Щедрин, Семен Федорович

Щедрин, Семен Федорович

— живописец-пейзажист; сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка, родился в 1745 г. Первоначальное образование получил, по-видимому, в преображенско-полковой "счетной комиссии для обучения письма", а в 1759 г., 14-ти лет от роду, был принят в число воспитанников Императорской Академии Художеств; по окончании в ней курса в 1767 г. он был награжден малой золотой медалью, присужденной ему за "Вид поля с протекающим по нем источником", и ввиду выдающихся способностей оставлен при Академии пенсионером. В 1768 г. Щ. для усовершенствования отправился на казенный счет за границу, посетил Париж, где некоторое время работал в школе и мастерской известного пейзажиста Казановы, затем несколько лет пробыл в Италии, живя преимущественно в Риме и работая над изучением классиков в его богатых музеях. По возвращении в 1776 г. в Петербург он был определен на службу живописцем при кабинете императрицы Екатерины II, в 1779 г. признан достойным звания академика, а в 1785 г. избран в советники ее, занимая при ней в то же время должность профессора пейзажной живописи. Два года спустя Щ. был назначен инспектором художественных классов Академии, а в 1798 г. — ее адъюнкт-ректором и директором, но от последней должности скоро отказался. В 1799 г. по представлению и плану Щ. был учрежден и передан в его ведение особый гравировальный пейзажный класс, в котором под руководством Щ. получили свое специальное образование многие хорошие художники. Уже в это время он пользовался значительным влиянием на дела Академии; вскоре же его влияние сделалось почти исключительным и было, во всяком случае, настолько велико, что он решался не исполнять желаний, если они не совпадали с его собственными намерениями, даже всемогущего Потемкина; особенно ярко сказалось это в деле Ф. И. Шубина, которого Потемкин прочил в старшие профессора скульптуры, Щ. же имел в виду предоставить эту должность своему младшему брату, Феодосию Федоровичу. Пользуясь своим влиянием на большинство преподавательского персонала и слабостью президента Академии, Бецкого, Щ. сумел оттянуть решение этого дела на целых пять лет. Еще более усилилось влияние Щ. на дела Академии при императоре Павле І, который относился к нему весьма благосклонно. Его деятельность в Петербурге как художника выражалась главным образом в писании видов с императорских загородных садов и дворцов. Кроме нескольких итальянских пейзажей, привезенных еще из Рима, и нескольких работ, изображающих различные моменты маневров, бывших в Ораниенбауме при императоре Александре I, все остальные картины Щ. неизменно представляют изображение видов разных уголков царскосельских, гатчинских, павловских и петергофских парков, причем исполнены они то масляными красками, то гуашью. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щ. можно указать на его "Пейзаж со стадом и пастухом", "Гатчинский вид", "Вид Аполлонова каскада", "Вид Монплезира в Петергофе", "Вид дворца в Павловске", "Вид Строгановой дачи", "Пейзаж с животными", "Полдень", три "Вида Каменного острова" (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце; лучшей картиной считается "Вид Монплезира". Любопытно, что современники Щ. относились к его таланту хотя в общем и доброжелательно, но все-таки значительно строже, чем позднейшие историки живописи. В "Северном Вестнике" за 1804 г., например, дается такой отзыв о его таланте: "От долговременного упражнения был в практике тверд, а первую подмалевку своих картин, особенно воздух и дальность, писывал он с большим мастерством, но в отделывании был неискусен". Далеко не так звучит характеристика, данная ему в "Памятнике искусств" (СПб., 1843 г.): "Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия..." Последний отзыв дословно перепечатан и некоторыми другими составителями сборников, справочников и даже исследований, хотя первый из них, кажется, ближе к истине. Большая часть картин Щ. была приобретена особами Императорского Дома. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. СПб. Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I (СПб., 1864 г.), стр. 13, 21, 97, 121, 139, 144, 214, 215, 293, 294, 307, 312, 351, 361, 363, 370, 371, 372, 375, 396, 420, 437, 468, 471, 478, 512 и прим. 37 (отдельное приложение, стр. 629). — "Семен Щедрин", некролог ("Северный Вестник", 1804 г., ч. 4, стр. 328—330). — "Памятник искусств", сборник, т. 2 (СПб., 1843). — А. Сомов, "Картонная Галерея Имп. Академии Художеств", ч. I ("Каталог произведений русских живописцев"), стр. 149. — А. Н. Андреев, "Живопись и живописцы главнейших европейских школ" (СПб., 1857), стр. 515, 516. — Энциклопедический словарь Брокгауза, полутом 79 (СПб., 1904), стр. 51. — Малый энциклопедический словарь, т. 12 (СПб., 1901 г.), стр. 1878. — Русский энциклопедический словарь Березина, т. IV, СПб., 1879 г.), стр. 292.

