назначением для его пребывания московского Покровского монастыря. 18-го декабря 1795 года он скончался. Литературные труды его не были многочисленны, но были очень ценны. Кроме утраченных его сочинений: "О следах славянского языка в писателях греческих и латинских", "Словаря инородческих языков" "О церковных книгах греческой церкви" и "Библиотеки российской", — остальные все его сочинения были изданы при его жизни. Так в Геттингене — "Немецкий перевод летописи Нестора", "De processione Spiritus Sancti" — Феофана Прокоповича, перевод на латинский язык "Богословия" архиепископа Платона, перевод Сульцера — "О полезном с юношеством чтении древних классических писателей". Затем в России им были изданы "Сочинения Ломоносова", "Поучительные слова и др. сочинения архиепископа Платона", "Проповеди епископа Дамаскина". За свои ученые труды епископ Дамаскин избран был в экстраординарные члены геттингенского университета, а в России — в члены Академии наук.
Исследование Горожанского: "Дам. Семенов-Руднев, епископ нижегородский (1737—1795), его жизнь и труды". Киев, 1894 г.
Здр.
{Половцов}
Дамаскин Семенов-Руднев
(Дмитрий) — епископ Нижегородский и Алатырский.
Родился в январе 1737 года в Тульской губернии в семье священника.
В 1750 году поступил в Крутицкую духовную семинарию; в 1752 году в Московскую духовную академию.
В 1761 году, по окончании академии, определен учителем в Крутицкую духовную семинарию.
В 1765 году подал прошение об отправке его для продолжения образования в Англию.
В 1766 году он с тремя студентами Московской духовной академии был отправлен в Германию для обучения в Геттингенском университете.
В 1772 году возвратился в Россию.
В декабре 1774 года назначен учителем Московской славяно-греко-латинской академии.
С 1775 года — префект и профессор философии в академии.
8 сентября 1775 года пострижен в монашество.
В апреле 1778 года возведен в сан архимандрита Богоявленского монастыря и с 24 мая 1778 года назначен ректором Славяно-греко-латинской академии. Он улучшил метод преподавания и освободил академическую науку от уз схоластики, увеличил академическую библиотеку, ввел торжественные собрания и диспуты в академии. 19 апреля 1779 года назначен членом Московской Синодальной конторы.
С 1780 года — цензор духовных книг. Участвовал и в трудах Вольного Российского собрания, учрежденного при Московском университете.
5 июля 1782 года хиротонисан во епископа Севского, викария Московской епархии.
Занимая кафедру епископа Севского, владыка Дамаскин за короткое время успел упорядочить благочинническую отчетность, возвысить дело церковной проповеди, улучшить церковный хор.
22 сентября 1783 года епископ Дамаскин переведен в Нижний Новгород.
12 января 1794 года уволен на покой в Московский Покровский монастырь.
Скончался 18 декабря 1795 года.
Забота о просвещении была всегда в центре внимания епископа Дамаскина. И у духовенства он стремился привить любовь к науке. При определении священнослужителей на места преосвященный Дамаскин главное внимание уделял на образование.
Духовные семинарии епархии были приведены им в блестящее состояние: расширено преподавание богословия, введено изучение ряда местных языков, увеличены библиотеки.
Сам преосвященный Дамаскин занимался литературной деятельностью, увлекался наукой, писал труды. Его труды немногочисленны, но очень ценны. За свои ученые труды он был избран в экстраординарные члены Геттингенского университета, в России — в члены Академии наук.
Увлечение наукой было настолько сильно, что преосвященный не раз в письмах и прошениях к высокопоставленным лицам и к Петербургскому митрополиту Гавриилу (Петрову; † 1801) выражал желание удалиться на покой и трудиться для одной науки.
Санкт-Петербургский митрополит Гавриил, находившийся в дружеских отношениях с преосвященным Дамаскиным, не раз советовал ему вместо просьбы об увольнении на покой "оставить германские бредни, толпившиеся в голове, а приняться лучше за дело".
Труды:
О следах славянского языка в писателях греческих и латинских. (Диссертация). Собрание проповедей, произнесенных с 1775 по 1782 год.- М., 1783. Словари инородческих языков. О церковных книгах Греческой Церкви. О библиотеке Российской. Сочинения М.В. Ломоносова.— М.,1778. Поучительные слова и другие сочинения преосвященного Платона, митрополита Московского. — М., 1779.
