Тихонов, Николай Семенович

Тихонов, Николай Семенович

[1896—] — поэт, прозаик и переводчик. Мать — крестьянка, отец — из мещан. Учился в городской и торговой школе. Участвовал в империалистической войне; в годы гражданской войны был в Красной армии. В 1921 приехал в Петроград, примкнул к литературному содружеству "Серапионовы братья" и целиком отдался лит-ой деятельности. Со времени организации Союза писателей ведет большую работу в писательских организациях Ленинграда. В 1939 награжден орденом Ленина.

Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции. Его самые ранние произведения (см. "Стихотворения и поэмы в одном томе", 1935) и первые две книги стихов — "Брага" и "Орда" [1921—1922] — написаны под непосредственным влиянием поэтики акмеистов с их эстетическими принципами обнаженной конкретности, "представимости образа", смысловой точности слова, с пристрастием к предметной живописно-красочной детали, с их восприятием явлений жизни как самоценного поэтического факта. Но в отличие от творчества акмеистов уже первые сборники Т. насыщены революционным содержанием. Т. воспринимает революцию как бурное освобождение человеческой силы и энергии.

Лирический герой ранних его стихов, данный в абстрактно-условных тонах, носит печать романтического бунтарства, отверженности ("блаженные бродяги перекрестков"); это герой, вступающий в борьбу с устойчивым, косным бытом ("Лавка" и др.).

В цикле своих баллад, сжатых и стремительных по форме, Т. воспевает романтику революционных битв, героизм рядовых бойцов, восхищаясь их простотой и упорством, непоколебимостью и выдержкой.

Смерть на посту, стойкое выполнение революционного долга расцениваются поэтом как высшие достоинства человека революции. Герои его баллад чужды разлада, раздвоенности, они не знают страха перед опасностью, нет предела их героизму ("Мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед"). Но эти баллады Т., воспевающие революционную волю и мужество, часто насыщены абстрактно-романтическим пафосом и лишены конкретно-исторических черт эпохи.

Попыткой создания конкретной революционной поэмы, раскрытия интернационального значения Великой Октябрьской социалистической революции явилась замечательная поэма Т. "Сами" [1920], в которой через восприятие забитого индусского мальчика дан образ Ленина — друга и защитника угнетенных всего мира.

Дальнейшее творчество Т. характеризуется "поисками нового героя", героя будней, героя мирного строительства. "Отзвеневшая шпора" ("Поиски героя") символизирует прошедшую эпоху гражданской войны, "прошлого звоны"; поэту нужен "герой неподдельно новый". Этот новый герой — "человек толпы", сапожник, "перемазанный ваксой Марат" ("Поиски героя"—1925), это — лудильщик из поэмы "Лицом к лицу" [1924] и т. д. Так в стихах и поэмах ("Лицом к лицу", "Выра" и т.д.), в которых изображена взаимосвязь бытового и героического, исчезает герой баллад, "характер романтический и литературный", по выражению Т., и на смену появляется реалистический герой, имеющий свою биографию, определенную профессию, наделенный бытовыми чертами. В творческой эволюции Тихонова книга его стихов "Поиски героя" явилась своеобразным усилением реалистических тенденций.

В том же реалистическом направлении идет развенчание поэтом традиционной экзотики Востока:

Ананасы и тигры, султаны в кирасе,

Ожерелья из трупов, дворцы миража —

Это ты наплодила нам басен,

Кабинетная выдумка, дохлая ржа.

("Люди Ширама", 1930)

(См. цикл стихов "Юрга", 1928—1930).

Одновременно Т. упорно работает над формой стиха, над овладением "сложным словом". Суровый лаконизм ранних стихов, "баллады скорость голая, романтики откос", перестает удовлетворять поэта. Однако поиски полновесного художественного слова, совершенной формы идут у Т. в эти годы не по пути к овладению простотой и народностью поэзии, а по линии усложненности поэтики. Стилевое своеобразие творчества Т. этой поры — в переключении и смешении различных смысловых, исторических планов, в употреблении образов, связанных между собой отдаленной смысловой ассоциацией, в обилии перифраз, условной гиперболизации, абстрагировании метафор и сравнений, в недосказанности, недоговоренности образа. Такие поэмы, как "Хам", "Дорога", "Шахматы", "Красные на Араксе", и многие стихотворения, благодаря чрезмерно усложненной системе образов, строящихся на отдаленной смысловой связи, не дают единства поэтического впечатления и крайне трудны для восприятия. Создается нередко разлад между простотой, естественностью, обыденностью героя и усложненностью, искусственностью формы его поэтического изображения, между стремлением заглянуть в глаза "трущобам, требующим слова", и условным языком поэта. Эти особенности тихоновской поэзии во многом являлись результатом своеобразного экспериментаторства поэта, поисков новых форм ("Разведчик — я. Лишь нагибаю ветки, | Стволы рубцую знаками разведки, | Веду тропу — неутомим. | Чтобы товарищ меткий | Воспользовался опытом моим"). Свои творческие искания Т. продолжает в прозе, над которой он работает с 1927 года.

