Житловский, Хаим

Житловский, Хаим

— писатель и общественный деятель; родился в 1863 году в Витебске. В 1887 г. Ж. обратил на себя внимание работой "Мысли об исторических судьбах еврейства", в которой автор пытался объяснить ход истории еврейского народа экономической борьбою классов в древней Иудее и стремлением еврейства к национальному самосохранению. В конце 80-х гг. Ж. эмигрировал из России и поселился в Берне. Примыкая к мировоззрению приверженцев субъективного метода в социологии, Лаврова и Михайловского, Житловский в ряде работ подверг критике основы марксизма и пришел к выводу, что диалектический материализм полон непреодолимых противоречий. В сочинениях "Der Sozialismus und die Nationalitätenfrage", "Национализм и классовая политика пролетариата" ("Серп", I), "Экономический материализм и национальный вопрос" (ibidem, II) и др. Ж. особенно подробно останавливается на основном грехе марксизма вообще и еврейского марксизма в частности, заключающемся в поверхностной оценке роли, которую играет национальный фактор в исторической жизни человечества. По мнению Ж., "национализм и экономизм — два крупнейших фактора общественной жизни и истории", и только когда считаются с обоими факторами, нет риска оказаться в противоречии с действительностью. Ж. один из первых среди еврейских теоретиков социализма уже в середине 90-х гг. отстаивал идею самостоятельного национального существования еврейского народа. В жаргонном органе "Der jüdischer Arbeiter" (1896, № 6) Ж., проповедуя идею культурного национализма, пытался отмежевать себя теоретически от сионизма и проводил ту основную мысль, что для нового национализма в отличие от старого решающим принципом является не отечество, не страна, а самостоятельная народная культура. Приверженец принципа свободной личности и свободной критической мысли, Ж. полагал, что еврейство должно добиваться в странах изгнания таких форм национальной жизни, при которых личность могла бы остаться в пределах народа, а народ мог бы развивать свою национальность даже в том случае, если бы ему пришлось отказаться от иудаизма с его религией, философией и нравственностью. Староеврейское духовное творчество при всей его значительной культурной ценности не должно, по мнению Ж., стать цензом, определяющим принадлежность к еврейской национальности; можно быть евреем не только по Бешту или по Спинозе, но будто и по Иисусу Христу. Ж. полагал тогда, что можно в самой диаспоре добиться нормальных условий для развития еврейской национальности. Достаточно только завоевать в диаспоре права национальности для евр. народа, стоит только путем чисто евр. воспитательных учреждений развить разговорно-еврейский язык до степени литературно-научного — и сохранение еврейской национальности обеспечено на таких условиях, которые сделают излишним приверженность к определенным религиозно-философским традициям. Впоследствии, к началу 20-го в., Ж. постепенно отказался от "голусного" национализма, решив, "что никакая культурная самостоятельность немыслима там, где нет почвы своей земли под ногами, земли, т. е. без территории с однородным еврейским составом населения и с правом устраивать основы экономической жизни так, как это соответствует воле большинства евр. народа". Эти взгляды Ж. легли в основу программы организовавшейся при его участии группы "Возрождения" (см.) и партии сеймовцев. В то же время Ж. был одним из теоретиков социалистического направления, ведущего свою идейную связь с русским народничеством. — После манифеста 17 октября 1905 г. Ж. вернулся в Россию, где принимал участие в политической жизни страны. При его ближайшем участии выходили сборники "Серп" и жаргонный орган сеймовцев "Volksstimme", в котором, помимо публицистических статей, Ж. поместил ряд очерков по социально-экономическим вопросам. Переселившись в Америку, Ж. с 1909 г. издает в Нью-Йорке жаргонный ежемесячник "Dоs Nаiе Lеbеn". В статье, посвященной политическому сионизму (ib., 1909, X, 4), Ж. заявил, что он "стоит на пороге сионизма", но во имя свободы личности он подчеркивает, что национализм не должен быть связан с религией, и доходит до утверждения, будто "можно быть националистом или сионистом и в то же время исповедовать христианскую религию". В 1909—1910 гг. свои взгляды Ж. подробно изложил в вызвавших горячие споры в еврейской печати статьях "Der Zelem" (Dos Naie Leben, 1909, VІІ) и "Di Kristentum-Schaaloh var gebildete Juden"; кроме того, он дал на жаргоне в популярной форме историю философии от древнейших времен до новейшего. Заслуживают быть здесь отмеченными также: брошюра "Еврей к евреям" (под псевдонимом Хесин) и напечатанная за подписью Гайдаров статья "Аристотелизм в средневековой еврейской философии" ("Восход", 1901).

