Вагнер, Владимир Александрович

Вагнер, Владимир Александрович

— русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико-математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в Неаполе, Виллафранке и других заграничных станциях; в 1889 г. магистр, в 1899 г. доктор зоологии СПб. университета. Научная деятельность В. касается физиологии, биологии и систематики некоторых групп беспозвоночных животных и в особенности пауков. Впоследствии В. обратился вполне к исследованию области зоопсихологии, почти не затронутой до сих пор натуралистами, причем он начал применять эволюционный метод. Результатом этих исследований явились две выдающиеся монографии: "Городская ласточка" и "L'industrie des Araneina", положившие основу к новому способу исследования и рассматриванию психобиологических вопросов.

Н. Н. А.

{Брокгауз}



Вагнер, Владимир Александрович

(род. 1849) — известный зоолог, зоопсихолог и педагог. Окончил в 1874 юридический, а в 1882 — естественное отделение физико-математического факультета Московского ун-та. Состоял приват-доцентом Московского ун-та (с 1895) и Петербургского ун-та (с 1907) и проф. Психоневрологического ин-та. После революции занял в Петербургском ун-те специально учрежденную кафедру сравнительной психологии. Из зоологических работ первого периода, относящихся гл. обр. к систематике и морфологии членистоногих и особенно пауков, важное значение имеет монография "Наблюдения над Araneina", устанавливающая наиболее целесообразную классификацию пауков. С 90-х гг. В. почти всецело переходит к проблемам психологии животных. Здесь В. выдвинул в качестве основного метода исследования т. н. биологический объективный метод, который исследует "психические явления животных путем наблюдений над их жизнью", причем "для понимания психики одного из них или одной из групп, необходимо сравнение ее представителей не с... человеком, а с формами, непосредственно предшествующими этой группе и за нею следующими". Так. обр. метод В. был направлен против господствовавшего в его время в психологии животных антропоморфизма и ставил во главу угла применение в этой области идей и методов эволюционной теории — так же, как это уже до того было сделано в систематике, сравнительной анатомии и других дисциплинах.

Среди конкретных проблем зоопсихологии, остановивших на себе внимание В., надо указать прежде всего на проблему инстинкта и его генезиса. Индивидуальные колебания инстинкта, несомненно имеющие место, могут часто сбивать наблюдения, создавая представление о якобы "разумных" действиях животного, попавшего в новую для него обстановку. Чтобы не совершить здесь ошибки необходимо прежде всего устанавливать тип инстинкта. Далее сравнение инстинктов данного типа у представителей одной какой-нибудь систематической группы позволяет установить общий родовой тип инстинкта, а затем последовательную эволюцию его у отдельных видов. Наконец изучение смены инстинктов у развивающегося индивида нередко выявляет возможность применения биогенетического закона и к области психологии животных. Этот предложенный им метод (В. особенно четко развил его в своей работе "Биологический метод в зоопсихологии", напечатанный в "Трудах Петербургского общества естествоиспытателей", 1902) В. применил к изучению строительных инстинктов животных и опубликовал ряд блестящих работ в этом направлении: "L'industrie des Araneina" ("Мемуары Академии наук", 1894); "Водяной паук, его индустрия и жизнь" ("Bulletin des Naturalistes de Moscou", № 182, 1900); "Городская ласточка, ее индустрия и жизнь" ("Записки Академии наук", X, № 6, 1900).

Другой ряд работ В., важнейшая из которых — обширная монография "Psycho-biologische Untersuchungen an Hummeln" ("Zoologica", 1907), — посвящен вопросу о характере так наз. общественной жизни насекомых. В. решительно возражает против распространенной тенденции сравнивать "общества" насекомых с человеческим обществом. В "обществе" насекомых мы имеем дело, по мнению Вагнера, со своеобразной формой паразитизма (половых особей на бесполых), в то время как человеческое общество (и его высшая форма — государство) представляет собою высшую ступень развития групповых организаций, последовательный ряд которых представляется В. в таком виде: случайные собрания особей, временные агрегации (стадо, орда), постоянные агрегации (низшие формы человеческого общества). Кроме указанных специальных работ Вагнер напечатал ряд больших сводных сочинений по зоопсихологии, как "Психология животных" (1902), "Биологические основания сравнительной психологии", т. I (1910), т. II (П., 1913), "Курс биологии животных" (ч. 2, Ставрополь, 1921), "Биопсихология и смежные науки" (П., 1923) и мн. др.

