- Чешихин, Всеволод Евграфович
— писатель, сын Евграфа Васильевича Ч.; род. в 1865 г. Окончил курс в с.-петербургском университете по юридическому факультету. В 1889 г. поступил на службу в рижский окружной суд; в настоящее время состоит мировым судьей в Риге. С 1892 г. Ч. принимает живое участие в русской общественной жизни города Риги, являясь одним их наиболее деятельных лекторов местного литературного кружка; по его инициативе музыкальным обществом "Ладо" открыто 1898 г. "Рижское отделение Императорского русского музыкального общества". Читает в музыкальной школе "элементарную теорию музыки" и "гармонию". Главные его труды: "Бетховен" (поэма, текст с параллельным немецким переводом, Рига, 1892); "Стихи. 1887—93" (I. Поэмы и драматические отрывки. II. Баллады и фантазии. III. Гимны и элегии. IV. Лирические стихотворения. V. Послания и альбомные стихотворения, Рига, 1894); "Жуковский, как переводчик Шиллера" (критический этюд, увенчанный Императорской академией наук; Рига, 1895); "Отголоски оперы и концерта" (заметки музыкального литератора, 1888—95, СПб., 1896); "История русской оперы" (1902) и ряд переводов, критических статей, беллетристических очерков, рассказов, музыкальных рецензий в разных периодических изданиях. Как публицист, Ч. с особенным вниманием относился к национальным вопросам, стараясь быть одинаково чуждым как расовой нетерпимости, так и национального индифферентизма. Как критик, он высоко ставит публицистический метод исследования литературных явлений, но не отрицает и других методов и выступал как защитник Волынского-Флексера (см. Флексер).
{Брокгауз}
Чешихин, Всеволод Евграфович (дополнение к статье)
— В 1905 г. издана переработанная и дополненная им "История русской оперы" (М.).
{Брокгауз}
Чешихин, Всеволод Евграфович
— писатель, род. 6 февраля 1865 в Риге (сын прибалтийского историка и редактора "Рижского Вестника", Е. В. Ч.); в 1887 окончил юридический факультет СПб. университета и состоит на службе по судебному ведомству (мировой судья в Риге); по музыке — самоучка. Первые переводы его стали печататься в "Рижском Вестнике" 1880; с тех пор он неоднократно выступал в области беллетристики (проза, стихи, между прочим поэма "Бетховен"), критики ("Жуковский, как переводчик Шиллера" премиров. Академией наук, "Современное общество в произведениях Боборыкина и Чехова" и др.) и юриспруденции ("О новом проекте авторского права" в "Журн. Мин. Юстиции", 1900 и др.). По отделу истории европейских литератур сотрудничает в Энциклопедических словарях Брокгауза в СПб. и Граната в Москве. В 1888—94 Ч. состоял музыкальным и литературным критиком при "Рижском Вестнике", с 1896 в "Прибалтийском листке" (позже переименованном в "Прибалтийский Край"). Писал по музыке в "Наблюдателе" ("Бетховен" 1893), "Русской Музык. Газете", "Артисте" и др. Статьи по музыке изданы отдельно: "Отголоски оперы и концерта 1888—95" (1896) и отличаются широкой точкой зрения, стремлением сблизить музык. творчество с другими сторонами духовной культуры. Ч. — вагнерист, признающий однако полное право существования и за типом мелодической оперы. Отдельно изданы еще; "История русской оперы (СПб., 1902; перепечатка из "Рус. Муз. Газ.", 1901, №№ 27—52; новое дополненное издание Москва, 1904). "П. Чайковский" опыт характеристики (Рига, 1893); справочная книжка "Краткие либретто" (100 современных опер; Рига, 1894); переводы вагнеровских опер "Тристан и Изольда", "Парсиваль", а также критический этюд о "Парсивале" (СПб. 1899). Ч. один из главных инициаторов открытия в Риге отделения И. Р. М. О. (1898), в делах которого принимает близкое участие.
{Риман}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.