Зиновий, Монах

Зиновий, Монах

— Монах Новгородского Отенского Монастыря, ученик Максима Грека, после заточения своего учителя сосланный в сию Пустыню около 1526 года и там в 1568 году скончавшийся. Он сочинил целую книгу на новоявившуюся в его время Ересь Феодосия Косого. Поводом к сочинению сему, как сам Зиновий пишет в первых своих Беседах, было следующее обстоятельство. В 1566 году пришли к нему в Монастырь два монаха, Крылошане из Московского Спасова Монастыря, именем Герасим и Афанасий, а третий с ними Иконописец мирянин Феодор и просили у него наставления, следовать ли учению Феодосия Косого, распространившемуся с 7060, т.е. 1552 года, и многими уже принятому? Они объяснили ему, что сей учитель Феодосий, родом Москвитянин, слуга одного из Придворных Бояр, ушедший на Бело Озеро и там постригшийся в Монашество; потом взятый под стражу в один Московский Монастырь, но оттуда бежавший в Литву, где женился на Жидовской вдове; но еще в России начавший проповедовать новое учение, испровергающее Церковные Уставы и Обряды, Службы, поклонение Иконам и книги Святых Отцов, а сверх того Божество и удовлетворение Христово. Из сего видно, что сия Ересь была собственно Арианская и Социнианская, около сего времени разлившаяся в Польше и Литве, и в Россию столь скоро проникшая. Из вопросов Зиновию от пришельцев сих предложенных, также замечательно, что они затвердили все противу Православной Церкви возражения Лютеранские, Кальвинианские и Социнианские. Но Зиновий основательно и весьма рассудительно из Священного Писания и Святых Отец опроверг оные и разрешил все их сомнения в десяти с ними собеседованиях, кои расположил он в книге своей на 56 Бесед. В последних десяти беседах находится много любопытных исследований и объяснений на обряды особенно Российской Церкви; а вообще книга сия доказывает в сочинителе обширные сведения Богословии, Священного Писания и Правил Отеческих. Она доныне остается только списками в Патриаршей библиотеке и в других, но одна Беседа из нее на Ересь Иконоборцев, напечатана в Сборнике о чести Святых Икон, изданном при Патриархе Иосифе в листе 1649 г. в Москве; а другая о Символе Веры в Скрижали, изданной при Патриархе Никоне в 4 долю листа 1656 г. там же.

Вышепоказанная Ересь от самого появления своего много произвела смятений в Российской Церкви, и Феодосии Косой заражен ею был еще на Белом Озере от других, прежде сего развратившихся в Москве чрез подобных ему Ересеучителей, Матфея Семенова Бакшина, Григория и Ивана Тимофеевых Борисовых и монаха Исаака Белобоева, рассевавших также заблуждения (см. статью о Макарии Митрополите). Хотя они там еще в 1554 году осуждены Собором и сосланы в заточение, но ученики их укрылись. Семена сей Ереси в России посеяны первоначально еще Жидами и их последователями, осужденными на Московском Соборе в 1491 и 1505 годах, а потом уже воскрешены последователями Лютера, Кальвина и Социна, около того времени возмутившими всю Европу. Андрей Венгерский в Своей Истории Славенских Церквей (изд. в Амстердаме 1679 г. в 4 долю листа, под названием Slauonia Reformata, стр. 140 и 250) пишет, что около 1550 года Реформатские Церкви завелись уже в Белоруссии; а на стр. 262 говорит, что 1555 года пришли из России в Белоруссию три Греко-российские Монаха: Феодосий (вероятно, Косой), Артемий (о коем и у Зиновия упоминается) и Фома, не знавшие никакого языка, кроме природного своего, и никаких наук. Они остановились в Витебске; начали сперва из домов, а потом и из Церквей выкидывать Иконы и сокрушать их; а учили поклоняться только Иисусу Христу, но возмутившийся народ и Священники православные выгнали, де, их. Они удалились в глубокую Литву и там продолжали проповедовать. Феодосии, будучи уже более 80 лет, вскоре умер; Артемий пристал к Слуцкому и Копыленскому Князю Георгию, а Фома, будучи велеречивее и сведующее в Писании, нежели товарищи его, сделался Реформатским Пастором, и чрез несколько лет послан проповедником в Полотск, где тогда распространялась Реформатская вера, и там исправлял свою должность. Но в Феврале 1563 года Царь Иван Васильевич, взявши Полотск, поймал сего Монаха, вывел на реку Двину и поразив палицею в голову, пустил под лед. Он же, Венгерский, на стр. 421 пишет, что около половины XVI века Реформаты имели свои Церкви и Пасторов не только в Белоруссии, но и в Подольском, Киевском и Русском Уездах. А на Бихавском Реформатском Соборе 1560 года определено послать в Россию двух Реформатских Проповедников, Пасторов Станислава Вертенса и Николая Житна. В 1570 году при посольстве от Сигизмунда II, Польского Короля, Реформаты подсылали также к Царю Ивану Васильевичу своего Проповедника Пастора Иоанна Рокиту, для переговоров о Вере, которой после словесных объяснений в присутствии Царя и Бояр, подал и на письме исповедание свое, но Царь в ответ подарил ему на Русском языке письменную книгу в 4 долю листа, переплетенную в парчу. (См. о сем Иоанна Аазицкого Theologia Moscouitica [Теология Московитов. лат.], изд. 1582 г. в Спире, и Одерборна в Vita Joh. Lib. I [Жизнь Иоанна. Книга I. — лат.], изд. в Виттенберге 1585 г., а о подсылании в Россию многих и Папистских Проповедников см. Историю об Унии, изд. Н. Н. Бантышем-Каменским в Москве 1805 г.)

{Болховитинов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Зиновий, Монах" в других словарях:

  • Зиновий — монах соловецкий XVI XVII в.в., авт. слова на память преп. Зосимы Соловецкого. {Венгеров}  Зиновий авт. духовн. стихов, монах 1886 г. {Венгеров}  Зиновий р. 14 июля 1875, еп. измаильский, б. рект. Кишиневск. дух. сем. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ — (? ок. 1568) писатель, монах, ученик Максима Грека. Обличал Феодосия Косого и других еретиков …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зиновий Отенский — (?  1571/1572), писатель, монах Отенского монастыря Выступал против Феодосия Косого и других еретиков, обличению которых посвятил сочинение «Истины показание» (1566). Выступал в защиту церковной иерархии, монашества, православных обрядов. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ — (ск. ок. 1570), монах, писатель, ученик св. Максима Грека. После суда над учителем он был сослан в Отенскую обитель недалеко от Новгорода. Во второй пол. 1560 х написал два обличительных сочинения против «нового учения» Феодосия Косого «Послание… …   Русская история

  • ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ — (16 в.) рус. церк. писатель монах, ученик Максима Грека. 3. О. автор соч., в к рых велась полемика с матери алистич. философией, осуждалась ересь Феодосия Косого, отстаивалась догматика православия, обосновывались крепостничество и монастыр.… …   Атеистический словарь

  • СОФИЯ — ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ — чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе. Имеется во многих церквах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Первая икона «Софии Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь… …   Русская история

  • Захария Бестужев — (Зиновий до пострижения) XVI в., при Грозном, монах Иосифова мон., книгописец. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хронологический список католических блаженных и святых XX века — В данном списке представлены католические блаженные и святые, жившие в XX веке. Перечисление расположено по годам смерти. Имя Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Примечания Святой Маньянет и Вивес, Иосиф 7.01.1833 Лерида,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»