Бухарев, Александр Матвеевич

Бухарев, Александр Матвеевич

(в монашестве Феодор) — духовный писатель, род. в Тверской епархии в 1824 г. ум. в Переяславле 2 апреля 1871 г. Сначала Бухарев обучался в тверской семинарии, еще при поступлении в которую обратил на себя внимание своею даровитостью, а затем в московской духовной академии, курс которой окончил в 1846 г. Во время обучения в академии, побуждаемый, главным образом, своею болезненностью и сосредоточенностью, он принял монашество с именем Феодора. По окончании академического курса, Бухарев был оставлен при академии бакалавром по кафедре священного писания. Он скоро обратил на себя внимание митрополита Филарета. Его лекции увлекали студентов. Они отличались глубиною и новизною содержания; знакомя слушателей с содержанием какой-нибудь священной книги, Бухарев старался в то же время выяснить сущность взглядов священного писателя и индивидуальные особенности каждого из них. Эти характерные черты его преподавания можно видеть из составленной по его лекциям книги "Несколько статей об апостоле Павле" (СПб., 1861), изображающей влияние апостола Павла на отрешение христианства от ветхозаветной обрядности и его проповедь, научающую устроять жизнь по духу Христова учения. Притом Бухарев излагал лекции с горячим воодушевлением, еще более усиливавшим их влияние на слушателей. Когда "Переписка с друзьями" вызвала против Гоголя град нападок и поставила его в нравственно-тяжелое положение, одним из очень немногих, решившихся прийти на помощь Гоголю, был Бухарев. Он хотел напечатать "Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 г." (вышли в свет в СПб., 1861) и представил это сочинение в рукописи митрополиту Филарету, но письма вызвали неудовольствие митрополита, считавшего такие занятия Бухарева несовместимыми с его званием. Тогда Бухарев вступил в переписку с Гоголем, а впоследствии и лично сблизился с ним. Между тем у Бухарева возникли новые недоразумения с начальством из-за лекций, в которых он с течением времени вдался в некоторый мистицизм, и в конце 1854 г., уже в сане архимандрита, он был переведен в казанскую духовную академию на кафедру догматического богословия; здесь он был также и инспектором академии. Как и прежде, он увлекал слушателей; желая действовать лишь убеждением, он не придавал значения многим мелким требованиям учебной дисциплины. В то же время, проникнутый горячей верою, полный апостольской ревности и желания привести других ко Христу (сам он "весь жил возвышенной идеей Единородного Сына Божия — Агнца, принявшего в существо Своего Я все человеческое"), сделался душою местного проповедничества, стал вращаться с проповедью в светском кругу, так что завелись даже особые "вечера с о. Феодором". Такое направление деятельности Бухарева, несвободной от некоторого мистицизма, не встретило сочувствия в лице высшего духовного начальства. Вскоре Бухарев, при учреждении особого Комитета духовной цензуры, был назначен членом этого комитета и переведен в Петербург. По своей должности Бухарев должен был, между прочим, цензуровать "Домашнюю Беседу" Аскоченского. Возмущенный "мрачным изуверством", с которым Аскоченский нападал на все мирское, Бухарев стал изменять некоторые статьи "Домашней Беседы", за что вскоре получил выговор от своего непосредственного начальства. После этого он стал пропускать статьи без поправок или совсем запрещал их, чем вызвал ожесточенную вражду Аскоченского. Протест, поданный последним против Бухарева в конференцию московской духовной академии, был настолько неприличным, что Бухареву была послана копия этого протеста для возбуждения дела об оскорблении чести, к чему, однако, Бухарев не прибег. Спустя два года после этого, в "Домашней Беседе" были напечатаны критические статьи по поводу сочинения Бухарева: "О православии в отношении к современности" (СПб., 1860; здесь Бухарев выразил свои взгляды по вопросу о примирении христианства с современной жизнью). "Домашняя Беседа" объявляла Бухарева еретиком и осыпала его бранью. Эти