Славина, Мария Александровна

Славина, Мария Александровна

(в замужестве баронесса Медем) — известная русская оперная певица, меццо-сопрано; род. в 1858 г.; музыкальное образование получила в Имп. спб. театральном училище и СПб. консерватории. В 1879 г. состоялся ее дебют в роли Амнерисы в опере "Аида". В 1897 г. С. пожалована званием солистки его величества. С. выступала в 42 ролях, между прочим и Кармен, графини (в "Пиковой даме"), Ортруды (в "Лоэнгрине"), Ратмира (в "Руслане и Людмиле"). обладая хорошими голосовыми средствами и темпераментом, С. выделяется своею тонкою артистическою игрою.

{Брокгауз}



Славина, Мария Александровна

(по мужу баронесса Медем) — выдающаяся оперная певица (меццо-сопрано); род. 1858; музыке училась СПб. театральном училище и СПб. консерватории. По окончании последней дебютировала 1879 на Имп. Мариинской сцене в "Аиде" (Амнерис); с тех пор поет на той же сцене, являясь одним из лучших украшений ее (Кармен, графиня в "Пиковой даме", Ратмир и др.).

{Риман}



Славина, Мария Александровна

(по мужу Медем) [5 (17).6.1858, Петербург— 1.5.1951, Париж] — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто) и драмы, педагог. Род. в артистической семье (отец и мать, Н. Родина, драм. актеры). С девяти лет обучалась сначала на балетном, а затем надрам. отд. Петерб. театр. уч-ща. В годы учебы выступила в балетном дивертисменте в петерб. Мариинском т-ре. Позднее, когда у нее обнаружились вокальные данные, занималась пением сначала у композитора, дирижера петерб, Итал. оперы, педагога Э. Гаммьери, в 1877—79 — в Петерб. конс. (у Н. Ирецкой, затем у К. Эверарди, к-рые определили ее голос как сопрано; ф-п. — у Петерсона, позднее совершенствовалась у Ф. Черни). По предложению Э. Направника, верно определившего ее голос как меццо-сопрано, в 1879 дебютировала в партии Амнерис (впоследствии ставшей одной из ее лучших партий) на сцене Мариинского т-ра, где выступала до 1917. В 1902 получила звание "Засл. артистка имп. театров". Дважды гастролировала в Харьков. опере. В 1917 дебютировала как драм. актриса на сцене петрогр. Александрийского т-ра в пьесе "Холопы". В первые годы работы в Мариинском т-ре совершенствовалась в вокальном искусстве за границей у Джонсон (ученицы М. Маркези), после чего у певицы установился естественный диапазон и развилась сила голоса. Обладала гибким, мощным голосом "бархатистого" тембра редкой красоты, виртуозной колоратурой. Ее исп. отличали музыкальность, первоклассная вокальная школа, техничность (с легкостью исп. трели, рулады) и разнообразие тембровой палитры. Вокальное мастерство и драм. дарование позволяли певице создавать художественно цельные муз.-сцен. образы. С равным успехом выступала в драм., лирич., героич., комич. партиях, а также в ролях травести. Оперный репертуар включал ок. 60 партий.

1-я исп. партий: Ганны ("Майская ночь"), Фатимы ("Кавказский пленник"), Гиты ("Гарольд"), Княгини ("Чародейка"), Дашутки ("Горюша"), Кончаковны ("Князь Игорь"), Графини ("Пиковая дама"), Клитемнестры ("Орестея"), Уберты ("Корделия", 2-я ред.), Анджелы ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Петербурге — Рафаэля ("Рафаэль"); в Мариинском т-ре — Ольги ("Евгений Онегин"), Хафизы ("Фераморс"), Любаши ("Царская невеста"), Рагды ("Урвази — утренняя звезда"), Рафаэля ("Рафаэль"), Далилы ("Самсон и Далила"), Лолы ("Сельская честь"), Лауры, Адорно ("Джоконда"); на рус. сцене — Эпихарисы ("Нерон"), Андриано ("Риенци"), Кармен ("Кармен"), Стефано ("Ромео и Джульетта"), Парсеиды ("Эсклармонда"), Мистрисс Куикли ("Фальстаф"), Вальтрауты ("Гибель богов"), Фрики ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Клитемнестры ("Электра"), Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила", в этой партии не имела себе равных), Кончаковна, Любаша ("Царская невеста"), Ганна ("Майская ночь"). Графиня ("Пиковая дама"). Хафиза (вершина творчества певицы), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фидес, Амнерис, Кармен (в постановке М. Петипа), Далила. Ортруда. Вальтраута ("Гибель богов"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек и Федор ("Борис Годунов"), Груня ("Вражья сила"), Изяслав, Нежата, Лель, Любовь, Морозова ("Опричник"), Няня ("Евгений Онегин"); Орфей, Джамиле. Паж Урбан, Зибель. Партнеры: И. Ершов, И. Мельников, Ф. Стравинский. Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, А. Коутса, Э. Крушевского, К. Кучеры. Э. Направника, П. Чайковского.

На конц. эстраде выступала редко. Исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта, Реквиеме Дж. Верди (1-я исп. в России: Павловск, 25 июля 1881, п/у К. Зике).

