Иона Одноушев

Иона Одноушев

Иона Одноушев

- святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался - Киевский и всея Руси).

† 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября.

Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша.

Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что "сей юноша будет великим святителем земли русской".

Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков.

В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью.

2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона.

Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия.

Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царьград, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат- митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей.

Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе [заседания Ферраро-Флорентийского Собора проходили в 1438-1445 годах с участием византийских иерархов и митрополита Киевского и всея Руси Исидора. В 1439 году Собором принята уния с Западной Церковью], начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность.

В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи.

Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства.

Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость.

31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом.

В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему.

В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей).

В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей - 5/18 октября.

Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

Архиепископ Августин (Виноградский, † 1819) через несколько дней после бегства французов из Москвы с робостью вошел в Успенский собор, опасаясь взрыва. И первое, что открылось его взору посреди общего запустения, была уцелевшая рака с почивающим в ней святителем Ионою. Около стен собора стояли горны для плавки металлов; вместо огромного серебряного паникадила спускались со свода храма огромные весы; ободранные иконы были разбросаны по полу... И посреди ужасов святотатства серебряная рака святителя Ионы и подсвечник остались невредимыми! "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!" - воскликнул архиепископ Августин и со слезами припал к чудотворным мощам святителя Ионы. Это событие явилось знамением, что и по преставлении к Богу святитель Иона ограждает град Москву и всю страну от посягательств врагов.

Труды:

Окружное послание Литовским епископам, о соблюдении православной веры и несообщения с Исидоровым учеником Григорием // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 81. Послание к литовским боярам и панам, о твердом стоянии за православную веру и Церковь // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 80. Послание Полоцкому епископу Симеону с выговором за неуважение к нему // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 78. Послание в Вятку с обличениями народных пороков // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, №77.

Послание к Верейскому князю Михаилу Андреевичу с жалобою на Вышегородских соборных попов и горожан, об обиде митрополичьего десятника // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, №70.

Послание Киевскому князю Александру Владимировичу о поставлении своем в сан митрополита, с убеждением охранять в Литве Православие и с просьбою содействовать воссоединению Киевской митрополии с Московской // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 66.

Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 90.

Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение Православия в Литве // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - - Ч. 1, № 89. Грамота, адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому епископу Евфимию - о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 88.

Послание литовским епископам о незаконном Киевском митрополите Григории // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 87. Послание к Новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митрополита Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 86.

Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, №85.

Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, №75.

Послание 1) Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться в. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; 2) Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 73. Послание к польскому королю Казимиру // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 68. Послания в Новгород: 1) архиепископу Евфимию и 2) гражданам - о прекращении междоусобиц.

Послание нареченного на митрополию епископа Ионы в Нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1, № 61.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 4, кн. 1, с. 107; т. 6, с. 7-45. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1871. Карпов Г. Ф. Очерки из истории Российской Церковной иерархии XIV-XV столетий // Чтения Московского общества истории и древности. - М., 1864.

Дьяконов М. А. Власть Московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. - СПб., 1889. Терновский С. А., профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху // Архив Юго-Западной России: в 37 т. - Киев, 1859-1914; 1872. - Т. 5, ч. 1. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 226-272. Васильев В. История канонизации русских святых. - М., 1893.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 1, с. 1069, 1070, 1076, 1078, 1080, 1086, 1088, 1106-1107, 1153, 1259-1260, 1261-1265, 1272, 1278, 1279.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 211, 223-225, 231, прим. 13; 233-240, 244-245. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. - СПб., 1895, с. 57, 58.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 54,152. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. - 2-е изд. - СПб., 1899. - Т. 2, с. 94-101.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. - 1896, с. 46. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. - Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902. - Вып. 9, ч. 2, с. 167-168. Успенский А. И. Житие святителя Ионы, митрополита. Переводы с иконы 1644 г., писанной Яковом Тарасовым. - М., 1905. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 79. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402, 1410.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 96. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. - СПб., 1885- 1916.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5, 413.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - 2-е изд. - СПб., 1862. - С.121-122.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 537, 540, 546.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 519.

Крыжановский О. Святитель Иона, митрополит Московский // Русский паломник. - 1895, № 21, с. 321-323.

Калистов Н. Архиепископ Иона // Русский паломник. - 1907, № 44, с. 700-701. Православный собеседник. - Казань, 1867, март, с. 200; июнь, с. 91. Исторический вестник. - СПб., 1881, апрель, с. 769.

- 1882, май, с. 368. - 1885, декабрь, с. 34, 36. - 1893, май, с. 467. - 1894, июнь, с. 707. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1880, июнь, с. 224.

Духовный вестник. - Харьков, 1862. - Т. 1, кн. 4.

Русский инок. - 1911, март, вып. 5, с. 64. Русский архив. - М., 1895. - Кн. 1, № 4, с. 546; кн. 3, № 11, с. 407. - 1904. - Кн. 2, № 5, с. 47. - 1912, № 6, с. 214. Журнал Московской Патриархии. - М., 1944, № 9, с. 13.

-- 1945, № 4, с. 11-18. - 1946, № 8, с. 32-37; № 10, с. 52-56. Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 1, с. 513.

Троицкий патерик. - Сергиев Посад, 1896, с. 174-190.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13, 35.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 278-283. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 1109; т. 2, с. 1574. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 313-314. Минея март. - М., 1984. - Ч. 2, с. 370-372. Лурье Я. С. Иона // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1988. - Вып. 2, ч. 1. - С.420-426.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Иона Одноушев" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»