- Иосиф Соломон бен-Моисей Луцкий
Иосиф Соломон бен-Моисей Луцкий
прозванный Яшар (ר״שי) - караимский ученый и писатель; род. в 1770 г. в Кукизове близ Львова, жил впоследствии в Луцке и около 1802 г. поселился в Евпатории, где стал хахамом. Когда в 1827 г. издан был указ о привлечении евреев, в том числе и караимов, к отбыванию воинской повинности, караимские общины в Крыму отправили депутацию, состоявшую из Симхи бен-Соломон Бабовича (подробности см. Бабович). Когда Иост в 1829 г. вступил в письменные сношения с крымскими караимами, он обратился также к И. После 1831 г. И. предпринял путешествие в Палестину (отчего назван был Иерушалми) и по возвращении остался в Евпатории до смерти своей в 1844 г. - Из потомков И. известен его единственный сын Авраам, прозванный Ибн-Яшар, который также был ученым и писателем (см.). - И. обладал обширными познаниями и написал следующие сочинения: 1) רפס הוצת חתפל ךונחח, педагогического содержания, состоит из 2 частей: а) הנתה חתפ, заключает азбуку, склады и краткие молитвы для детей на евр. яз. с татарским переводом; б) נר רכז, известное сочинение Вениамина Мусафии с переводом евр. слов на татарский яз. и с приложением ключа к евр. корням, встречающимся в книге, и приводимых в ней библейских стихов, под заглавием רנד שרש. Издание, напечатанное в Константинополе в 1831 г., вызвало по неизвестной причине неудовольствие многих, что заставило автора на некоторое время отправиться в Палестину. - 2) תירט ףסכ, пространный суперкомментарий к רחנמה רפס Аарона Старшего, напечатанный вместе с текстом в Евпатории в 1835 г. И. обнаруживает обширные познания в разных областях; книга была встречена восторженно и удостоилась лестных отзывов в предпосланных изданию апробациях. В своем предисловии И. упоминает только один комментарий, которым он пользовался, а именно יכדרמ רמאמ своего тестя Мордехая бен-Нисан Кокизова. Издание это почему-то вызвало против него некоторое озлобление со стороны его шурина Давида Кокизова, и он составил ряд замечаний против комментария И. под заглавием דוד תכס и хотел поместить их в конце издания, что, однако, не было допущено. Но И., ознакомившись с замечаниями Давида Кокизова, в особой книжке (1834) обнародовал 14 из них под заглавием דודל ןויגש, поместив рядом свои возражения под названием הנעמ ןושל. Кокизов опроверг возражения противника в книге ףסוי רנש, которая, однако, осталась неизданной, его же замечания דוד תכס впоследствии полностью помещены были в דוך חמצ, изданном уже после его смерти (Петербург, 1897). - 3) ארשי תעושת תרגא, подробное описание путешествия в Петербург вместе с Бабовичем, напечатано с пунктуацией и татарским переводом его шурина Авраама Фирковича в Евпатории в 1840 г. - 4) Религиозная поэзия, молитвы, гимны и др., из которых 17 (или 18) помещены в караимских молитвенниках (изд. Вильна, I, 447, IV, 123, 149, 154-156, 159, 160, 220, 224-228); одно из его стихотворений, הכוסנ רמזל רמז ("Песнь на праздник Кущей"), вышло отдельно в Евпатории. - 5) Календарь, обнимающий 1859-1901 гг., издан после смерти автора, по-видимому, в Евпатории в 1858 г. Составленные им таблицы конъюнкций (דלומ) и новолуний послужили основанием для исправления караимского календаря за означенные годы.
- Ср.: Jost, Gesch. des Judenth., II, 374-375; Gottlober, םיארצה תודלותל תרצנ, 179; Fürst, Gesch. des Kar., III, 131-133; Firkowitsch, יננא ןורכז, 4; Синани, "История возникновения и развития караимизма", II, 259; Posnanski, The karaite literary opponents of Saadiah Gaon, 90, № 48; idem, Die karäische Literatur der letzten dreissig Jahre, 9, 25.
С. П.
Еврейская энциклопедия. - Издательство: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон. - Санкт-Петербург, 1906-1913.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.