Гавриил, протопоп Софийского собора

Гавриил, протопоп Софийского собора

Гавриил, протопоп Софийского собора

- протопоп Софийского собора в Новгороде, еретик, осужден собором 1491 г. Как известно, ересь жидовствующих, последователем которой был Г., особенно сильно развилась в Новгороде, где этому способствовало церковное неустройство и независимость от централыюй власти духовенства. Родоначальником этой ереси, по словам летописцев, был еврей Схария, приехавший в 1471 г. в Новгород и совративший некоторых духовных лиц, между которыми был и Г. Ересь перешла в Москву и нашла себе здесь покровителя в лице самого великого князя. Стараниями архиепископа Геннадия был созван собор 1488 г., на котором было положено нераскаянных еретиков казнить "градскою казнью". На защиту еретиков выступил митрополит Зосима, и борьба возгорелась с новой силой.

В 1491 г. Геннадий добился созыва второго собора относительно еретиков. Были допрошены новгородские беглецы, еретики Гавриил-протопоп, дьяк Гридя Борисоглебский и др. После непродолжительного запирательства виновные, уличенные своими же прежними показаниями, сознались в проповедничестве ереси, а архиепископ Геннадий так ярко набросал пагубную картину этого вероучения, что с ним не мог не согласиться и митрополит Зосима. По постановлению собора главнейшие еретики из духовенства были преданы проклятию и приговорены к заточению. По повелению великого князя некоторые из них (между прочим и Гавриил-протопоп) были отправлены для наказания в Новгород. Геннадий велел "за 40 поприщ" до города посадить их на коней, лицом к хвосту и с вывороченной наизнанку одеждой, берестовыми шлемами, мочальными кистями и с соломенными венцами с надписью: "се есть сатанино воинство", возить их по улицам города. Встречающие плевали им в лицо и восклицали: "се враги Божии, хульники Христа". Под конец на преступниках же были сожжены их берестовые шлемы. Борьба с еретиками еще долго после этого продолжалась. Но в этой дальнейшей борьбе имя Гавриила уже не встречается.

Ник. летопись, ч. VI, стр. 127, 146; Др. Рос. Вивлиофика, ч. XIV - Сказание инока Иосифа о появл. ереси, стр, 128-145, 279; О соборах, бывших в России со времени введения в ней христианства и до царства Иоанна, СПб. 1829, стр. 137-144; Н. Руднев, Рассужд. о ересях и раск., бывш. в рус. церкви со вр. Владимира Вел. до Иоанна Грозного, M., 1838, стр. 100-103; Брокгауз и Ефрон, Словарь, т. XI, стр. 943; Карамзин, т. VI, стр. 121, 123, 216 пр., 594, 595.

А. Е.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Гавриил, протопоп Софийского собора" в других словарях:

  • Гавриил — (גבריאל) еврейское Род: муж. Отчество: Гавриилович Гаврииловна Связанные статьи: начинающиеся с «Гавриил» …   Википедия

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия

  • Раскол — (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века; научное исследование его началось,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV нач. XVI в. в Новгороде и в Москве. Ж. («жидовская мудръствующими») еретики названы в «Просветителе» («Книга на новгородские еретики») прп. Иосифа Волоцкого, в посланиях Новгородского архиеп …   Православная энциклопедия

  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ — (в миру Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Укреплял авторитет великокняжеской власти, отстаивал незыблемость православных догматов, активную роль церкви во всех сферах жизни …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»