- Иона, епископ Великопермский
Иона, епископ Великопермский
- святитель, епископ Великопермский, Устъвымский.
† 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля ив 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.
Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458- 1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей - остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану - Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов.
В 1462 и 1463 годах он окончательно утвердил в христианской вере "Великую Пермь" - народы, жившие по Вишере, Каме и Чусовой. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. В 1461 году принимал участие в Соборе, избравшем митрополитом Московским и всея Руси Феодосия (Бывалыдева, 11475).
Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, "положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви [Благовещения Пресвятой Богородицы], по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различныя подают с верою приходящим..."
Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого из них) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Ивановиче Шуйском.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 248. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 1, с. 1421.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. - М., 1884-1885. - Т. 1, с. 518-523. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. - СПб., 1855-1858. - Т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 729.
Попов Е. А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379-1879). - Пермь, 1879, с. 11-12.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. - 2-е изд., с доп. - Чернигов, 1865. - Т. 1, с. 138-140. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - 2-е изд. - СПб., 1862, с. 200-201.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 462.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 557.
Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. - Пермь, 1899, с. 12. Русский паломник. - 1908, № 7, с. 111. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 274. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 1108. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 314.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 47. Минея июнь. - М., 1986. - Ч. 1, с. 206-207.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.