статьи проходили цензуру Бухарева, но он их пропустил и в то же время напечатал в "Сыне Отечества" ответ на них, вполне определенно выражая свои взгляды на отношение христианства к современности; это однако не остановило преследований Аскоченского. Скоро в "Домашней Беседе" появилось, с надлежащими комментариями, извещение о том, что Бухарев печатает свое толкование на Апокалипсис. После этого рукопись сочинения Бухарева, по требованию начальства, была взята из типографии и отдана для нового просмотра, сам же он в 1862 г. был переведен в число братии Переяславльского Никитского монастыря (за несколько лет до того времени Бухарев сам просил об этом переводе). Между тем дело о толкованиях Бухарева на Апокалипсис продолжалось и закончилось совершенным осуждением этого сочинения. Труд над Апокалипсисом Бухарев считал главною задачею своей жизни и занимался им с молодости и до самой смерти; запрещение страшно на него повлияло и побудило летом 1863 г. снять с себя монашество; по собственным словам Бухарева, он не хотел "фальшивить в монашестве, когда внутренно всеми силами протестовал против тех, кого должен был, по монашеству, слушаться"... Снятие сана повлекло за собою для Бухарева лишение всех прав, приобретенных академическим образованием и службою. Вскоре после этого он женился и восемь лет прожил отчасти в Твери, отчасти в Ростове, а в последнее время жизни — в Переяславле. Все это время он был, по большей части, в бедственном положении. Единственным средством к существованию являлся для него незначительный гонорар за сочинения, над которыми он неустанно работал, а также весьма скромная поддержка друзей, не отшатнувшихся от него после снятия сана. В числе лиц, оказывавших ему поддержку, был и митрополит Филарет. Бухарев безуспешно старался добиться должности преподавателя в юнкерском училище; одно время тверское общество хлопотало об избрании его в мировые судьи, но также безуспешно. Истомленный трудами, лишениями и болезнями, он умер в сравнительно молодом возрасте. В одной из бумаг Бухарева, уже после его смерти, М. Погодиным были найдены написанные рукою Бухарева слова: "Болезненный и ничего у себя не имеющий, занятый делом Божией истины и церкви, пошел я на семилетнюю эпитимию, лишение прав, потерю прошедшей беспорочной службы, решился на позор расстрижения, чтобы не оставаться в противных совести отношениях беспрекословного повиновения духовному начальству". Кроме уже упомянутых сочинений Бухарева, он, еще в бытность свою бакалавром московской духовной академии, напечатал несколько статей в "Прибавлениях к творениям святых отцов"; затем, с именем архимандрита Феодора, издал отдельно следующие свои труды: О картине Иванова: "Явление Христа народу" (СПб., 1859), "О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа" (СПб., 1861), "Изъяснение I главы Книги Бытия и о миротворении" (СПб., 1862), "Приемы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора "Домашней Беседы" В. Аскоченского" (СПб., 1862), "О миротворении" (СПб., 1864), "О принципах, или началах в делах житейских и гражданских" (СПб.); с именем А. Бухарева он издал: "Исследования о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры" (Москва, 1864), "Св. Иов многострадальный" (М. 1864), "Св. пророк Даниил, пр. Иеремия, пр. Иезикииль, пр. Исаия" (М. 1864), "О подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезикииля и Даниила" (М. 1864), "Письмо о благодати св. таинств Церкви Православной Кафолической" (М. 1864), "Печаль и радость по Слову Божию" (М. 1865), "О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской" (М. 1865), "O подлинности апостольских посланий" (М. 1866), "Моя апология по поводу критических статей и отзывов о книге: "О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской" (М. 1866), "Об упокоении усопших и о духовном здравии живых" (М. 1866), "Воспоминание о священнике Петре Таманецком" (Ярославль, 1871). Кроме того, осталось ненапечатанным большое сочинение Бухарева: "Иисус Христос в Своем слове".