Переработан, дополнен и издан богословский трактат архиепископа Феофана (Прокоповича) О происхождении Святого Духа. — Гота, 1772. Переводы: на немецкий: из Летописи Нестора, на латинский:
Платон, митрополит. Православное учение, или сокращенное Богословие. — СПб., 1774. на русский:
Зульцер. О полезном с юношеством чтении древних классических писателей. — М., 1780; 1787.
Литература:
Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский. Его жизнь и труды. — Киев, 1894.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 141, 142.
Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 165, 168, 170—174, 179.
Колосов Н. А. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский (к столетию со дня его кончины). — М., 1895.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 130. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 133, 607.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 147. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 141. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания, — М., 1843, с. 59, 60. Русская старина. — 1872, январь, с. 139.
— 1874, апрель, с. 799, 801.
Православный собеседник. — Казань, 1909, апрель, с. 429; июль-август, с. 210, 223, прим., 227.
Исторический вестник. — 1885, февраль, с. 467.
Душеполезное чтение. — 1895, ч. 3, с. 645, 649, 654.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, доп. том 1, с. 171. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 885. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 703; т. 2, с. 1633. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 6, с. 52—53.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 58, 66.
Дамаскин Семенов-Руднев
— Епископ сперва Севский, а потом Нижегородский, родился в Январе 1737 года, и в мирянах именовался Димитрием; обучался в Московской Славено-Греко-Латинской Академии с Января 1750 по 1761 год; а по окончании круга наук определен был учителем Риторики и Греческого языка в Крутицкую Семинарию, которою, за небытностью Ректора и Префекта, и управлял по 1765 год. В 1766 году послан был в звании Инспектора с четырьмя студентами, избранными из Духовных Семинарий, в Геттингенский Университет, для усовершения их в знаниях, и сам обучался в оном Немецкому и Французскому языкам; а сверх того слушал лекции Герменевтики, Богословии Догматической и Нравоучительной, Церковной Истории, опытной Физики, Всеобщей и Европейской Истории, Статистики и чистой Математики. Там принят он был Товарищем и Корреспондентом Исторического Института, и на сие звание получил Диплом. Оттуда, возвратясь в Россию 1773 года в Феврале со студентами своими, по выдержании при Профессорах С.-Петербургской Академии Наук испытания, в присутствии Св. Синода, признан Профессором Философии и Словесных наук; а прочие студенты Магистрами. В сих званиях они утверждены тогда же и Имянным Высочайшим Указом, с назначением Семенову по 600, а Магистрам по 400 рублей жалованья, и предоставлены в распоряжение Св. Синоду. По сему Магистры распределены были по Семинариям, а Семенов послан в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию Префектом и Философии Профессором. Он вступил в сии звания с Мая 1775 года, и того же года Сентября 8 дня пострижен в Монашество, а потом произведен во Иеромонаха; в 1778 году Апреля 15 посвящен во Архимандрита Богоявленского Монастыря и того же года в Июне пожалован Академии Ректором, Богословии учителем и Архимандритом Заиконоспасского Училищного Монастыря, а 19 Апреля 1779 года и Членом Конторы Св. Синода. Во все прохождение сих званий сверх соединенного с ними жалованья получал он и пенсион по 600 руб., назначенный ему еще в 1773 году. В Мае 1782 года позван он в Санкт-Петербург и Июля 5, при Высочайшем присутствии, в Сергиевой Пустыне хиротонисан во Епископа на Севскую Епархию, бывшую Викарною Московскою. Из оной в 1783 году Сентября 22 переведен в Нижегородскую, где пробыв 10 лет, по собственному прошению за болезнью уволен в 1794 году Января 12 с пенсионом на пребывание в Московском Покровском Монастыре и там в 1795 году Декабря 18 скончался.