Н. Сербов.

{Половцов}



Щедрин, Семен Федорович

проф. пейзажной живописи в Ак. худ., адъюнкт-ректор, 1802 г.; р. 1745 г., † 1804 г. 1 сент.

{Половцов}



Щедрин, Семен Федорович

(1745—1804) — живописец. Один из первых русских пейзажистов. Сын солдата. Учился в Академии художеств (1760—67) в Париже и у Казаковы в Риме. Академик с 1779, директор Академии в 1798—1800. Хотя пейзажи Щ. с уравновешенной композицией и условным коричневым тоном в колорите в общем следуют академической традиции, но в них проступает уже оттенок сентиментальности и романтической грусти. Центральное место в творчестве Щ. занимают 12 больших панно — виды Гатчины, Петергофа и Павловска. Пейзажи Щ. находятся в Большом Детскосельском дворце, в Красногвардейском (бывш. Гатчинском) музее, в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве.

Лит.: Коноплева M. С., Семен Федорович Щедрин (1745—1804), в кн. Материалы по русскому искусству, т. I, изд. Гос. рус. музея, Л., 1928.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Щедрин, Семен Федорович" в других словарях:

  • Щедрин Семен Федорович — см. в статье Щедрин (фамилия нескольких художников) …   Биографический словарь

  • ЩЕДРИН Семен Федорович — (1745 1804) российский живописец. Брат Ф. Ф. Щедрина. Декоративно видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (виды парков в окрестностях Санкт Петербурга) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Щедрин, Семен Федорович — Семён Щедрин Дата рождения: 6 (17) апреля 1745 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти …   Википедия

  • Щедрин Семен Федорович — Семён Щедрин Дата рождения: 6 (17) апреля 1745 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти …   Википедия

  • Щедрин, Феодосий Федорович — Феодосий Федорович Щедрин (1751 1825), известный скульптор, представитель классицизма, профессор, ректор Академии художеств. Родился в семье солдата лейб гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при… …   Википедия

  • Щедрин Феодосий Федорович — Феодосий Федорович Щедрин (1751 1825), известный скульптор, представитель классицизма, профессор, ректор Академии художеств. Родился в семье солдата лейб гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при… …   Википедия

  • Семен Федорович Щедрин — Семён Щедрин Дата рождения: 6 (17) апреля 1745 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти …   Википедия

  • Щедрин Семён Фёдорович — (1745 1804), живописец, один из родоначальников русского пейзажного жанра. Брат Ф. Ф. Щедрина. Декоративно видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (виды парков в окрестностях Санкт Петербурга). * * * ЩЕДРИН Семен …   Энциклопедический словарь

  • Щедрин Сильвестр Феодосиевич — (1791 1830), живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Создавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто», 1825 28), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. * * * ЩЕДРИН… …   Энциклопедический словарь

  • Щедрин Феодосий Фёдорович — (1751 1825), скульптор. Брат Сем. Ф. Щедрина. Представитель классицизма. Создавал проникнутые гражданственным пафосом монументальные композиции (группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Санкт Петербурге, 1812 13), портреты …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»