В. — выдающийся педагог, немало потрудившийся над вопросами улучшения преподавания в средней и высшей школах. Он считал, что в средней школе необходимо связать отдельные предметы, проведя идею комплексного преподавания через все этапы обучения. Основной темой преподавания в средней школе должны быть темы — "жизнь", "место человека в природе". Сам В. отдал значительную долю своей деятельности преподаванию в ср. школе. Его трудами Коммерческое училище в Петербурге (ныне Сев.-Запад. областной промышленный техникум) было доведено до блестящего состояния. — В структуре высшей школы В. полагал необходимым, помимо сообщения учащимся профессиональных знаний, введение общеобразовательных предметов. Эту идею он провел в программах Психоневрологического ин-та, одним из активных участников и организаторов которого он был (Общеобразовательный факультет). Свои педагогические идеи Вагнер развил в ряде статей: "Чем должен быть университет", "Университет" (в "Энциклопедическом словаре бр. Гранат"), "Методы естествознания в науке и школе", 1893; статьи в сборниках "Естествознание в школе" (сборн. 1, 4, 8) и мн. др. Вагнер был организатором и редактором журнала "Естествознание в школе" (основан в 1912, совместно с Б. Райковым), организатором Об-ва распространения естественно-исторического образования (основано в 1907, совместно с небольшой группой петербургских профессоров и педагогов).

Лит.: Владимир Александрович Вагнер (к 75-летию со дня его рождения), "Естествознание в школе". № 1, 1925).

С. Соболь.



Вагнер, Владимир Александрович

Род. 1849, ум. 1934. Биолог и психолог, основоположник отечественной сравнительной психологии, автор трудов по инстинктивной деятельности животных и др. В 1906—1931 гг. профессор Санкт-Петербургского (затем Ленинградского) университета.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Вагнер, Владимир Александрович" в других словарях:

  • Вагнер Владимир Александрович — Российский зоолог и зоопсихолог, доктор зоологии, профессор Дата рождения: 1849 Дата смерти: 1934 …   Википедия

  • Вагнер Владимир Александрович — (1849–1934) российский биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России. В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику к рых рассматривал как продукт длительной эволюции.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Вагнер Владимир Александрович — Вагнер, Владимир Александрович зоолог и психолог, доктор зоологии. Родился в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико математическом факультетах Московского университета, затем работал на севастопольской биологической станции, в Неаполе,… …   Биографический словарь

  • ВАГНЕР Владимир Александрович — (1849 1934) российский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Профессор Санкт Петербургского, затем Ленинградского университета (1906 31). Труды по инстинктивной деятельности животных и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вагнер Владимир Александрович — (1849 1934) русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг Биологические основания сравнительной психологии , 1910 1913 и Возникновение и развитие психических способностей , 1924 1929. Разработал особый… …   Психологический словарь

  • Вагнер Владимир Александрович — [17(29).3.1849 ≈ 8.3.1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906≈31). Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и …   Большая советская энциклопедия

  • Вагнер, Владимир Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер (фамилия). Вагнер Владимир Александрович Российский зоолог и зоопсихолог, доктор зоологии, профессор Дата рождения …   Википедия

  • Вагнер Владимир Александрович — (1849 1934), биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Профессор Петербургского (Ленинградского) университета (1906 1931). Труды по инстинктивной деятельности животных и др. * * * ВАГНЕР Владимир Александрович ВАГНЕР… …   Энциклопедический словарь

  • ВАГНЕР Владимир Александрович — [17 (29) марта 1849 – 8 марта 1934] – сов. биолог дарвинист, основатель сравнит. психологии в России. Окончил Моск. ун т. Доцент Моск. ун та (1895–1905), проф. Ленинградского ун та (1906–31). Ввел объективный эволюц. метод в исследование… …   Философская энциклопедия

  • ВАГНЕР Владимир Александрович — [17(29).3.1849, Москва, 8.3.1934, Ленинград], биолог дарвинист, психолог и педагог, основоположник сравнит, психологии в России. Окончил юрид. (1874) и физ. мат. (естеств. отделение, 1882) ф ты Моск. ун та, дер зоологии (1899). Приват доцент Моск …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»