Томарс, Иосиф Семенович

Томарс, Иосиф Семенович

оперный артист (тенор) и вокальный педагог, род. в 1867 г. В 1889 г. кончил Петербургскую консерваторию, после чего стал выступать на сцене Тифлисского казенного оперного театра, а оттуда был принят в московский императорский Большой театр. Позже пел в провинциальных городах России. Не порвав окончательно со сценой, Т. в последние годы (1913) отдался педагогической деятельности.

{Евр. энц.}



Томарс, Иосиф Семенович

(наст. имя Иосиф-Бер) [1 (13). 8. 1867, Петербург —26.9. 1934, Ленинград] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог. В 1883—1889 обучался пению в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), теоретические предметы изучал у А. Лядова н Н. Римского-Корсакова. С 1887 с большим успехом пел в концертах РМО, выступал в ученических спектаклях (оперный кл. О. Палечека) в партиях Андрея Морозова (дек. 1888; П. Чайковский с одобрением отозвался о молодом певце) и Тамино (1889). В 1889 дебютировал в партиях Фауста ("Фауст") и Хозе ("Кармен") на сцене Тифлис, оперы, где выступал до 1890. В 1890—91 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партиях Герцога — ''Риголетто'' и Альмавивы — "Севильский цирюльник" Дж. Россини). В 1891 — 92 гастролировал в Италии (Падуя, Неаполь, Парма, Пиза, Венеция). В 1892—94 выступал в Вильно, Риге, Минске. Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге. Челябинске. В 1894—96 солист петерб. Панаевского т-ра. В 1894—95 гастролировал в Германии и Австрии (Вена). С 1896 по приглашению С. Мамонтова на протяжении неск. сезонов выступал в Моск. рус. частной опере (иногда под псевд. Осипов); в составе этой труппы гастролировал в Н. Новгороде (лето 1896), Петербурге (1898; здесь исп. партии Берендея и Индийского гостя, п/у Н. Римского-Корсакова, к-рый высоко оценил талант артиста; в 1900 выступал в частной опере, т-р "Аркадия"). Пел также в Харькове (1898—99, 1901, антр. А. Церетели), Киеве (1900), Тифлисе (1900), Москве (1901). С 1902 жил в Петербурге, где выступал в спектаклях Итал. оперы, а также на частных сценах (Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева; Большой зал конс., т-р "Новая опера" под упр. А. Церетели. 1905; Нар. дом, до 1918). Обладал небольшим, ровным, гибким голосом нежного "бархатного" тембра ("tenore di grazia"). Исп. отличалось одухотворенностью, худож. вкусом, однако созданию цельных образов мешало отсутствие внешних сцен. данных. Являясь представителем итал. школы бельканто, заменял в спектаклях петерб. Итал. оперы А. Мазини (Т. также сопутствовал большой успех: критики называли его "русским Мазини") и Э. Карузо. 1-й исп. партий: Яроша ("Лесной царь"). Живули ("Каширская старина"); в Киеве — Яроша: в Харькове — Индийского гостя ("Садко"). Бомелия ("Царская невеста"). Самозванца, Джеральда, Эдгара. Вильгельма Мейстера, Турриду, Ричарда ("Бал-маскарад"), Альмавивы ("Севильский цирюльник"). Лучшие партии: Синодал, Шуйский, Владимир Дубровский, Ленский, Фауст ("Фауст". Певец нередко выступал в драм. партиях (иногда при исп. этих партий в его голосе появлялся "горловой" призвук) — Собинин, Манрико ("Трубадур"), Хозе ("Кармен"), Рауль. Канио, Васко да Гама, Элеазар, наименее удавшиеся певцу партии Германа ("Пиковая дама") и Радамеса. Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич, Руальд, Берендей. Моцарт; Вильгельм Телль, Рембо, Альфред ("Травиата"), Йонтек. Партнеры: О. Баронат, М. Ван-Занд, Дж. Гальвани. Р. Горская. Н. Забела-Врубель, В, Зарудная, О. Камнонский, Т. Любатович, Т. Руффо, И. Тартаков, А. Фострем, Е. Цветкова, П, Цесевич, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Павлова-Арбенина, Дж. Пагани, В. Сука, И. Труффи. В студенческие годы по приглашению А. Рубинштейна пел в концертах РМО.

Т. выступал также как камерный певец. Принимал участие в концертах Павловского вокзала п/у Н. Галкина. В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы А. Даргомыжского, П. Чайковского, С. Рахманинова (особенно романс "Судьба"), Л. Штейнберга, Э. Грига.

Талант певца высоко ценили Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков, А. Оссовский.

В 1902—23 давал частные уроки пения. В 1907— 17 преподавал в Петровском коммерческом уч-ще, в 1923—34 вел кл. сольного пения в Ленингр. конс. (проф., с 1928 худож. рук. Оперной студии). Под его рук. совершенствовались в вокальном искусстве певцы: А. Бра-гин, Е. Виттинг, О. Камионский, Л. Липковская (партия Виолетты). Ученики: З. Аббакумов, А. Александрович, К. Арсеньев, М. Бойко, И. В. Васильев, А. Зданович, В. Луканин, А. Модестов, Г. Нэлепп, Г. Орлов, Е. Прокофьев, А. Ребане, П. Г. Тихонов, Е. Флакс, Б. Фрейдков, Н. Чесноков, И. Шашков, Д. Томарс (дочь певца — вокальный педагог, рук. вокальной студии Лениигр. ДК им. М. Горького). В 1928 ученики Т. участвовали в Моцартовских торжествах в Зальцбурге.

Записывался на грампластинки (36 произв. — арии, романсы, дуэты) в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903, 1904: "Лирофон". 1905; "Колумбия", 1907).

Лит.: Кн-скіи. Концерт г. Томарса // Театр и искусство. 1910. № 12. С. 261; Масловская С. Экзамены в Петербургской консерватории //Ленин-градская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962.С.317; Барсова Л. Т. И. С. Томарс: Исполнительская и педагогическая деятельность // Из истории Петербургской-Ленинградской консерватории (рук.) — в ГБЛ, НИО Информкультура, № 323, 1982.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»