Вениамин II Благонравов

Вениамин II Благонравов

(Василий Антонович) — архиепископ Иркутский и Нерчинский.

Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника.

В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию.

27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона.

В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха.

С 1852 года — помощник инспектора Казанской духовной академии.

28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита.

С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии.

21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.

С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.

С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря.

20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии.

4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский.

С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский.

16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа.

30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.

Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе.

По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.

Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его "махиной в 1001 лист", находя в нем сходство с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи".

В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: "Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее..." Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

Во всяком случае, нельзя думать, что архиепископ Вениамин относился к науке без должного уважения. Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.

Со времени назначения преосвященного Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение.

Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности.

Шестилетние миссионерские труды архиепископа Вениамина в Забайкальской миссии (1862—1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгусов), несмотря на великие препятствия с разных сторон.

В Благовещенске он открыл духовную семинарию.

Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят.

Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой.

В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят.

Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма, о других верованиях инородцев.

Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

Труды:

Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.

Огласительное поучение готовящимся ко Святому Крещению язычникам. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Казанскому архиепископу Владимиру. С предисловием и примечаниями К.В. Харламповича. — М., 1913.

Письма из Посольского монастыря. — СПб., 1865.

Переписка архиепископа Вениамина с К. П. Победоносцевым.

Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях.

Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири.

Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников.

Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви.

Литература:

Никольский А., протоиерей. Забайкальская духовная миссия (1681 — 1903). Очерк истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904, с. 46, 51, 69, 70. Игнатьев А. А. 50 лет в строю. — М., 1953, с. 31.

Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1888. Памяти высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1892.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1401.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 373. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 557, 874.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 372. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 580.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 868.

Самарские епархиальные ведомости. — 1879, № 15, с. 294—295.

— 1886, № 13, с. 261. Церковные ведомости. — 1903, № 50, с. 1966.

— 1918, № 19—20, с. 110.

Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1891, № 41, с. 1427.

— 1892, № 7, с. 266—274.

Труды Киевской духовной академии. — 1873, февраль, с. 118—119.

Православный собеседник. — Казань, 1874, январь, с. 64—70.

— 1897, март, апрель, с. 180,186,191.

— 1898, январь, с. 50.

— 1901, январь, с. 104.

— 1902, сентябрь, с. 130.

— 1904, июль-август, с. 229.

— 1905, июль—август, с. 1, 2.

— 1915, май, с. 156—158.

Русский паломник. — 1889, № 42, с. 497—499.

— 1893, № 27, с. 430.

Исторический вестник. — 1882, октябрь, с. 20.

Церковный вестник. — 1891, № 8, с. 113;

№ 26, с. 410; № 36, с. 572; № 37, с. 588;

№ 43, с. 684.

Известия по Казанской епархии. — 1870, № 3, с. 72.

— 1873, № 5, с. 151—154: № 6, с. 168—172.

— 1886, № 12, с. 290; № 13, с. 330.

— 1887, № 12, с. 285.

Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 728.

— 1874, июль, с. 566—572.

— 1875, июль, с. 531.

— 1891, март, с. 316.

Православное обозрение. — 1873, т. 3, с. 599, 603.

— 1874, т. 3, с. 244—245.

— 1876, т. 1, с. 586.

— 1877, март, с. 660—661; май, с. 531—532.

— 1878, январь, с. 313—314.

— 1886, сентябрь, с. 616—619.

— 1887, январь-апрель, с. 213—214, 59—608.

Русский архив. — кн. 1, № 2, с. 248; № 3, с. 399.

Князья церкви. (Из дневника А. Н. Львова) // Красный архив. — М., 1930, т. 2 (39), с. 116.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 63, 76.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 1, с. 55, 57. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 294—297; т. 5, с. 1031; т. 8, с. 232.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 475, 955. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, с. 403.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Вениамин II Благонравов" в других словарях:

  • Вениамин (Благонравов) — …   Википедия

  • Вениамин (в миру Василий Антонович Благонравов) — миссионер и писатель (1825 1892), воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. Был назначен епископом селенгинским, потом камчатским, наконец, архиепископом иркутским. Трудами миссионеров Иркутской миссии,… …   Биографический словарь

  • Вениамин — I в миру Василий Антонович Благонравов (1825 1892), церковный деятель, миссионер. Архиепископ Иркутский (1878), глава Иркутской православной миссии (1873 90). Обратил в православие свыше 30 тыс. человек, увеличив в 1,5 раза число приходов Русской …   Энциклопедический словарь

  • Вениамин (Благонравов) — (в мире Вас. Ант. Благонравов) – архиеписк. Сын священ. тамб. епархии, род. в 1825 г., окончил курс казанской духовн. академии первым магистром, принял монашество, будучи еще студентом. В 1858 г. назначен ректором новой томской семин., в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Вениамин Благонравов — (в миру Василий Антонович, 1825 1892) миссионер и писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. В 1862 г. он был назначен епископом селенгинским, первым викарием иркутской епархии и начальником… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вениамин (в мире Василий Антонович Благонравов) — (1825 1892) миссионер и писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. В 1862 г. он был назначен епископом селенгинским, первым викарием иркутской епархии и начальником забайкальской миссии. Миссия эта… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вениамин, в мире Василий Антонович Благонравов — (1825 1892) миссионер и писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. В 1862 г. он был назначен епископом селенгинским, первым викарием иркутской епархии и начальником забайкальской миссии. Миссия эта… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ — правосл. миссия в Забайкалье в 1861 1918 гг. В 30 х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия. С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и… …   Православная энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения — Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии …   Википедия

  • Лауреаты Ленинской премии — Медаль лауреата Ленинской Премии Лауреаты Ленинской премии Данный список является неполным. Ленинская премия ежегодно присуждалась 22 апреля, в день рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»