"Голос", 1871 г., № 121. — М. Погодин, "Воспоминание об Александре Матвеевиче Бухареве (архим. Феодоре)" ("Московские Ведомости", 1874 г., № 84). — "Церковно-Общественный Вестник", 1874 г., № 43 (по поводу предыдущей статьи). — "Библиографический указатель материалов по истории русской школы", № 9 (приложение к журналу "Педагогический Сборник", 1900 г., № 11). — Г. Геннади, "Сведения о писателях и ученых, умерших в 1871 г." ("Русский Архив", 1873 г., № 8). — Некрологи: в "Московских Ведомостях", 1871 г., № 86, в "Иллюстрированной Газете", 1871 г., № 16. — П. Знаменский, "Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни", Казань, 1902. — "Русский Календарь" Суворина на 1872 г. — В. Розанов, "Интересный эпизод нашей умственной жизни" ("Новое Время", 1902 г., 12 дек.). — П. Знаменский, "Печальное 25-летие". — Статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. — С. А. Венгеров, "Русские книги", т. ІII, СПб., 1898. — П. Знаменский, "История Казанской духовной академии", ч. І, стр. 124—136, 142, 176—180; ч. III, стр. 200—208. — Колосов, "История Тверской духовной семинарии", стр. 342—347 (см. "Православное Обозрение", 1890 г., янв.). — Смирнов, "История Московской духовной академии", стр. 138, 260 и сл. 395, 406, 463—465, 628—631. — "Бедственное положение бывшего архимандрита Феодора" ("Петербургская Газета", 1874 г., № 48). — "Русские Ведомости", 1897 г., № 85. — С. А. Венгеров, "Источники словаря русских писателей", т. І. — Календарь Гатцука на 1872 г. — Энциклопедические словари: Березина и Толля (необходимое добавление).

В. Г.