Талант арт. высоко ценили П. Чайковский, А. Аренский, С Танеев, Н. Римский-Корсаков. Ей посвятили свои романсы Э. Направник ("Первая разлука", 1895; 1-я исп. баллады "Тамара", 1883), А. Глазунов ("Делия").

Искусство певицы сыграло немалую роль в развитии рус. оперного исполнительства. Наряду с И. Ершовым и Ф. Литвин С. была яркой представительницей новаторского искусства в муз. т-ре. Помогала молодым певцам — М. Черкасской (в работе над партией Февронии), Л. Андреевой-Дельмас (в работе над партией Кармен). Е. Николаевой, М. Маркович Давала частные уроки пения М. Рокольской и С Акимовой (1910—II). В 1919—20 проф. Петрогр. конс. С 1920 жила в Париже, где нек-рое время преподавала в Рус. конс. (почетный проф.: здесь у нее занималась И Громова). Гастролировала в Монте-Карло, Буэнос-Айресе, Париже (т-р "Опера комик").

Портрет певицы худож. Э. Липгарта — в ЛГТМ.

Соч.: Автобиография (машинопись) — в ГПБ, ф. 1110, оп. 1, ед. хр. 272.

Лит.: Финдейзен Н. Мария Александровна Славина // РМГ. 1898. № 1; Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра // Театр и искусство. 1898. № 2; Мария Александровна Славина// Ежегодник имп. театров: Сезон 1902—1903. Прилож. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной //РМГ. 1903. № 6: У.М.А. Славиной: 35-летний юбилей артистки М. А. Славиной//Петерб. газета. 1912. № 124, С. 585; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 60—69; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л.], 1949. С. 39, 146, 149—154, 157; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873— 1889. —Л., 1973. С. 42—43, 212, 228—230, 307; Его же Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904, — Л., 1974. С. 45, 63—65, 103—104; Его же Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 140, 312, 320; Акимова С. Воспоминания певицы. — Л., 1978. С. 26—29, 48, 50; Вайнштейи Л. Мария Славина // Муз, жизнь. 1985. № 2; Григорьева А. П. М. А. Славина в операх П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. — Ижевск, 1985. с. 54—64.



Славина, Мария Александровна

Род. 1858, ум. 1951. Певица (меццо-сопрано). Пела на сцене Мариинского театра. Среди партий — Графиня ("Пиковая дама", первое исполнение), ("Князь Игорь", первое исполнение), Кармен ("Кармен") и др. В 1920 г. эмигрировала.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Славина, Мария Александровна" в других словарях:

  • Славина Мария Александровна — Славина (Мария Александровна, в замужестве баронесса Медем) известная русская оперная певица, меццо сопрано, родилась в 1858 г.; музыкальное образование получила в Императорском Санкт Петербургском театральном училище и Санкт Петербургской… …   Биографический словарь

  • СЛАВИНА Мария Александровна — (1858 1951) российская певица (меццо сопрано). Пела в Мариинском театре. Первая исполнительница партий Графини ( Пиковая дама П. И. Чайковского), Кончаковны ( Князь Игорь А. П. Бородина), на русской сцене Кармен ( Кармен Ж. Бизе). С 1920 жила за… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Славина Мария Александровна — (1858 1951), певица (меццо сопрано). Пела в Мариинском театре. Первая исполнительница партий: Графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), на русской сцене  Кармен («Кармен» Ж. Бизе). С 1920 жила за… …   Энциклопедический словарь

  • Славина — Мария Александровна (в замужестве баронесса Медем) известная русская оперная певица, меццо сопрано, род. в 1858 г.; музыкальное образование получила в Имп. спб. театральном училище и СПб. консерватории. В 1879 г. состоялся ее дебют в роли… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СЛАВИНА — Мария Александровна, (по мужу барон. Медем), выдающаяся оперная певица (меццо сопрано); род. 1858; музыке училась Спб. театральном училище и Спб. консерватории. По окончании последней дебютировала 1879 на Импор. Мариин. сцене в Аиде (Амнерис); с… …   Музыкальный словарь Римана

  • Славина М. А. —         (по мужу Mедем) Мария Александровна (5 (17) VI 1858, Петербург 1951, Париж?) рус. певица (меццо сопрано). С 9 лет училась в Театр. уч ще в Петербурге, сначала на балетном отделении, затем на драматическом, позже на вокальном у Гаммьери.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Славина М. А. — СЛÁВИНА Мария Александровна (1858–1951), певица (меццо сопрано). Ученица Н. А. Ирецкой и К. Эверарди. В 1877–1917 в Мариинском т ре. Первая исполнительница партий Графини ( Пиковая дама П. И. Чайковского), Кончаковны ( Князь Игорь А. П …   Биографический словарь

  • САЛЮТ, МАРИЯ — «САЛЮТ, МАРИЯ!», СССР, Ленфильм, 1970, ч/б, 135 мин. Драма. В шестнадцать лет Мария становится подпольщицей революционеркой. В грозном 1919 году, проводя агитацию среди моряков флота интервентов, героиня знакомится с испанским матросом Пабло.… …   Энциклопедия кино

  • Курепова, Людмила Александровна — Людмила Курепова Имя при рождении: Людмила Александровна Курепова Дата рождения: 19 октября 1975(1975 10 19) (37 лет) Место рождения: Ленинград …   Википедия

  • Список заслуженных артистов РСФСР — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»