Схария (Захария, Скара)

Схария (Захария, Скара)

— ересиарх, основатель секты жидовствующих; деятельность его относится ко второй половине ХV века. В 1470 г. (по некоторым источникам — в 1471) в "господин великий Новгород", отстаивавший в то время от московского единодержавия свои вольности, в качестве наместника короля польского прибыл брат киевского князя Семена, кн. Михаил Олелькович (Александрович), а вместе с ним из Киева же приехали несколько евреев (по свидетельству летописи), вернее караимов, в их числе и С. Целью приезда последних были торговые дела, что видно из слов летописца: "15 лето 6979 был в Новегороде князь Михайло Олелькович, а с ним жидове торгом". С князем С. был хорошо знаком еще в Киеве, а в Новгороде пользовался даже особым его вниманием и благосклонностью. Крымский уроженец и караим по происхождению, С. в Киев переселился еще в молодые годы и там среди своих единоверцев пользовался большим влиянием. От своего племени он унаследовал наиболее характерные его особенности — свободное и критическое отношение к основным положениям и догматам веры и глубокое уважение к науке. До тогдашнему времени он был очень образованным человеком: он хорошо знал Ветхий и Новый Завет, ему были основательно известны творения отцов и учителей христианской церкви, и, что самое главное, он незаурядно был знаком с философией, естественными и математическими науками, а из последних — особенно с астрономией. В своем "Просветителе" Иосиф Волоцкий характеризует С. в следующих выражениях: "Сей (С.) бяша дьяволов сосуд и изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию и астрологы". С. был блестящим диалектиком, что в связи с его обширными, на тогдашнюю русскую мерку почти исключительными познаниями давало ему в руки неотразимое оружие.

Соловьев в "Истории России" (кн. I, т. V, стр. 1546) говорит, что уже в половине XV века в Киеве явилась ересь, смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергавшая таинство Св. Троицы, божественность Христа, почитание икон и пр., и что во главе этой секты уже в Киеве стоял С. Однако ни одно из этих положений — ни то, что колыбелью секты жидовствующих или весьма близкой к ней является Киев, ни то, что С. уже там играл выдающуюся роль — не находит подтверждения в первоисточниках. С другой стороны есть прочные данные предполагать, что подобие такой секты в зачаточном виде существовало на западных окраинах Литвы, и что С., бывавший всюду по своим торговым делам, именно там мог почерпнуть зародыши своих антидогматических идей, которые самостоятельно развил далее.

В Новгороде С. поставил себя скоро в хорошие отношения, особенно с некоторыми лицами из духовенства. Знакомства его начались именно с последних, что вполне естественно, так как в те времена торговля в городе находилась под покровительством церкви, при храмах хранились товары, весы и меры, следовательно для торговца, каким был С., являлась постоянная необходимость входить в сношения с духовными лицами. Со многими из них С. сблизился, и в результаты, по словам летописца, получилось то, что "мнози от попов и диаконов, живущих свинским житием, начали к нему ходить и бражничать и учиться волшебным книгам... И того ради научившася от них христоборной ереси жидовской..." Что касается "волшебных книг", то повод к этому могла дать, вероятно, имевшаяся у С. рукопись "шестокрылия", на основании которой он предсказывал небесные явления, чем сильно действовал на окружающих, ко всякому выходящему из ряда вон явлению относившихся с суеверием и видевших в нем предвестника бедствия. Точно также в распоряжении С. имелись, по-видимому, некоторые рукописи по математике, которые русским книжникам могли казаться "волшебными тетрадями и чернокнижием".

Но ни "волшебные книги", ни обаяние личности С., ни его выдающаяся ученость, конечно, не дали бы тех больших результатов, какие оказались на деле, если бы не существовали особые условия, благоприятствовавшие зарождению и развитию такой рационалистической секты, какой была секта жидовствующих. К таким условиям относится, главным образом, состояние политических и церковных дел того времени, как нельзя более благоприятное для брожения мысли. В "великом городе", накануне падения его политической самостоятельности, образовались две партии, из которых одна — сторонница политической свободы — искала покровительства Литвы, для чего и пригласила кн. Михаила в качестве наместника, а другая — сторонница единой церкви — стояла за сохранение союза с Москвою. Первая включала все, что было вольномыслящего и свободолюбивого, вторая — ревнителей "отческих преданий" и традиций. Между ними шла ожесточенная борьба, и при тесной связи, существовавшей между интсресами политическими и религиозными, эта борьба должна была перейти и перешла из области политической в область религиозно-церковную. С другой стороны тогдашний чрезмерно развившийся формализм в делах церкви, не всегда примерное поведение многих ее представителей, значительные поборы с прихожан, ряд злоупотреблений и пр. явления, свойственные переходным эпохам, — все это вызвало известную реакцию против существовавших религиозных форм, многих от них отталкивало и гнало в ряды прозелитов иных толкований. К тому же Новгород, имевший постоянные торговые сношения с Западом, более чем всякая другая область был подвержен его влиянию; всякое крупное общественное движение в странах среднеевропейских в большей или меньшей степени отражалось и в нем, в данный же момент на Западе именно и происходило сильное религиозное брожение. Наконец, новгородское духовенство пользовалось не только во времена вольностей города, во долгое время и после его покорения Москвою сравнительной независимостью в своих делах от центральной власти и не подлежало внимательному контролю со стороны ее, — духовенство же, как наиболее образованное сословие, и явилось авангардом в распространении положений и первыми членами секты жидовствующих. Совокупность этих условий и создала почву для развития религиозного брожения, еще раньше выразившегося в секте стригольников. От стригольничества было недалеко и до либерально-философского иудейства, каким и было учение С. Таким образом, почва была подготовлена. С. принадлежит, выражаясь сравнением, роль не пахаря, а сеятеля.