{Половцов}



Бухарев, Александр Матвеевич

(в монашестве Феодор) — духовный писатель; род. в 1824 г. в Тверской епархии; учился в тверской семинарии и в московской духовной академии, где кончил курс в 1846 г. и был оставлен при академии бакалавром по кафедре Священного Писания. Незадолго перед окончанием курса Б. принял монашество. Побуждением к этому были, главным образом, его болезненность и сосредоточенность в себе. Как профессор, Феодор читал свои лекции с большим огнем и воодушевлением; не менее выделялись они и по своему содержанию; излагая содержание какой-нибудь священной книги, лектор старался выяснить сущность воззрений и личные особенности каждого священного писателя. Это можно видеть и из составленной по лекциям книги его: "Несколько статей об апостоле Павле" (СПб., 1861), где он изобразил, как апостол Павел содействовал отрешению христианства от ветхозаветной обрядности и как учил устраивать современную ему жизнь по духу учения Христова. И сам Феодор считал себя как бы призванным к тому, чтобы ставить христианство в живое отношение к современности, чтобы проводить в сознание современников убеждение, что христианство пришло не губить, а спасать грешный мир от всех бедствий, особенно же от греха и его последствий. Едва ли не он первый в начале шестидесятых годов выступил в печати со смелым в то время вопросом о примирении христианства с современностью; свои взгляды по этому вопросу он изложил в сочинении: "О православии в отношении к современности" (СПб., 1860), навлекшем на него много неприятностей. Еще больше неприятностей доставили ему в свое время его "Три письма к H. В. Гоголю, писанные в 1848 г." (СПб., 1861). Известно, что знаменитая "Переписка с друзьями" поставила Гоголя в невыразимо тяжелое нравственное положение: оставленный светскими писателями и друзьями, не признанный и заправителями духовной жизни и науки, он стал одиноким среди двух противоположных лагерей. Феодор решил явиться к нему на помощь и с этой целью представил в рукописи названное сочинение московскому митрополиту Филарету, без разрешения которого никто из подведомственного ему духовенства не мог ничего печатать. Митрополит выразил свое неудовольствие по поводу такого предмета занятий профессора Священного Писания. Феодор тем не менее списался с Гоголем и с этого времени познакомился с ним. После этого у Феодора из-за лекций выходили неудовольствия с начальством, так что он, уже в сане архимандрита, был в конце 1854 г. переведен в казанскую академию на кафедру догматического богословия. В казанской академии Феодор был также инспектором, но недолго прослужил там. По учреждении особого комитета духовной цензуры, Феодор был назначен членом этого комитета и переведен в Петербург. Здесь-то собственно и разыгралась вся драма его жизни. По обязанности цензора ему пришлось читать "Домашнюю Беседу". Мрачное изуверство пресловутого редактора "Беседы" Аскоченского, с каким-то беспощадным злорадством клеймившего все мирское, не могло не встретить отпора в лице Феодора с его идеально-христианскими воззрениями на жизнь. Сначала он стал поправлять статьи "Домашней Беседы"; но получив за это выговор от непосредственного своего начальства, перестал это делать и пропускал статьи без поправок, или же совсем запрещал их. Эти запрещения вооружили против него редактора "Беседы". Последний подал в конференцию петербургской духовной академии протест на своего цензора — протест, до того неприличный и оскорбительный, что академия послала Феодору копию с протеста, предоставляя ему вчинить иск за оскорбление чести. Феодор не прибегнул к подобного рода оружию. Года через два после этого появились в "Домашней Беседе" критические статьи по поводу сочинения Феодора: "О православии в отношении к современности" — статьи, подобные протесту, неприличные по тону и оскорбительные по сарказмам и брани; в них Феодор объявлялся самым зловредным и погибшим еретиком. Хотя статьи эти должны были пройти цензуру Феодора, но он не решился наложить на них запрещение, а ограничился только тем, что напечатал в "Сыне Отечества" ответ на них, надеясь, что этим путем его взгляд на отношение христианства к современной жизни лучше уяснится и привлечет внимание благомыслящих людей. Редактор "Домашней Беседы" не прекратил своих преследований; он объявил в своем журнале, что Феодор печатает свое толкование на Апокалипсис. Это обстоятельство решило участь Феодора. Необходимо сказать, что в своих объяснениях на Апокалипсис Феодор излагал основные свои воззрения; сочинение это Б. считал главной задачей своей жизни и до самой смерти не переставал над ним работать. Вслед за объявлением "Домашней Беседы" рукопись Феодора об Апокалипсисе была по требованию начальства взята из типографии и отдана для нового просмотра, а сам Феодор был уволен (1862) в Переяславль, в Никитский монастырь, в число братии, согласно прежнему его прошению, которое он подавал еще в 1859 или в 1860 г. Пока шло дело об Апокалипсисе, Феодор оставался в монастыре; но когда последовало решительное запрещение рукописи, он немедленно подал прошение о снятии сана. Летом 1863 г. Феодор снял с себя монашество, причем, конечно, лишился всех прав, приобретенных им по службе и своему академическому образованию. Вскоре после этого Б. женился и относительно безбедно прожил почти 8 лет отчасти в Твери, отчасти в Ростове, а к концу жизни — в Переяславле, без устали работая над своими сочинениями и получая вспомоществования от некоторых друзей, оставшихся ему верными и после снятия сана. Помощь эта была, впрочем, очень невелика. Один только раз она достигла сколько-нибудь значительных размеров, — то были сто рублей, присланные ему от московского митрополита Филарета. Б. † 2 апреля 1871 г.

