- Сокольская, Жанна Абрамовна
род. 17 ноября в 1932 в Свердовске. Музыковед. Кандидат педагогических наук (1974); диссертация "Исследование путей и методов овладения интонационно-смысловым анализом музыкальных произведений в процессе преподавания истории музыки (из опыта подготовки учителей на музыкально-педагогическом факультете)". В 1958 окончила историко-теоретич. ф-т Уральской конс., в 1970 аспирантуру Моск. заочного пед. ин-та. Преподаватель в Свердловске культ-просвет. училища (1958—1960), Муз.-пед. училища (1960—1962), Пед. ин-та (с 1962, с 1977 доцент), Уральской конс. (с 1967, с перерывами).
Автор работ о сов. музыке, по вопросам муз. педагогики, концертных и театр. рецензий, в т. ч. "Сила песни" ("СМ", 1964, № 1), "Уральские самоцветы" ("МЖ", 1965, № 2), "Революции посвященная" (об оратории "Сны революции" В. Рубина; СМ, 1965, № 11), "Искусство масс" (там же, 1966, № 8), "О значении наглядности при изучении разделов музыкальной грамоты и музыкальной литературы на уроках пения" (в сб.: Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. — Свердловск, 1966, № 41), вступ. очерк в сб.: Песни Е. Родыгина. — Свердловск, 1966, "Оратория К. Кацман "Юный барабанщик" (в сб.: Эстетическое воспитание учащейся молодежи, № 40, — Свердловск, 1966), "О времени и о себе" (опера А. Холминова "Анна Снегина"; Уральский рабочий, 1967, 19 апр.), "Творчество Е. Родыгина" (в сб.: Композиторы Урала. — Свердловск, 1968), "Творчество К. Кацман" (там же), "Дороги военные — дороги искусства" (МЖ, 1969, № 3), "Доброго вам пути, "Сестры" (об опере Д. Кабалевского; СМ, 1969, № 11), "К вопросу о практическом применении интонационной теории в курсе истории музыки" (в сб.: Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. — Свердловск, 1970), "Пути овладения интонационно-смысловым анализом в курсе истории музыки" (там же), "Пронесенная в сердце поколений" (Уральский рабочий, 1971, 5 окт.), "Интонационно-смысловой анализ как метод обучения в курсе истории музыки" (в сб.: Ученые записки Свердловского гос. пед. ин-та. — Свердловск, 1972), "Содержание и направленность в изучении музыкально-исторических процессов и анализе музыки" (в работах В. Ф. Одоевского и А. Н. Серова; там же), "Методологические основы интонационно-смыслового анализа в изучении истории музыки" (в сб.: Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания. — М., 1973), "Победу славят уральцы" (СМ, 1975, № 5), "Организация и контроль самостоятельных анализов произведений и обучения по курсу истории музыки" (в сб.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. — Свердловск, 1977), "Или в сердце было моем" (о постановке оперы Т. Хренникова "В бурю"; ТЖ, 1978, № 12), "Исследование роли анализа музыкального произведения как средства осуществления межпредметных связей" (в сб.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. — Свердловск, 1979), "Спасибо, старые дома..." (о постановке муз. комедии О. Фельцмана "Старые дома"; ТЖ, 1979, № 4), "Рыцарь еще в пути" (там же, 1979, № 9), "На юбилейном вечере В. Горячих" (СМ, 1979, № 10), "Недопетая песня" (об опере К. Молчанова "Верность"; ТЖ, 1980, № 11), "На юбилейном вечере М. Смирнова" (СМ, 1980, № 12), "Тропа к Собинову" (МЖ, 1981, № 16), "Активизация мыслительной деятельности студентов в процессе изучения курса истории музыки" (в сб.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. — Свердловск, 1981), "Творческое развитие студентов музыкально-педагогического факультета на начальном этапе обучения по курсу сольфеджио" (Свердловск, 1982), "Лебединая песня" (МЖ, 1982, № 7), "Тем хорош, что труден" (ТЖ, 1982, № 5), "День полный музыки" (СМ, 1982, № 7), "Под сенью таланта" (ТЖ, 1982, № 19), "Принципы и методы развития творческих способностей студентов при изучении гармонического сольфеджио" (Свердловск, 1983), "Проблема развития творческого мышления в процессе обучения по курсу гармонии" (в сб.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете" (Свердловск, 1983), "Развитие творческой активности школьников в процессе музыкального обучения и воспитания" (в сб.: Музыкально-эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. — Свердловский совет педобщества РСФСР. Свердловск, 1984), "Содержание и основные критерий творческого мышления учителя музыки" (в сб.: Музыковедческая подготовка школьного учителя музыки. — М., 1984), "Геральд Топорков" (в кн.: Композиторы Российской Федерации. Вып. 3. — М., 1984), "Мымра" (МЖ, 1984, № 23); "Проблемы творческого развития педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки" (в сб.: Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах. — Тбилиси, 1986), "Радость и волнение" (о творчестве И. Архиповой; журн. "Кругозор", 1986, № 2), "Родному Уралу поклон" (о творчестве В. Баевой; там же), сост. и автор вступ. статьи в книгах: Песни композиторов Урала (М., 1984), Песни Евгения Родыгина (М., 1986).
Большая биографическая энциклопедия. 2009.