Бляхер, Ефим Давидович

Бляхер, Ефим Давидович

(27.03.1931 — 26.02.1998) — спец. по эстетике, филос. культуры и теории познания; проф. Род. в Гомеле. Окончил ист.-филол. ф-т Таджикского гос. ун-та (Душанбе, 1954), ф-т теории и истории искусств Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Москва, 1962), асп. при ВНИИ искусствознания (Москва, 1968). Преподавал в средних (1954—1964) и высших (1964—1990) учебных заведениях Таджикистана. С 1990 — зав. кафедрой теории, истории и методики художеств. культуры Хабаровского гос. пед. ин-та. Канд. дисс. — "Проблема происхождения искусств в истории философской мысли" (1969). Заслуженный работник нар. образования Таджикистана. Существенной функцией культуры, согласно Б., является смыслоозначение предъявляемых сознанию "предметов" ("вещей", действий, ментальных образований и т.п.), к-рые получают интерпретацию посредством включения в систему культурных коммуникаций. Развивается концепция эволюции знания, в основании к-рой лежат две базовые знаниевые структуры: "культурный образец", тематизирующий предъявленную сознанию "вещь", и "картина мира" как система фундам. метафор, структурирующих познавательную деятельность. В каждую ист. и социокультурную эпоху, в каждой цивилизации эти две фундам. знаниевые структуры принимают разл. модификации, но создают инвариантный механизм тематизации и структурирования знаний, "подставляя мир" сознанию, задавая тем самым знаковое оформление познават. деятельности и логику ее развертывания. Генерализованные знаниевые структуры составляют глубинный слой "тематизмов культуры". Задача культурной рефлексии — отдифференцировать когнитивное движение таматизмов от эволюции инструментовки, обнаружив культурные инварианты во всех областях. Б. реализует эту концепцию в эксперименте по конструированию новой пед. специальности и подготовке учителей.

Соч.: Современная буржуазная эстетика о происхождении искусств // ВФ. 1968. № 2; "Картина мира" и механизмы познания. [В соавт.]. Душанбе, 1976; Научная картина мира как форма миропредставления: Вопросы типологии // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1985; Культурный образец // Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии: структура и функции. Свердловск, 1987; Научная метафора: к методологии исследования трансляции знания. [В соавт.] // ФН. 1989. № 2; Философствование как способ мышления: еще раз о философских истоках марксизма. [В соавт.] // ФН. 1992. № 2; Вне и внутри, или три стороны одной медали (парадоксы самоопределения культуры // Культура: традиции и современность. Хабаровск, 1998.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»