Давыдов, Василий Васильевич


Давыдов, Василий Васильевич

(31.08.1930—19.03.1998) — спец. в обл. психол., педагогики и филос.; д-р психол. наук, проф. Род. в Москве. Окончил психол. отделение филос. ф-та МГУ (1953), асп. (1956). В 1956—1992 работал в учреждениях АПН РСФСР и СССР (ред. изд-ва, зав. лабораторией, директор НИИ общей и пед. психол., вице-президент). Действ. чл.-учредитель РАО, ее вице-президент (1992). Почетный член Нац. академии образования США (1982). Докт. дисс. — "Виды обобщения в обучении" (1970). Науч. ред. многих сб. и монографий, в т.ч. "Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса" (М., 1960), "Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества" (М., 1990). В трудах Д. исследуются проблемы теории и истории психол., взаимосвязи филос., социол., психол. и педагогики. Д. разработал полидисциплинарную концепцию деятельности человека, описал ее содержание и строение, ее внутр. связи с идеальным планом и планом сознания, с разл. психическими функциями человека. Сформулировал своеобразное понимание личности человека, согласно к-рому она внутренне связана с его творч. потенциалом, с уровнем развития его воображения. Создал развернутую логико-психол. теорию о двух осн. типах обобщения и мышления человека — рассудочно-эмпирич. и разумно-теор., описал внутр. связи типов мышления с организацией процессов обучения, разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе идей школы Л.С.Выготского Д. разработал теорию развивающего обучения, диагностические методики определения уровней развития разл. психических функций (воображения, мышления, памяти) и личности школьников.

Д. был выдающимся росс. психологом, по праву входящим в число гл. творцов отеч. традиции культурно-ист. психологии и психол. теории деятельности. Он был также и философом. И это было не просто неким дополнительным фактом его интеллектуальной биографии, не просто любительским занятием дилетанта наряду с осн. профессиональной деятельностью, а тем, что лежало в основе его собственно психол. идей. В этом смысле его можно уподобить нек-рым др. деятелям отеч. культуры XX столетия (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн), для к-рых филос. тоже была не побочным занятием наряду с их работой в качестве филологов, теоретиков культуры, психологов, а находилась в центре их творч. Д. публиковал и собственно филос. тексты. Но самое важное для понимания его наследия состоит в том, что филос. анализ всегда предварял и фундировал его психол. новации. Первые психол. иссл. Д. в 50—60-е гг., к-рые осуществлялись в русле теории деятельности и прямо отталкивались от ряда идей Л.С.Выготского, ПЯ.Гальперина, А.Н.Леонтьева, вместе с тем стимулировались филос. проблематикой абстрактного и конкретного. Когда Д. начинал свои иссл. о роли обобщения в обучении, большинство философов и педагогов как в нашей стране, так и на Западе твердо стояли на позициях эмпиризма. Д. должен был в первую очередь подвергнуть критике т.н. принцип наглядности, к-рый считался одним из устоев пед. теории, а в действительности как раз и выражал эмпиристское понимание познания вообще и мышления в частности. В этой связи он специально проанализировал различие между обыденными понятиями и понятиями научными и показал на примере ряда случаев, что наглядность в обучении, как она понималась в пед. традиции, не помогает, а серьезно затрудняет образование у учеников научных понятий. Исходя из идеи содержательного обобщения, понятного в рамках метода восхождения от абстрактного к конкретному, Д. разработал теорию и практику новых способов построения школьных предметов и предложил новые методы обучения (к-рые ныне широко используются на практике). Вот осн. положения этой теории. 1. Исходный пункт обучения нек-рому школьному предмету — это содержательное обобщение, конкретная абстракция, а не эмпирич. генерализация. Очень важно показать ученикам различие между эмпирич. обобщениями, используемыми в обыденной жизни, и обобщениями научными. 2. Необходимо обучать учеников спец. действиям, выполнение к-рых ведет к формированию исходных содержательных обобщений — конкретных абстракций. 3. Содержательное обобщение как исходный пункт при обучении нек-рому школьному предмету, как "клеточка" процесса мысленного развертывания этого предмета не м.б. наглядным в эмпирич. смысле слова, т. к. не м.б. прямо получено из чувственного опыта. Однако, как показал Д., оно обладает своей собственной, нетрадиционно понимаемой наглядностью. Это наглядность модели, концепт. схемы. "Клеточка" — это идеализированная модель существенных черт определенного школьного предмета. И как модель она является чем-то одновременно абстрактным и конкретным, а значит, может обладать определенного рода наглядностью. Это был очень важный пункт. Те философы, к-рые изучали метод восхождения от абстрактного к конкретному, не ставили этого вопроса. Д. специально его исследовал, ибо это было для него принципиально важно в свете той практич. установки, к-рая лежала в основе его теор. работы: предложить конкретные методы обучения. В работах Д. филос. анализ тесно связан с самыми конкретными практич. выводами и рекомендациями. Сегодня в нек-рых странах Запада развиваются иссл., к-рые называют "прикладной эпистемологией". Можно с полным правом рассматривать работы Д. по изучению видов обобщения в качестве "прикладной" или даже "экспериментальной эпистемологии", при этом такой, к-рая успешно выдержала проверку практикой.

В.А Лекторский

Соч.: Учебная деятельность и моделирование. [В соавт.]. Ереван, 1981; Проблемы развивающего обучения. М., 1986; О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. № 4; О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990; Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992. № 2; Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992; Теория развивающего обучения. М., 1996.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Давыдов, Василий Васильевич" в других словарях:

  • Давыдов Василий Васильевич — (31.08.1930 1998) отечественный психолог. Биография. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АП СССР, в дальнейшем в качестве… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДАВЫДОВ Василий Васильевич — (р. 1930) российский психолог, академик (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице президент (с 1992) Российской академии образования (РАО). Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Давыдов Василий Васильевич — (31.08.1930 1998) отечественный психолог. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии …   Психологический словарь

  • Давыдов, Василий Васильевич — Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930  19 марта 1998)  советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Давыдов Василий… …   Википедия

  • Давыдов Василий Васильевич — (1930 1998), психолог, академик (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице президент (с 1992) РАО. Труды по психологии обучения, общей психологии. Главный редактор «Российской педагогической энциклопедии» (т. 1 2, 1994 99) …   Энциклопедический словарь

  • Давыдов Василий Васильевич — Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930  19 марта 1998)  советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН …   Википедия

  • Давыдов, Василий Васильевич — (1930 1998)     психолог, действительный член (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице президент (с 1992) РАО, д р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В… …   Педагогический терминологический словарь

  • Давыдов, Василий Васильевич — (1930 1998)    Российский психолог. Доктор психологических наук (1971), профессор (1973), действительный член АПН СССР (1978) и РАО (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997).    Закончил психологическое… …   Кто есть кто в российской психологии

  • ДАВЫДОВ Василий Васильевич — (р. 31.8.1930, Москва), психолог и педагог, акад. и вице през. Рос. академии образования (1992). Д р психол. наук (1971), проф. (1973). Окончил МГУ в 1953. С 1956 работал в учреждениях АПН СССР (вице през. с 1989). Поч. ч. Нац. академии… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Давыдов, Василий Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (разведчик). Василий Васильевич Давыдов Дата рождения: 31 августа 1930(1930 08 31) Место рождения: Москва, СССР …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Давыдов, Василий Васильевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.