С. Цинберг.

{Евр. энц.}



Житловский, Хаим

публицист, теоретик еврейск. социалист. партии "Возрождение", р. 1863 в Витебске, эмигрант.

{Венгеров}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Житловский, Хаим" в других словарях:

  • Житловский, Хаим Осипович — Хаим Осипович Житловский (1865(1865), Ушачи, Витебская губерния  1943, Калгари, Канада)  российский политический деятель, участвовавший в социалистическом и еврейском территориалистском движениях, писатель, литературный критик и… …   Википедия

  • Житловский, Хаим — Хаим Осипович Житловский (1865, Ушачи, Витебская губерния 1943, Калгари, Канада) российский политический деятель. С 1880 х гг. участник народовольческого движения. В эмиграции с 1887 года. Один из создателей Партии эсеров и Еврейской… …   Википедия

  • Житловский Хаим Осипович — Хаим Осипович Житловский (1865, Ушачи, Витебская губерния 1943, Калгари, Канада) российский политический деятель. С 1880 х гг. участник народовольческого движения. В эмиграции с 1887 года. Один из создателей Партии эсеров и Еврейской… …   Википедия

  • Житловский Хаим Осипович — (1865 1943), политический деятель, публицист. В 1880 х гг. член народовольческих кружков, с 1887 в эмиграции. Один из создателей Союза русских социалистов революционеров за границей (1893), Аграрно социалистической лиги (1901), партии эсеров… …   Энциклопедический словарь

  • Житловский Хаим Иосифович (Осипович) — (1865—1943), политический деятель, публицист. С 1882 народоволец. С конца 1880 х гг. в эмиграции, один из создателей «Союза русских социалистов революционеров за границей» (1893), «Аграрно социалистической лиги» (1901), партии эсеров… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Житловский — Житловский, Хаим Осипович Житловский, Хаим Осипович Хаим Осипович Житловский (1865, Ушачи, Витебская губерния  1943, Калгари, Канада)  российский политический деятель. С 1880 х гг.  участник народовольческого движения. В эмиграции… …   Википедия

  • Хаим Житловский — Хаим Осипович Житловский (1865, Ушачи, Витебская губерния 1943, Калгари, Канада) российский политический деятель. С 1880 х гг. участник народовольческого движения. В эмиграции с 1887 года. Один из создателей Партии эсеров и Еврейской… …   Википедия

  • Хаим Осипович Житловский — (1865, Ушачи, Витебская губерния 1943, Калгари, Канада) российский политический деятель. С 1880 х гг. участник народовольческого движения. В эмиграции с 1887 года. Один из создателей Партии эсеров и Еврейской социалистической рабочей партии. В… …   Википедия

  • ЖИТЛОВСКИЙ — Хаим Иосифович (1865–1943) – один из теоретиков партии эсеров и еврейского националистич. движения, выступавший в конце 19– нач. 20 вв. с критикой марксистской диалектики. С 1908 жил в США, сотрудничал в прогрессивных журналах; в последние годы… …   Философская энциклопедия

  • Житловский Х. И. — ЖИТЛÓВСКИЙ Хаим Иосифович (Осипович) (1865–1943), полит. деятель, публицист. С 1882 народоволец. С кон. 1880 х гг. в эмиграции, один из создателей Союза рус. социалистов революционеров за границей (1893), Агр. социалистич. лиги (1901),… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»