Проза Т. является органическим продолжением его поэзии, поэзии сюжетной и рационалистической по своему характеру. Кроме того в прозе Т. дано дальнейшее развитие намеченной в стихах проблематики: героизм рядового человека ("Клинки и тачанки", "Начатые сыры" и др.), развенчивание честолюбия собственника, крах иллюзий простодушного мечтателя-мещанина ("Река и шляпа", "Анофелес"), противопоставление высокому книжному героизму подлинной каждодневной героики ("Вечный транзит). В прозе Т. также продолжает борьбу с выдуманным литературно-традиционным Востоком ("Рискованный человек", "Кочевники"). Очерки "Кочевники" [1931], являющиеся итогом поездки Т. в Туркменистан, рисуют борьбу среднеазиатских народов за социалистическое переустройство своей жизни, героические будни советского Востока.

Особняком в прозе Т. в отношении тематики стоит его книга "Война" [1931], раскрывающая, как пишет автор в предисловии, "в небольшом условном повествовании, сбивающемся подчас на хронику, несколько трагических эпизодов так называемой газовой и огнеметной войны" с целью "...разоблачения подготовки будущей войны против Советского Союза". Эта книга, имеющая несомненное положительное значение в смысле постановки оборонной темы в нашей литературе, написана в несколько абстрактно-аллегорическом плане.

Своеобразие тихоновской прозы заключается прежде всего в сюжете его произведений, построенном обычно на исключительных, эксцентрических ситуациях, на случайных совпадениях, стирающих грань между реальностью и фантастикой. Соответственно этому и реалистический облик героя дается иногда в гротескном плане. Реалистические тенденции отчетливее всего сказались в так наз. бессюжетной прозе Т. — в частности, в очерках "Кочевники".

Последние книги Т. — "Стихи о Кахетии" [1935], посвященные людям и природе советского Кавказа, и "Тень друга" [1936] — стихи о Западной Европе, в которой поэт в образе "безработного", "молодого подпольщика", кузнеца и рыбака на "баррикадах Вены" узнает своего друга по борьбе за революцию ("Но в тенях ночи запада/ Тень друга я угадывал...").

В этих последних сборниках Т. достигает значительно большей реалистической четкости, выразительности стиха и во многом изживает формальную усложненность предшествующих произведений. Прежняя рассудочность его поэзии заменяется лирической эмоциональностью, особенно в "Стихах о Кахетии", передающих сочный местный колорит.

В последние годы [1933—1937] привлекали внимание тихоновские переводы произведений современных грузинских поэтов на русский язык (см. "Стихотворения и поэмы в одном томе").

Т. кроме того выступает как теоретик и критик советской поэзии (доклады на поэтических совещаниях, на 1-м Всесоюзном съезде писателей, на Парижском конгрессе защиты культуры и т. д.).

Библиография: I. Стихи: Орда, изд. "Островитяне", П., 1922; Брага, изд. "Круг", М. — П., 1922; Сами, Гиз, Л., 1924 (то же, 5-е изд., изд. "Советская литература", М., 1934); Двенадцать баллад, Гиз, Л., 1925; Красные на Араксе. Дорога. Лицом к лицу, Гиз, М. — Л., 1927; Поиски героя (Стихи 1923—1926), изд. "Прибой", Л., 1927; Поэмы, Гиз, M. — Л., 1928; Избранные стихи, изд. Б-ка "Огонек", М., 1928; Избранные стихи, Ленгихл, Л., 1932; Избранные стихи, изд. "Федерация", М., 1932; Собрание стихотворений и 2-х томах, изд. "Прибой" — ГИХЛ, Л., 1930—1932 (том I, 2-е изд., ГИХЛ, Л. — М., 1931); Стихи о Кахетии, изд. "Советский писатель", М., 1935; Стихотворения и поэмы в одном томе, Гослитиздат, Л., 1935; Тень друга, Гослитиздат, Л., 1936. Проза: Рискованный человек, Рассказы, Гиз, Л., 1927 (то же, 2-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1932); Шесть туманов, Гиз, М. — Л., 1928 (в серии "Универс. б-ка"); Анофелес, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1930; Война, изд. Писателей в Ленинграде, 1931 (то же, 3-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, 1933); Кочевники, изд. "Федерация", М., 1931 [то же, 3-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933, то же, ГИХЛ (школьная серия), М. — Л., 1933]; Дискуссионный рассказ, изд. Б-ка "Огонек", М., 1932; Клинки и тачанки, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1932; Чайхана у Ляби-Хоуза, изд. "Федерация", М., 1932; Избранные рассказы, Ленгихл, Л. — М., 1933; Клятва в тумане, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933; Вечный транзит, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1934; Рассказы, изд. "Худож. литература", Л., 1935; Простые рассказы, Гослитиздат, Л., 1936; Друзья, киноповесть, изд. "Советский писатель", М., 1937 (в соавторстве с Л. Арнштам). Книги для детей: Вамбери, Гиз, Л., 1926 (3-е изд., М. — Л., 1930); От моря и до моря, М. — Л., 1926 (3-е изд., Гиз, 1930); Друг народа (Сун-Ят-Сен), М. — Л., 1926 (3-е изд., Гиз, М. — Л., 1930); Военные кони, М. — Л., 1927 (4-е изд., Детиздат, Л., 1935); Бетховен, Гиз, М. — Л., 1929; Чорт, M. — Л., 1929 (3-е изд., Детиздат, М. — Л., 1936); Фриц, изд. "Молодая гвардия", М. — Л., 1931; Туркменские записи, изд. "Молодая гвардия", М. — Л., 1931; Симон большевик, М. — Л., 1932 (2 изд. Детиздат, Л., 1934). Теоретические статьи: Моя работа над стихами и прозой, Профиздат, М. — Л., 1934; О ленинградских поэтах. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, изд. "Художественная литература", М., 1934.