Сохранившиеся в летописях и других первоисточниках сведения об учении С. и его секте скудны и далеко неполны, притом почти во всех случаях записаны лицами, или совершенно не имевшими к секте никакого отношения или же стоявшими к ней в качестве представителей противной стороны. Сектанты же не оставили после себя ни одного сочинения, в котором излагалось бы их вероучение. Во всяком случае то, что сохранилось, позволяет · представить учение С. — главным образом сторону отрицания — в следующем виде: он отрицал монашество, духовную иерархию, троичность Божества, божественность Христа и воплощение Бога, отвергал поклонение иконам, крестное знамение и Евангелие, не признавал таинств вообще и таинства причащений в особенности, не верил в бессмертие души и отвергал почитание святых, мощей и храмов. Что же касается стороны положительной, то С., как и большинство реформаторов религии, в этом смысле почти ничего не создал, по крайней мере об этом нет никаких сведений. Единственное, что можно с достоверностью констатировать, это то, что во главу угла своей веры он положил Моисеевы заповеди во всей их ветхозаветной чистоте, признав их альфой и омегой религии, — и это собственно и есть, по-видимому, тот "иудейский" элемент, от которого получила свое название секта.

Первыми лицами, воспринявшими положения С., были попы Дионисий и Алексей, к которым в скором времени присоединились многие священники, диаконы и причетники, а также знатные граждане и городские чиновники, между прочим такие видные лица того времени, как Софийский протопоп Гаврило и сын знатного боярина Гр. Мих. Тучина. Из этих лиц, выдающихся по своему образованию и общественному положению, составился кружок, который, тщательно скрывая свои идеи от властей ("таяхуся, якоже змиеве в скважне") и наружно не порывая с православием, старался приобретать все новых и новых сторонников. В скором времени секта перебросилась из Новгорода в Москву, куда ее перенесли попы Алексей и Дионисий, взятые Иоанном III как люди весьма ученые и книжные и назначенные протопопами Архангельского и Успенского собора. Ряд известных лиц примкнул к новому учению, между ними любимец великого князя дьяк Федор Курицын. Сам Иван Васильевич, имевший понятие о ереси, относился к ней благосклонно. Гонения на нее начались только с 1487 г., когда против нее решительно выступил в Новгороде архиепископ Геннадий, созвавший в 1488 г. собор, который положил "нераскаянных еретиков казнить градскою смертию".

Принимал ли С. деятельное участие в дальнейшем распространении своего учения и какое именно — остается неизвестным. Есть больше основания думать, что к дальнейшим успехам своих идей он относился довольно равнодушно и все его влияние в течение последующей жизни в Новгороде ограничивалось только тем, что он служил "источником мудрости" для лиц, наиболее выдающихся в этом движении. В Новгороде он прожил лет двадцать. По сведениям, помещенным у Татищева под 1491 г., С. был казнен Иоанном III в Новгороде вместе с другими лицами, восставшими против московского великого князя, из чего следует, что он, по-видимому, принимал участие также и в движении новгородских партий против единодержавия Москвы.