Из сочинений своих он издал в свете только несколько Проповедей, говоренных им с 1775 по 1782 год, кои сперва печатал он порознь, а потом все совокупно 1783 года в Москве в 8 долю листа и посвятил первым трем Членам Св. Синода. Из переводов его известны: 1) Из Несторовой Летописи с Русского на Немецкий язык Сокращение оной, сделанное в Геттингене для Гаттерера, и сим последним изданное 1771 г. там же в Einleit. in die synchronist. Universal. Hist. (Введение во Всеобщую историю в синхронистическом изложении. — лат.) О сем свидетельствует Шлецер в предуведомлении к своему Нестору; а тогда напрасно приписывали перевод сей самому издателю Гаттереру, который и не знал Русского языка; 2) Там же сделанный с Русского на Латинский язык перевод книги Преосв. Платона Митрополита Московского, известной под именем Православное учение или сокращенная Богословия, сочиненной для наставления Великого Князя Павла Петровича. Сей перевод напечатан под смотрением самого переводчика уже по возвращении его из Геттингена в С.-Петербурге 1774 г. в 8 долю листа под заглавием: Orthodoxa doctrina, seu Compendium Theologiae Christianae etc.; 3) перевод с Немецкого на Русский язык книжки Сулцеровой О полезном с Юношеством чтении древних Классических Писателей, напечатано в Москве 1780 г. в 8 долю листа и вторично 1787 г., там же.
Им же изданы: 1) Богословский Трактат Архиепископа Феофана Прокоповича на Латинском языке De processione Spiritus Sancti (о происхождении Святого Духа) напечатан в Готе 1772 г. в 8 долю листа. В сей книге присовокупил он и от себя важные дополнения, а именно: целую XVI Главу О порче книг, приписуемой от Латинов Грекам, и Историческую роспись Греческих и Латинских Писателей о Догмате происхождения Св. Духа; дополнил и докончил самую Историю о сем Догмате; во всей книге повсюду прибавил многие ссылки и примечания; исправил сочинителевы ссылки на писателей по новейшим и вернейшим изданиям их в начале книги приложил лицевое изображение сочинителя и жизнеописание его, которое исправнее изданного в 1767 г. при Истории о сем Догмате; а наконец присовокупил азбучную роспись содержания всей книги. В предисловии признается он, что при издании оной много способствовала ему многочисленная Геттингенская библиотека, и что в России не можно было бы исполнить сего труда. Она напечатана иждивением Амвросия Зертиса, Архиепископа Московского и ему посвящена; 2) Сочинения М.В. Ломоносова, которые он собрал и издал в Москве 1778 г. в 3-х частях в 8 долю листа с разноречиями прежних изданий; а в 3-м томе приложил к подлиннику речей Ломоносовых и переводы оных на Латинский, Немецкий и Французский языки, сделанные самим сочинителем и другими; также и к выписке переводов Ломоносовых из Классических писателей присовокупил подлинники для сличения. За сие издание получил он от Императрицы Екатерины II в награждение 500 рублей; 3) Поучительные Слова и другие сочинения Преосв. Платона, Митрополита Московского; собраны и изданы им с Предисловием в Москве с 1779 г. в 9 частях. В сем труде участвовал и бывший тогда Московской Академии Префект Иеромонах Амвросий Серебренников (после Архиепископ Екатеринославский). В некоторых экземплярах сего издания при 1 Томе припечатано было и Жизнеописание Преосв. Платона.
Дамиан Пресвитер, живший на Волыне, издал в Остроге 1607 г. в 4 долю листа Славянскими буквами книгу под названием Лекарство на оспалый умысл человечий, а особливо на затверделые сердца людские, заведенные светом, альбо якими грехами, до Феодора Мниха, а в особе его до каждого человека, кто в яком-кольвеке есть греху, с приложением при конце Тестамента Василия Царя Греческого сыну своему Льву Философу, переложено с Греческого. Сия книга состоит из двух Слов Святого Иоанна Златоустого: 1) К Феодору падшему, 2) на слова Обаче всуе мятется всяк человек живый, и из помянутого Завещания Царя Василия, напечатанных на Славянском и Польско-Русском языке страница против страницы. Пред Словами Златоустовыми переводчик поместил свое Предисловие к читателю и несколько Силлабических двустрочных стихов, а в конце Завещания Послесловие с таковыми же стихами. Заглавный лист напечатан с киноварью.
{Болховитинов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.