- Александр Михайлович
— великий князь Владимирский, сын великого князя Михаила Ярославича Тверского; род. в 1301 г.; великим князем был с 1326 по 1328 г., умер 28 октября 1338 г. Александр принадлежал к даровитому роду князей Тверских, упорнее других княжеских родов боровшемуся с Москвой за преобладание. Когда, по кончине отца, брат его Димитрий получил ярлык на великое княжение, Александр не пустил во Владимир врага своего, Юрия Московского. После Александр с братом ездил в орду, но был отпущен ранее и потому не подвергся казни, подобно брату, убившему Юрия в присутствии хана. По смерти брата Александр получил великое княжение, но жил не во Владимире, а в Твери. Здесь в 1327 г. случилось событие, имевшее влияние на его участь: в Тверь приехал Шевкал (Чол-хан), двоюродный брат Узбека. Между татарами и русскими возникли столкновения; разнесся слух, будто Шевкал намерен сам стать князем и ввести магометанство. Александр, кажется, поверил слуху, сделал нападение на татар; Шевкала сожгли в княжеском дворце; избили всех татар, с ним прибывших, а также и купцов-ордынцев. Наказание поручено было Московскому князю Иоанну Даниловичу Калите, который, говорят, сам ездил в орду сообщить о происшествии. Тверская область была опустошена; Александр ушел во Псков. Послы от всех князей уговаривали Александра покориться; он отвечал: "Вам лепо было друг за друга и брат за брата стояти, а татарам не выдавати, но противлятися за них за один и за русскую землю". Глухи остались к такому воззванию князья. Он решился было ехать в орду, но псковичи не пустили его. Калита прибег в новому средству: митрополит запретил богослужение. Александр уехал в Литву и вернулся только через полтора года. Княжил он потом мирно до 1335 г., но, соскучась по Твери, поехал в орду. Хан Узбек принял его милостиво и возвратил Тверь. Калита был, конечно, недоволен его возвращением и в 1338 г. снова поехал в орду, куда был призван и Александр. После месяца пребывания там он был жестоко замучен: вместе с сыном его разняли по суставам. Тела их были привезены в Тверь.
Сведения о нем в Лет. Сборниках; отличается от других так называемая "Тверская летопись" ("П. С. Р. Л.", XV) в рассказе о тверском избиении.
К. Б.-Р.
{Половцов}
Александр Михайлович
— Его Императорское Высочество Великий князь, четвертый сын Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича, род. 1 апреля 1866 г. В 1885 г. зачислен в гвардейский экипаж мичманом, в следующем году назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества, после чего сделал кругосветное плавание на корвете "Рында". В 1892 г. командовал миноносцем "Ревель", а в 1893 г. совершил заграничное плавание на фрегате "Дмитрий Донской", в должности старшего лейтенанта, в составе эскадры, посланной в Северную Америку, по случаю празднования 400-летнего юбилея открытия Нового Света. В 1894 г. произведен в капитаны 2-го ранга; с марта 1895 г. до июля 1896 г. состоял старшим офицером эск. броненосца "Сисой Великий"; 31 янв. 1899 г. был назначен старш. офицером броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин"; 1 мая 1900 г. получил в командование эскадр. броненосец "Ростислав"; 7 нояб. 1901 г. назначен главноуправляющим торговым мореплаванием и портами, с оставлением в должности командира броненосца; 1 янв. 1903 г. произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Черноморского флота и зачислением в свиту Его Имп. Величества; в том же году назначен почетным членом конференции Николаевской Морской Академии, а в феврале 1905 г. — начальником отряда минных крейсеров; летом 1906 г. командовал практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря; 22 июня 1909 г. произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом Его Императорского Величества. Еще в чине мичмана, следя за состоянием военно-морского дела за границей, В. Кн. А. М. пришел к убеждению, что отсутствие на русском языке справочных изданий по военно-морским вопросам лишает личный состав флота возможности следить за развитием военно-морского дела в иностранных государствах. Последствием этого было издание в 1891 году первой справочной книги под названием "Военные флоты иностранных государств", повторенное в 1892, 1893, 1895, 1897, 1899, 1901, 1904 и 1906 гг., причем цель издания В. Кн. А. М. определил следующими словами: "Цель предполагаемого издания вообще дать в нескольких выпусках по возможности подробное описание военных флотов иностранных государств параллельно с справочными сведениями, имеющими близкое отношение к морской службе и жизни на море, так чтобы с утратой новизны книга приобрела тем большую ценность для исторических справок". Работая над