Полное Собрание Русских Летописей, III, стр. 144, 184; IV, стр. 158—159, 235; VI, стр. 49, 235; VIII, стр. 160, 220, 234—242, 244. — "Никон. Летопись", VI, стр. 119, 171. — "Послания" новгородского архиепископа Геннадия: а) к ростовскому архиеписк. Иосафу ("Чтение Общ. Истор. и Древн.", 1847 г., т. VIII); б) к митрополиту Зосиме и к собору владык ("Акты Арх. Экспед.", I, № 380 и "Православн. Собесед.", 1863, IV, стр. 476—481). — "Ответные грамоты" архиеписк. Геннадию: а) от велик. кн. Иоанна Васильевича ("Акты Истор.," т. I, № 285); б) от митропол. Геронтия (там же, № 286). — Сочинения преподобн. Иосифа Волоколамского (Волоцкого): а) "Просветитель", содержащий возражения жидовствующим в 16 пунктах" ("Правосл. Собес.", 1853—1855 гг. и отдельно); б) "Послание к суздальскому епископу Нифонту" ("Чтения в Московск. Историч. Обществе", 1847 г., 1 отд., IV); в) "Послание к андрониковскому архимандр. Митрофану" — духовнику вел. кн. Иоанна Васил. (там же); г) начало "Послания к велик. кн. Иоанну Васильевичу" ("Древн. Российск. Вивлиоф.", XVI, стр. 423); д) "Послание к белоозерским старцам о повиновении соборному определению" (там же, XVI, стр. 424—428). — Сочинения инока Новгородского Отенского монастыря Зиновия: а) "Истины показание" (Казань, 1863); б) "Многословное послание" (рукопись хранится в библиот. СПб. дух. акад., № 1108). — В. Жмакин, "Митрополит Даниил и его сочинения", М., 1881 г., стр. 342—369. — Н. Руднев, "Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Велик. до Иоанна Грозного", М., 1838. — А. Сервицкий, "Опыт исследования ереси новгородских еретиков или жидовствующих", "Православн. Обозр.", 1862, июнь, стр. 177—205. Свящ. Ф. Титов, "Секта жидовствующих", "Миссионерск. Обозр.", 1896 г., июль — авг.,стр. 27—41; окт., 257—272; ноябрь, 337—353; дек., 437—445. — "Духовн. Вестник", 1865, т. 11, стр. 25—54. — Преосв. Макарий, "История Русской Церкви", 2-е изд., СПб., 1887 г., т. VI, стр. 81—142. 195—205 и 250—280. — Преосв. Филарет, "История Русской Церкви", т. III, стр. 106—120. — Карамзин, "История Государства Рос.", т. IV, стр. 82—85. 90—105; т. VI, стр. 196 и прим. 320 и 324. — Соловьев, "История России", изд. "Общ. Польза", кн. І, стр. 1546—1547. — Костомаров, "Русская История в жизнеописаниях", т. II, стр. 311—341. — Его же, "Северно-русские народоправства", т. II, стр. 446—448. — Иконников, "Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории", Киев, 1869, стр. 389—457. — В. Андреев, "Раскол и его значение в русской истории", стр. 21—23. — И. И. Малышевский, "О зарождении религиозных сект в России с рационалистическим направлением", "Труцы Киевск. Духовн. Акад.", 1883, т. XII, стр. 644—684. — Долгов "Новые данные, для истории жидовствующих" в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др.", И. Панов, "Ересь жидовствующих", "Журн. Минист. Народн. Просвещ.", 1877, кн. І, стр. 1—40; кн. II, стр. 253—295; кн. III, стр. 1—59. — "Записки Одесск. Общ. Истор. и Древност.", т. І, стр. 644.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Схария (Захария, Скара)" в других словарях:

  • Схария, Захария — Захария Схария или Скара  основатель секты жидовствующих. В 1470 году в Новгород пребывает наместник великого княза литовского  Михаил Олелькович. Вместе с ним в Новгород прибыли из Киева по торговым делам несколько иудеев, в том… …   Википедия

  • Схария — Схария, (Захария Скара) основатель еретического движения в Новгороде, известного как Ересь жидовствующих. Сообщения о неком жидовине , положившему начало ереси появляется у новгородского архиепископа Геннадия в послании митрополиту Зосиме в 1490 …   Википедия

  • Схария Скара (Захария) — Схария (Захария) Скара основатель секты жидовствующих (см. XI, 643). В 1470 г. в Новгород прибыли из Киева по торговым делам несколько евреев, в том числе Схария Скара, крымский уроженец, караим, влиятельный на родине среди своих единоверцев и… …   Биографический словарь

  • Схария — (Захария) Скара основатель секты жидовствующих (см.). В 1470 г. в Новгород прибыли из Киева по торговым делам несколько евреев, в том числе С. Скара, крымский уроженец, караим, влиятельный на родине среди своих единоверцев и человек по тогдашнему …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Sect of Skhariya the Jew — Skariya the Jew is also the name used by Ivan III of Muscovy to refer to Zacharias de Ghisolfi. The Sect of Skhariya the Jew, much more commonly known as the Heresy of the Judaizers or Zhidovstvuyushchiye , was a sect that appeared in Novgorod… …   Wikipedia

  • Secta de Sjariya el Judío — Skariya el Judío también es el nombre usado por Iván III de Moscovia para referirse a Zacarías de Ghisolfi. La Secta de Sjariya el Judío, conocida más ampliamente como la Herejía de los Judaizantes o Zhidóvstvuyushchiye (en ruso: жидóвствующих),… …   Wikipedia Español

  • Ересь жидовствующих — Ересь жидовствующих  православно церковное[1][2][3] название для ряда разнородных ересей с точки зрения официальной православной церкви[4]. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе Схарии, возникшей в… …   Википедия

  • Гизольфи, Заккария — Таманский полуостров, карта 1870 года Гизольфи, Заккария, (Zaccaria de Guizolfi, Zaccaria de Ghisolfi, Захария Гуйгурсис, Захария Гуил Гурсис, Князь Таманский Захария документов московского посольского приказа). Представитель генуэзского аристо …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»