Стефан Новгородец

Стефан Новгородец

— инок, в 1350 г. ходил в Царьград поклониться св. местам. Подобно игумену Даниилу, С. описывает в своем путешествии ("Хождение" С. издано И. П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор св. Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием С. относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" — рассказ С. о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском мре и занимались списыванием книг для России. Из этого монастыря много книг посылали на Русь: "устав, триоди и иные книги. Архимандрит Леонид в предисловии к "Обозрению цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам" (М., 1870) говорит, что из четырех наших паломников XIV и XV стол., С. Новгородца, диакона Игнатия (1389), дьяка Александра (1391—95) и иеродиакона Зосимы (1420), первое место как по времени, так и по внутреннему достоинству должно быть отведено С. Новгородцу, потому что он при описании цареградских святынь держался некоторой определенной системы, не злоупотребляя выражениями "ту" или "ту близ", которые другие (например, иеродиакон Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи. Поэтому при составлении "сводного списка" архим. Леонид принял за основание описание С. Новгородца, присоединяя по каждой описываемой им святыне сведения, находящиеся о ней у трех последующих паломников.

{Брокгауз}



Стефан Новгородец

— с 8 товарищами (из коих одного только именуем, Здеслава Иванковича), путешествовал для поклонения Святым местам в Царьграде и в Палестине. Он пишет, что был в Царьграде при Патриархе Исидоре. Следовательно, если при первом сего имени, то около 1347 и 1349 года; а если при втором, то 1458 года. Но поелику не упоминает он, чтобы тогда уже турки овладели Константинополем, который взяли они в 1453 году, то должно относить его путешествие к времени первого. Он довольно подробно описал Святые места и пути, но большую часть списал из Паломнина Даниила Игумена. Список Стефанова Путешествия находится между рукописями Новгородского Софийского Собора.

{Болховитинов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Стефан Новгородец" в других словарях:

  • Стефан Новгородец — инок; в 1350 г. ходил в Царьград поклониться святым местам. Подобно игумену Даниилу, Стефан описывает в своем путешествии ( Хождение Стефана издано И.П. Сахаровым во II томе Сказаний русского народа , 1849) святые места, собор святой Софии и… …   Биографический словарь

  • Стефан Новгородец — (XIV в.) – автор хождения (рассказа о путешествии) в Царьград (Константинополь) в 1348 или 1349 г. Судить о том, кто был этот человек и в какое время он посетил Константинополь, мы можем только на основании данных самого сочинения, которое… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Стефан Новгородец — инок, в 1350 г. ходил в Царьград поклониться св. местам. Подобно игумену Даниилу, С. описывает в своем путешествии ( Хождение С. издано И. П. Сахаровым во II томе Сказаний русского народа , 1849) святые места, собор св. Софии и разные святыни,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СТЕФАН НОВГОРОДЕЦ — рус. монах паломник, посетивший Константинополь в кон. 40 х гг. 14 в. Написанное им Хожение является наиболее полным и обстоятельным из всех рус. ср. век. описаний Константинополя. Лит.: Сперанский M. H., Из старинной новгородской литературы XIV… …   Советская историческая энциклопедия

  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; …   Православная энциклопедия

  • ВАРВАРА — [греч. Βαρβάρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.). Житие Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и… …   Православная энциклопедия

  • Монастырь Святых Космы и Дамиана (Константинополь) — Карта Константинополя. Космидион отмечен в левом верхнем углу. Монастырь святых Космы и Дамиана, известный также как Космидион не существующий в настоящее время х …   Википедия

  • ИОАНН ДАМАСКИН — Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»