Кроме названных сочинений, Б., еще в бытность свою профессором в Москве, напечатал несколько статей в "Прибавлениях к творениям св. отцов" и отдельно издал с именем архимандрита Феодора следующие труды: "О картине Иванова "Явление Христа народу"" (СПб., 1859); "О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа" (СПб., 1861); "Изъяснение 1-й главы книги Бытия и о миротворении" (СПб., 1862); "Приемы знания и беспристрастие в критическом деле редактора "Домашней Беседы" В. Аскоченского" (СПб., 1862); "О миротворении" (СПб., 1864); "О принципах, или началах, в делах житейских и гражданских" (СПб.). Со светским же именем А. Бухарева изданы: "Исследования о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры" (М., 1864); "Св. Иов многострадальный" (М., 1864); "Св. пророк Даниил, — пророк Иеремия, — пророк Иезекииль, — пророк Исаия" (М., 1864); "О подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила" (М., 1864); "Письмо о благодати св. таинств церкви Православно-кафолической" (М., 1864); "Печаль и радость по Слову Божию. Очерки священных книг: Плача Иеремии и Песни Песней, с прибавлением соображений об Апокалипсисе и о 3-й книге Ездры" (М., 1865); "О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно Русской" (М., 1865); "О подлинности апостольских посланий" (М., 1866); "Моя апология по поводу критических статей и отзывов о книге "О современных духовных потребностях"" (Москва, 1866); "Об успокоении усопших и о духовном здравии живых" (М., 1866).

{Брокгауз}



Бухарев, Александр Матвеевич

бакалавр Моск. духовн. академии (бывший архимандрит Федор), писатель; р. 1820, † в апр. 1871 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Бухарев, Александр Матвеевич" в других словарях:

  • Бухарев Александр Матвеевич — Бухарев, Александр Матвеевич (архимандрит Феодор, 1822 71) явление исключительное в истории русской церкви. В настоящее время он снова стал привлекать к себе внимание наиболее чутких представителей современного богоискательства. Бухарев… …   Биографический словарь

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (в монашестве Феодор) (1822 71) русский богослов и философ, предтеча т. н. нового религиозного сознания в России кон. 19 нач. 20 вв. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 сложить с себя сан. Сочинение О православии в отношении к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бухарев Александр Матвеевич — (в монашестве Феодор) (1822 1871), богослов и философ, предтеча так называемого «нового религиозного сознания» в России конца XIX  начала XX вв. Конфликт с церковными властями побудил Бухарева в 1863 сложить с себя сан. Труд «О православии в… …   Энциклопедический словарь

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (архимандрит Феодор) (1824 1871), русский богослов и философ. Родился в с.Федоровское Тверской губернии в 1824. В 1846 окончил Московскую духовную академию, принял монашество. В академии его учителем был Ф.А.Голубинский. Испытал также влияние… …   Энциклопедия Кольера

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. 2(14).04.1871, Переславль Залесский)    религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. 2(14).04.1871, Переславль Залесский) религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по… …   Русская философия: словарь

  • Бухарев Александр Матвеевич — – в монашестве архимандрит Феодор. Род. в 1822 г., скончался в 1871 г. от чахотки, в крайней бедности. Окончил курс Московской дух. академии со степенью магистра богословия. Б. постригся в монашество по убеждению ректора академии.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • БУХАРЕВ —     БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Тверской губ. 2 (14) апреля 1871, Переславль Залесский] русский богослов, религиозный писатель, критик. В 1846 закончил Московскую духовную академию,… …   Философская энциклопедия

  • БУХАРЕВ — Александр Матвеевич (в монашестве Феодор; 22.07.1822, с. Фёдоровское Корчевского у. Тверской губ. 2.04.1871, Переславль Залесский Владимирской губ.), богослов, экзегет и публицист. Род. в семье диакона. При физической болезненности уже в детстве… …   Православная энциклопедия

  • БУХАРЕВ — Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 2.04.1871), русский богослов, публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его… …   Русская история

Книги

  • А.М.Бухарев. Некролог, Никита Гиляров-Платонов. «Газеты сообщили, что на днях скончался Александр Матвеевич Бухарев. Мы его знали близко, когда он был первоначальным Александром Матвеевичем Бухаревым; знали довольно, когда он стал отцом… Подробнее  Купить за руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»