А. Малинкин.

{Лит. энц.}



Тихонов, Николай Семенович

Род. 1896, ум. 1979. Писатель (поэт и прозаик), переводчик, общественный деятель. Произведения: "Орда" (сборник стихотв., 1912), "Брага" (сборник стихотв., 1922), "Тень друга" (сборник стихотв., 1936), "Киров с нами" (поэма, 1941), повести, рассказы, очерки.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Тихонов, Николай Семенович" в других словарях:

  • Тихонов Николай Семенович — (1896 1979), рус. сов. писатель. М. Горький в письме к Т. от 25 янв. 1925 отметил, что единств. поэт, о к ром вспоминаешь, читая стихи Т., это Л. и что Т. отдаленно напоминает его «здоровой приятной грубостью стиха»(Архив М. Горького). Сходные… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Тихонов Николай Семенович — [р. 22.11(4.12).1896, Петербург], русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1966). Участник 1 й мировой войны 1914 18, Гражданской войны 1918 20 и Великой Отечественной войны 1941 45. В 20 е гг. участник… …   Большая советская энциклопедия

  • ТИХОНОВ Николай Семенович — (1896 1979) русский писатель, общественный деятель. Пафос жизнеутверждения, романтика революционного долга, идеалы интернационализма в стихах о Гражданской и Великой Отечественной войнах (сборники Орда и Брага оба 1922; поэма Киров с нами , 1941 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТИХОНОВ Николай Семенович — (21.11.1896, Петербург 1979), сценарист. Лауреат Государственных премий СССР (1942, 1949, 1952);Лауреат Ленинской премии СССР (1970 за книгу «Шесть колонн», 1968);Лауреат Международной Ленинской премии (1957). Учился в Высшей торговой школе.… …   Энциклопедия кино

  • Тихонов, Николай Семенович — …   Википедия

  • Тихонов Николай Семенович — …   Википедия

  • Тихонов, Николай Семёнович — Николай Семёнович Тихонов. Тихонов, Николай Семенович ТИХОНОВ Николай Семенович (1896 1979), русский писатель. Поэмы: “Сами” (1920) о В.И. Ленине, “Киров с нами” (1941) о защитниках Ленинграда. В лирике романтика революционного долга (сборники… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тихонов Николай Семёнович — (1896 1979), русский писатель, общественный деятель. Пафос жизнеутверждения, романтика революционного долга, идеалы интернационализма в стихах о Гражданской и Великой Отечественной войнах (сборники «Орда» и «Брага», оба 1922; поэма «Киров с нами» …   Энциклопедический словарь

  • Николай Семенович Конарев — Николай Семёнович Конарев …   Википедия

  • Николай Семенович Патоличев — Николай Семёнович Патоличев 5 й Министр внешней торговли СССР …   Википедия

Книги

  • Старинные русские водевили, Отсутствует. Предлагаем вашему вниманию аудиопостановки известных водевилей XIX века, в которых участвуют знаменитые артисты Алексей Грибов, Николай Гриценко, Василий Меркурьев, Фаина Раневская, Рубен… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига
  • Великим океаном нашей жизни, Николай Тихонов. Лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда Николай Семенович Тихонов - один из основоположников советской поэзии, крупнейший ее мастер. В книгу… Подробнее  Купить за 40 руб
  • Октябрьские рассказы, Н. Тихонов. "Октябрьские рассказы" почти все были созданы осенью 1957 года к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. "Мне выпало большое счастье быть свидетелем иучастником великих… Подробнее  Купить за 30 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»