изданием указанных книг и сопоставляя имевшиеся в его руках данные, В. Кн. А. М. пришел к выводу, что постройка судов во многих иностранных государствах подчинена определенной цели, что каждое из таких государств имеет в виду определенного противника, вследствие чего в 1895 г. им была представлена докладная записка Государю Императору, в которой В. Кн. доказывал, что одним из самых вероятных противников России в ближайшем будущем будет Япония, и что, если он не ошибается, война будет в 1903—1904 г., по окончании судостроительной программы Японии. Исходя из этого, В. Кн. предлагал свою программу судостроения. Программа и связанные с ней вопросы были подвергнуты всестороннему обсуждению, но, к сожалению, высказанная в ней основная точка зрения не была принята, и сам автор записки в июле 1896 г. вышел из строевого состава флота. Политические события 1897—98 гг., однако, подтвердили его предсказания, и в 1898 г. В. Кн. вернулся на действительную службу во флоте. На постройку флота было отпущено 90 миллионов руб.; но время было упущено, суда пришлось строить за границей в большей части, на разных заводах, что не могло не отразиться на их однородности. Состоя старш. офицером броненосца "Сисой Великий", В. Кн. А. М. проявил энергичную деятельность по ускорению постройки этого корабля, которая и была закончена вопреки ожиданиям к осени 1896 г. Издание справочных книжек дало возможность всем офицерам флота быть в курсе военно-морского дела за границей и положило начало изданию подобных же справочных книг морским министерством. Не меньшую пользу принесли возникшие по инициативе В. Кн. частные собрания офицеров флота и армии, первоначально у лейтенанта гр. Гейдена, а потом, с 1898 года — во дворце В. Кн. А. М.; происходившее на этих собраниях обсуждение военно-морских вопросов и занятия военно-морской игрой послужили зачатком новых отдельных курсов при Николаевской Морской Академии, впоследствии развившихся в Военно-Морской отдел этой Академии, а также способствовали созданию Морского Генерального Штаба. На тех же занятиях, при неизменном участии В. Кн. в качестве одного из руководителей или старших посредников, неоднократно разбирался вопрос о вероятном столкновении с Японией, причем каждый раз русский флот оказывался побежденным. В одной из последних игр военные действия со стороны Японии начинались внезапной минной атакой без объявления войны, что дало повод участникам этой игры после 1904 г. говорить, что японцы взяли пример с них. Между прочим, еще в 1898 г. В. Кн. А. М., при посредстве корабельного инженера Скворцова, разработал проект броненосца в 16.000 тонн, исключительно с 12-дюймовыми орудиями, по своей идее предвосхитивший тип современных дредноутов на целое десятилетие. К сожалению, проект этот не был осуществлен. Занятия военно-морским делом убедили В. Кн. А. М., что без торгового мореплавания России трудно развивать свой военный флот. Поэтому все, кому были близки нужды судоходства России, всегда находили в В. Кн. верного союзника и покровителя. За труды на этом поприще Русское Императорское Общество Судоходства избрало В. Кн. А. М. своим почетным председателем, председателем промыслового отдела, а в 1898 году, по учреждении отдела торгового мореплавания при министерстве финансов, В. Кн. был назначен сперва членом, а впоследствии — председателем Совета по делам торгового мореплавания. Ознакомившись с нуждами торгового флота, В. Кн. А. М. предпринял ряд работ, имевших целью упорядочение законодательства о торговом мореплавании. Одним из первых мероприятий в этом направлении были работы по составлению Уложения о торговом мореплавании, к сожалению, до сего дня не законченного, а также переустройство порядка взыскания портовых сборов и новое положение об управлении торговыми портами. С образованием, вместо отдела торгового мореплавания при министерстве финансов, главного управления торговым мореплаванием и портами, первым главноуправляющим был назначен В. Кн. В этой должности В. Кн. А. М. пробыл почти три года, до 17 октября 1905 г., когда главное управление было включено во вновь образованное министерство торговли и промышленности, под наименованием отделов торгового мореплавания и портов. За это время, несмотря на короткий срок и войну с Японией, В. Кн. А. М. удалось разработать ряд мер на пользу торгового мореплавания. Главные из этих мер следующие: выработан порядок строительства, приступлено к постройке нескольких новых портов, углублению и расширению существующих; намечен порядок и начата постройка портов-убежищ; разрешен вопрос о выдаче ссуд под суда, построенные в России из русских материалов; преобразовано дело мореходного