- Варламов, Александр Егорович
— весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время за границей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась, зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох, болит", "Молодая молодка", "Ах ты, молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" — в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" — в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" — в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге, в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москве в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle méthode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпаниментом фортепиано, и две русские песни: "Ах, не одна-то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенный на три голоса. Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.
Н. Соловьев
.{Брокгауз}
Варламов, Александр Егорович
— композитор, род. 15 ноября 1801 в Москве, ум. 15 октября 1848 в СПб. Сын дворянина (молдаванского происхождения), В. 10-ти лет поступил в Придворную певческую капеллу, где дарование его обратило на себя особое внимание Бортнянского; голос его, однако, стал слабеть, в 1819 он вышел из капеллы и отправился в Голландию, где был регентом при церкви русского посольства и служил (псаломщиком?) при дворе В. К. Анны Павловны, принцессы Оранской. В 1823 В. вернулся в Россию и поселился в Москве, где стал давать уроки музыки (он был не только певцом, но также скрипачом и гитаристом). В январе 1829 В. поступил учителем сольного и хорового пения в СПб. придв. певч. капеллу (по 1200 руб. в год); но уже в конце 1831 бросил службу и вскоре снова переехал в Москву, где занял место помощника капельмейстера и "классного композитора" Имп. московских театров (последнее звание умерло с В.), занимаясь в то же время педагогической деятельностью. С 1833 В. пожалована была Государем пенсия в 1000 руб. (ассигн.) в год. Тогда же были изданы первые 9 романсов В., в Москве у Грессера (посвящ. Верстовскому, с которым В. сблизился в Москве). По смерти первой жены В. женился вторично в. 1842, через два года бросил казенную службу в Москве и в 1845 снова переехал в СПб. Старания его снова получить место в капелле. не увенчались успехом и ему пришлось жить исключительно уроками музыки (частными и в учебных заведениях) и своими композициями Песни его и романсы скоро стали очень популярны и оплачивались высшими по тому времени гонорарами (наравне с Глинкой). Возникла даже ни на чем не основанная легенда, будто "Аскольдову могилу" написал В., продавший ее затем Верстовскому. Умер В. внезапно, от разрыва сердца; через несколько недель могила его (на Смоленском кладбище) была размыта наводнением; место ее и теперь неизвестно. Собрание романсов В. (223) было издано еще Стелловским в 12 тетр.; после того большинство их было не раз переиздано. По своему общему характеру и технич. складу они приближаются к алябьевским; впрочем, В. был талантливей своего современника, лучше знал свои силы и оттого лучше применял их. В русских "песнях" В. есть несомненно народные черты, но большей частью черты эти схвачены только поверхностно и нигде не выдержаны до конца. Известнейшие из песен: "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (обе послужили темами для "Souvenir de Moscou" Венявского), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась"; из романсов: "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет доктор, нет", дуэты: "Пловцы", "Ты не пой" и др. Многие из них и теперь еще охотно распеваются (главным образом в дилетантских кружках). Кроме того, В. написал несколько "херувимских" и первую русскую "Школу пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретич.) является переделкой парижской школы Андраде, две же остальные (практические) самостоятельны и изобилуют ценными указаниями по искусству пения, во многих отношениях не потерявшими значение и по ныне. Сыновья В.: Георгий, род. 1825, служил в военной службе, автор многих романсов в духе своего отца, и Константин (род. после смерти отца) — даровитый драматический артист СПб. Имп. сцены. См. статью Булича о В. ("Рус. Муз. Газ.", 1901, №№ 45—49).
(Э.)
{Риман}
Варламов, Александр Егорович
(1801—1851) — русский композитор, представитель эпохи т. н. дилетантизма русской музыки. В. по происхождению дворянин. Многочисленные песни и романсы В. (среди них наиболее известны: "Красный сарафан", "Соловьем залетным", "Оседлаю коня", "Травушка", "Соловушко" и др.) представляют собой в большинстве случаев подделку под народную песнь, что находит себе объяснение в том спросе на подслащенную народную песнь, который характеризует музыкальный быт России 1-й половины 19 в. Произведения В., отличающиеся легкостью и доступностью формы, большой мелодичностью я звуковой характерностью, еще при жизни его пользовались большой популярностью; позднее романсы В. продолжали оставаться излюбленным репертуаром в мещанских и купеческих слоях. Недостаточность музыкального образования В. наложила на его творчество печать примитивизма и не позволила стать на уровень тогдашнего западноевропейского музыкального творчества, хотя в некоторых его романсах отразилось влияние Шуберта. В. пользовался большой известностью как педагог. Им составлена школа пения в 3-х частях (Москва, 1840), из которых однако лишь последние две самостоятельны. Собрание романсов В. было издано Стелловским в 12 тетрадях.
Лит.
: Булич С., А. Б. Варламов, "Русская музыкальная газета", 1901, №№ 45—49.Варламов, Александр Егорович
(род. 27.XI.1801 в Москве, ум. 27.X.1848 в Петербурге) — рус. композитор, певец, дирижер, педагог. Муз. образование получил в придворной Певческой капелле; ученик Д. Бортнянского. В 1819—23 учитель пения при рус. посольской церкви в Гааге; в последующие годы жил в Москве (1823—29, 1832—45) и Петербурге (1829—32, 1845—48). Автор первого в России руководства по вокальной педагогике. Основная область творчества — вокальная лирика (песня, романс), отмеченная близостью к городской бытовой музыке, теплотой, непосредственностью, жанровым разнообразием.
Соч.: балеты "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" ("Мальчик с пальчик", совм. с А. Гурьяновым, 1837); музыка к драм. спект. "Ермак", "Двумужница", "Гамлет" и др.; ок. 200 романсов и песен, в т. ч. "Ах ты время, времечко", "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет", "Оседлаю коня", "На заре ты ее не буди", "Песня разбойника" ("Что затуманилась, зоренька ясная"), "Что ты рано, травушка", "Так и рвется душа", "Белеет парус одинокий", "Соловушко", дуэт "Пловцы" и др.; Полная школа пения (1840).
Варламов, Александр Егорович
— известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 года, происходил из молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). В десять лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I, Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, не работал и остался при тех познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих выпускников. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов познакомился. Быть может, отсюда он и вынес свое искусство пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.
В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни — первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен со службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому : "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка" ("Красный сарафан"), прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". Достоинства композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки.
Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме.
Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Наряду со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом — пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.
Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.