Шенкао, Мухамед Алиевич

Шенкао, Мухамед Алиевич

(р. 24.03.1948) — спец. по соц. филос.; д-р. филос. наук, проф. Род. в пос. Сельхозтехника Адыге-Хабльского р-на Карачаево-Черкесской Республики. Окончил филос. ф-т Ростовского гос. ун-та (1977) и асп. там же (1982). С 1977асс., с 1983ст. преп., с 1989доц. Новочеркасского политехн. ун-та (Шахтинский филиал). В наст. вр. — проф. кафедры филос. Карачаево-Черкесского технол. ин-та (г. Черкесск). Канд. дисс. — "Специфика мифоэпического сознания" (1982). Докт. дисс. — "Смерть как социокультурный феномен" (1999). Мифоэпическое сознание, по Ш.,— сознание раннеклас. об-ва. Оно создавалось в "гуп" (группа), к-рая являлась объединением людей не по родству, а по роду занятий. Мифоэпическое сознаниесознание героической эпохи. Герой эпосастановящаяся личность. Желая знать свое будущее, он прогнозирует его через расшифровку знаков и знамений. Оставить на века свое имяцель героя. Для него важнычесть имени, соответствие слова и дела. В эпосе мы встречаем уже ростки линейного осмысления времени. Богоборчество (гибрис богов), данное в эпосе, есть показатель раскрепощенности сознания, амбивалентного отношения человека к богам.

Соч.: Представления о пространстве и времени в адыгском эпосе "Нарты" // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1979. Ч.2; Образы смерти в культурах мира // Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа. Пятигорск, 1997; Циклы жизни и имянаречения в традиционных культурах мира // Там же; Нарты: миф, эпос, культура. Москва, 1997; Горское ментально-прекрасное. Черкесск, 1998; Смерть как эпифеномен ментальности. Черкесск, 1998.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/119191/%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BE Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»