образования; обращено серьезное внимание на улучшение быта низших служащих торгового флота; поставлены на очередь вопросы об обеспечении русским углем Балтийского побережья и соединении морей Черного и Балтийского внутренним водным путем. Во время пребывания в звании главноуправляющего В. Кн. А. М. принимал деятельное участие в комитете министров и чрезвычайных военных советах, в особенности — в тяжелую годину войны с Японией. Когда на одном из таких советов решался вопрос о посылке эскадры на Дальний Восток, В. Кн. высказался категорически против этой операции, считая эскадру недостаточно сильной. С янв. 1904 г. Вел. Кн. принимал самое горячее участие в делах флота. Хорошо сознавая, что русский флот не может вступить в открытое единоборство с японским и вместе с тем зная, что Япония не может воевать с Россией без подвоза съестных припасов и предметов военного снаряжения и снабжения, В. Кн. А. М. с открытием воен. действий предложил немедленно снарядить флотилию из быстроходных пароходов-крейсеров Добровольного флота, а также специально приобретенных за границей для посылки ее в Тихий океан и операций на путях сообщения Японии. Предложенная мысль была одобрена; первоначальный план крейсерских действий имел в виду затрату около 25½ миллионов руб., но сумма эта была впоследствии сокращена до 15 миллионов. Такое сокращение денежных средств заставило сильно изменить план крейсерских действий, впоследствии же — почти свести их к нулю под давлением мнений адм. Рожественского и министерства иностранных дел, настаивавших на полном прекращении этих операций. 6 февраля 1904 г., став во главе общественной организации — "особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования", в звании председателя этого Комитета, В. Кн. и здесь проявил свойственную ему энергию и всестороннее знание военно-морского дела, сказавшееся особенно в личном наблюдении за проектированием судов и их постройкой. Благодаря настойчивости В. Кн., в короткий срок 1904—1906 гг. было построено 18 минных крейсеров и миноносцев; судам этим не удалось попасть в эскадру адм. Рожественского, но в 1905—1909 гг. они были почти единственными боевыми судами Балтийского флота и дали возможность воспитать целый ряд командиров и офицеров, создав для личного состава флота новую школу непрерывного мореплавания. Высказываясь против поспешной посылки на театр воен. действий 2-й эскадры Тихого океана, В. Кн. А. М. указывал на необходимость ее обучения и подготовки во внутреннем плавании, доказывая в то же время возможность усиления отправлен. эскадры покупкой пригодных для военных целей судов за границей. Вопреки утверждениям лиц, стоявших во главе мор. министерства, возможность эта была доказана приобретением во время самой войны, хотя и небольшого, миноносца — первого судна в русском флоте с турбинными двигателями, прибывшего в порт Императора Александра III в сентябре 1904 г. Дальнейшее приобретение за границей военных судов не состоялось по независящим от В. Кн. А. М. обстоятельствам. В 1906 году В. Кн. принимал деятельное участие в совещаниях о возрождении флота. Настаивая на необходимости немедленной постройки линейных кораблей новых типов, В. Кн. доказывал, что переживаемое время есть лучшее для возрождения флота, ибо даже небольшая эскадра из новых кораблей составит такую силу, с которой придется считаться целому флоту старых судов. Из деятельности В. Кн. по общегосударственным делам необходимо указать на участие в совещаниях, предшествовавших указу 12 декабря 1904 г., в которых он являлся сторонником привлечения земских людей к законодательной деятельности. В настоящее время В. Кн. А. М. деятельно работает над созданием воздушного флота, состоя председателем отдела этого флота при Высоч. учрежден. Комитете по усилению воен. флота на добровольн. пожертвования. Ближайшим результатом участия Вел. Кн. в новом деле явились посылка за границу весной 1910 г. морских офицеров, обучавшихся авиации во Франции, и учреждение первой в России авиационной школы в Севастополе.
В
1913 г. представил пр-ву на утвержд. "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Адмирал (1915). Завед. организацией авиадела в армиях, Ю-3 фр. (1914—15). С дек. 1916 г. — генерал-инспектор воен. возд. флота. Награжден всеми Рос. орденами до ордена св. Андрея Первозванного вкл., иностр. орденами. Ув. от службы 22.3.1917. Переехал с семьей в Крым, в 1918 г. на англ. корабле "Мальборо" выехал из России. Жил во Франции, занимался археологией. Умер. 26.2.1933.Соч
.: "Книга воспоминаний", Париж, 1933.Лит
.: Вечерний Петербург, 1994, № 107.{Воен. энц.}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.